Применение видеоматериалов на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Лисогор, Э. В. Применение видеоматериалов на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности / Э. В. Лисогор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89328/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется эффективность применения видеоматериалов на уроках английского языка для активизации познавательной деятельности обучающихся. Предлагаются варианты использования видеоматериалов на уроках английского языка.

Ключевые слова: мотивация, познавательная деятельность, видеоматериалы.

Проблема повышения качества знаний и мотивации обучающихся к учебной деятельности остаётся одной из ключевых проблем, с которой сталкиваются преподаватели иностранных языков. Для решения данной проблемы современный педагог должен находиться в постоянном поиске новых форм и методических приемов обучения. Однако, очень часто все новое — это хорошо забытое старое. В данной статье рассмотрим варианты использования видеоматериалов на уроках английского языка, как ключевого фактора активизации познавательной деятельности.

Применение видеоматериалов на уроке английского языка прежде всего характеризуется своей разнонаправленностью. Просмотр видео способствует формированию речевой компетенции обучающихся: развитию навыков аудирования и произношения. Кроме того, обсуждение просмотренного повлечёт за собой формирование навыков говорения. Объяснять грамматический материал намного проще, используя наглядные, красочные видео-примеры. Майоренко И. А. и Эпоева Л. В. отмечают, что просмотр видео способствует расширению словарного запаса, а также изучению актуального лексического материала [2]. Более того, применение видеоматериалов способствует повышению познавательной активности воспитанников, они активнее работают на уроке, если задания увлекательные, что влечёт за собой не только повышение мотивации, но и, как следствие, качества знаний обучающихся. Ведь согласно закону Йеркса — Додсона, существует прямая зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. При этом не следует забывать, что наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее её увеличение приводит к ухудшению результатов [1].

На уроке можно применять различные видеоматериалы в зависимости от решения конкретных задач урока. Это может быть: документальный фильм, популярное шоу, фильм, трейлер, мультфильм, реклама, выпуск новостей, прогноз погоды, обучающее видео, видеоблоги, спортивные трансляции и т. д.

Для успешного применения видеоматериала на уроке, следует выполнить ряд условий. Рассмотрим некоторые из них.

Определите цели и задачи урока. Подумайте, на каком этапе урока вы бы хотели применить видеоматериал, какую задачу вы решаете. В то же время стоит задуматься, не оскорбит ли видеоматериал чувства некоторых обучающихся, поэтому старайтесь не затрагивать вопросы религии, политики и другие острые темы.

Учитывайте длительность видео. При выстраивании организационной структуры урока необходимо определить, сколько времени уйдёт на просмотр видеоматериала. Слишком короткие видео (менее одной минуты) не несут особой смысловой, обучающей нагрузки [3], поэтому в конечном итоге они окажутся бесполезными. При этом стоит отметить, что видеоролики длительностью 1–1,5 минут отлично подойдут для этапа целеполагания: просмотр короткого видеофрагмента может способствовать повышению интереса обучающихся к теме урока. С другой стороны, просмотр слишком длинного видео может привести к снижению интереса и возникновению утомляемости обучающихся. Оптимальная длительность видео в зависимости от целей и задач урока составляет 1–10 минут. На основе десятиминутного видео можно построить весь урок. Разделив видеоматериал на несколько частей, разработайте различные разноуровневые задания для каждой из них.

Уровень владения английским языком обучающимися является ключевым при выборе видеоматериала. Невозможно заинтересовать воспитанников, если им будет непонятно более 50 % просмотренного. Скорее вы добьётесь обратного эффекта, ребята будут разочарованы и раздражены. С другой стороны, слишком простые видео с элементарными речевыми оборотами и базовой лексикой покажутся скучными обучающимся, владеющим языком на среднем и высоком уровнях.

Учитывайте возраст воспитанников. Для обучающихся первого курса довузовских образовательных учреждений МО РФ скорее подойдут простые видеоролики и мультфильмы с базовой лексикой. Особенно эффективно с помощью видеоматериалов разучивать и повторять алфавит, числительные, цвета и т. д. Большим успехом также пользуются видео-физминутки, такие как Just Dance, где обучающиеся должны повторять за танцорами на экране простые ритмичные движения под музыку.

Для воспитанников подросткового возраста подойдут современные, популярные фильмы, трейлеры, сериалы, фрагменты из юмористических шоу, новости, музыкальные клипы и т. д. Чтобы выбранный видеоматериал был максимально интересен обучающимся, проведите анкетирование, узнайте, чем увлекаются ваши воспитанники в свободное время и на каникулах, что они предпочитают смотреть по телевизору или на видеохостингах в сети Интернет. Если видеоматериал интересен обучающимся, они с радостью будут работать на уроке: смотреть видео, разбирать сложные моменты, принимать участие в обсуждении просмотренного, а также выполнять различные письменные задания.

Существует множество способов использования видеоматериалов на уроке, приведем лишь некоторые из них. Цель задания «Что сейчас произойдет?» отработать будущее время и конструкцию be going to, инициировать обсуждение, повысить интерес к теме. Для использования данного задания на уроке, необходимо найти видео, например трейлер к фильму или отрывок из него. Перед просмотром изучите и отработайте в упражнениях необходимую лексику, при этом уместно изучить лексику на предыдущем уроке. Начните просмотр, поставьте видео на паузу на подходящем интригующем моменте. Спросите обучающихся, что, по их мнению, сейчас произойдёт. Если воспитанники владеют языком на достаточно высоком уровне, попросите их аргументировать своё мнение, запишите ответы обучающихся на доске, чтобы определить, кто оказался прав.

Задание «Опиши человека» можно применять для развития навыков говорения, употребления описательных прилагательных в речи. На более продвинутом уровне оно прекрасно подойдет для развития речевых навыков по теме «Модальные глаголы (may, might, could)». Вам понадобится короткое видео, например интервью из вечернего шоу. Задача обучающихся состоит в том, чтобы подробно описать человека, дающего интервью. Перед выполнением задания следует повторить активную лексику, которая понадобится обучающимся для описания человека. Включите видео, попросите воспитанников ответить на вопросы о возрасте, внешности, характере человека, его одежде, семейном положении и т. д. Обучающимся, владеющих английским на уровне B-1/B-2 можно предложить поработать в парах, задавать друг другу вопросы об интервьюированном и отвечать на них. Для отработки модальных глаголов, уместно в самом начале просмотра поставить видео на паузу и предложить обучающимся предположить, кто по профессии человек, дающий интервью, женат ли он и т. д., попросите обучающихся аргументировать свою точку зрения. Например, “I believe he could be a rock star because he’s got long hair, he is a wearing a stylish outfit, sunglasses, he’s got tattoos all over his body, moreover, he’s got a golden ring in his ear”.

С целью отработки употребления в речи модальных глаголов, выражающих предположения и догадки, можно использовать задание «О чем они говорят?». Для этого найдите небольшой отрывок из фильма, в котором происходит напряжённый, важный или смешной диалог между героями. Например, отрывок из фильма «Мои, твои, наши», в котором главные герои Фрэнк Бирдсли и Рене Руссо сообщают своим детям, что они собираются пожениться и жить вместе. Задача обучающихся посмотреть видео без звука, затем предположить, о чём говорят главные герои, обратив внимание на их эмоции, мимику и т. д. Данное упражнение можно провести как фронтально, так и в парах или группах. После того как воспитанники выразят свои предположения, использовав модальные глаголы, включите видео ещё раз, но теперь со звуком, чтобы узнать, кто оказался прав.

Задание «Запомни диалог» направлено на формирование речевой компетенции. Покажите обучающимся короткое видео, в котором герои фильма ведут диалог. Попросите одних воспитанников запомнить слова первого говорящего, а других — слова второго. Видео можно просмотреть больше одного раза при необходимости. Основная задача данного вида деятельности состоит в том, чтобы побудить обучающихся говорить, поэтому не обращайте внимания на неточности при воспроизведении диалога, поощряйте импровизацию.

Цель задания «Переведи диалог» развивать лексико-грамматическую компетенцию, навыки перевода. Покажите обучающимся небольшой отрывок из отечественного фильма, в данном случае идеально подойдут советские комедии или современные комедийные сериалы. Распечатайте для обучающихся текст диалога, просмотрите с ними данный отрывок, попросите воспитанников перевести диалог на английский язык и разыграть диалог в парах. Данное задание также можно проводить в группах.

Для того чтобы научить воспитанников выражать свою точку зрения можно применить задание «Какой фильм посмотреть?». Разделите класс на группы, покажите обучающимся три коротких трейлера к фильмам, попросите их решить, какой фильм лучше посмотреть, при этом обязательно аргументировать свой выбор. Ведите дискуссию, записывайте все за и против, постарайтесь сделать так, чтобы в конечном итоге, класс пришёл к единому мнению.

Несомненно, существует достаточно много различных нестандартных приёмов работы преподавателя английского языка, однако использование видеоматериалов по праву может считаться одним из самых эффективных. Применение заданий с использованием видеоматериалов способствует формированию речевой и языковой компетенции, а также развитию творческих способностей обучающихся. Разнообразные способы применения видеоматериалов на уроке, безусловно, оживляют его, делая более увлекательным, информативным и креативным, что влечёт за собой активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Литература:

  1. Майоренко И. А. Коммуникативные стратегии и расширение словарного запаса при обучении английскому языку [Электронный ресурс]: Монография / И. А. Майоренко, Л. В. Эпоева, М. Н. Миронова. — Режим доступа: https://www.gramota.net/materials/2/2017/5–2/57.html
  2. Психологический словарь. Законы Йеркса-Додсона. Глоссарий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychologies.ru/glossary/08/zakonyi-yerksa-dodsona/
  3. Bolen Jackie. How to use video in the esl classroom | videos for esl students [Электронный ресурс] / Jackie Bolen. — Режим доступа: https://www.eslactivity.org/use-video-in-the-esl-classroom/
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, обучающийся, видео, задание, урок, видеоматериал, воспитанник, задача урока, базовая лексика, высокий уровень.


Похожие статьи

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний

В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний

В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос