Медицинские психологи решают разнообразные практические задачи в различных сферах жизнедеятельности.
Психологическая диагностика, коррекция, реабилитация, экспертиза являются незаменимыми мерами профилактики и преодоления разного рода дезадаптивных состояний и заболеваний.
В настоящее время известно, что важную роль играет психический фактор в зарождении таких заболеваний как кожных, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхательной системы [3]. Данные заболевания тяжело поддаются лечению, если в ходе лечения психический фактор игнорируется. Большинство врачей неосознанно нарабатывают опыт стихийной психологической помощи своим пациентам.
Личностные особенности и отдельные нервно-психические нарушения человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такого рода изменения в психике пациента называют соматогениями. К примеру, при желудочно-кишечных заболеваниях больные часто подавлены, раздражительны и ипохондричны, а при сердечно-сосудистой патологии многие пациенты испытывают страх и тревогу, в большинстве случаев во второй половине дня.
По своему характеру и содержанию профессиональная деятельность психолога разнопланова и многофункциональна. При выполнении функциональных обязанностей, психолог использует разнообразные методы и техники, которые объединены по их характеру в отдельные виды деятельности (диагностическая, исследовательская, прогностическая, информационная, конструктивно-проектировочная, консультативная, коммуникативная и др.)
Психолог, работающий с психосоматическими пациентами, исследует влияние соматических заболеваний на психику больного, а также воздействие психических факторов на возникновение и развитие соматических заболеваний.
Клинический психолог играет важную роль в психосоматической клинике. В силу своей глубинной подготовки в области психологии личности он в большей степени сведущ о внутриличностных конфликтах, мотивации, эмоциональных ресурса, адаптационных механизмах защитного поведения личности, об отношении пациента к болезни и лечению, внутренней картины здоровья и болезни личности, а также о факторах оказавших влиянии на воспитание и развитие личности.
На практике в соматической клинике перед психологом стоят задачи выявления роли и удельного веса психологического фактора в появлении телесного недуга, нахождение на основе какого аффективного состояния удерживается симптоматика, определения типа личности пациента и формирования мотивации к лечению. На основе полученных результатов при лечении психосоматических и соматопсихических заболеваний наиболее широко применяются два направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия. Лечение соматических заболеваний предполагает подход с использованием таких методов как: аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, гипноз, когнитивно-поведенческая, бихевиоральная, арт-терапия и пр.
В настоящее время психосоматика довольно хорошо изучена на теоретическом уровне, однако она еще не получила достаточной распространенности в здравоохранении и довольно медленными темпами вводится в практику обслуживания пациентов.
К помощи психологов зачастую обращаются в онкологических клиниках. Задачи психолога по психологической и психотерапевтической коррекции пациентов в данной области определяются в зависимости от эмоционально-психологических особенностей личности и ее реакции на болезнь, от этапов развития заболевания и стадий лечения [2]. Психологическая помощь в диагностическом, начальном периоде необходима пациентам для создания более адаптивного отношения к болезни и лечению, а также для снятия тревоги. Для вселения надежности и уверенности в положительный исход лечения в период подготовки к операции больных обучают методам самовнушения. Обеспечивается поддержка в адаптации к жизни в новых условиях при помощи коррекции эмоционального состояния. Профессиональная помощь психологами оказывается также семьям онкологических больных и медперсоналу таких клиник.
Известно, что психологическое состояние пациента очень сильно влияет на успех лечения даже самых тяжелых болезней. Если человек не готов жить в новых непривычных для него условиях и не верит в вероятность выздоровления, то даже наиболее верное лечение, назначенное врачом, может не привести к получению хороших результатов и выздоровлению пациента.
Психологическая реабилитация — составная часть любой программы реабилитации. Часто данная реабилитация требуется еще совсем молодым людям, которые пережили серьезную болезнь, ставшая следствием потери временной или полной трудоспособности или причиной инвалидности.
Одной из задач психологической реабилитации является возвращение человека в обычную социальную среду. Основные задачи психолога здесь — изменение отношения больного к себе и к окружающему миру в целом с применением в работе техник гипноза, психосинтеза и пр.
С увеличением темпов роста заболеваемости ВИЧ возрастает необходимость рассматривать данную проблему и с медицинской, и с психологической точки зрения.
Из-за недостаточной научной разработки вопросов, связанных с влиянием соматических заболеваний на психику, в клинике соматических заболеваний медицинская и социальная психология развиты в меньшей мере, чем в психиатрии и неврологии. В настоящее время значительным является взаимообмен между врачами и психологами специфическими знаниями об особенностях заболеваний и способах их лечения с целью развития медицинской психологии как профессионального вида деятельности в соматической клинике. Применение методов социальной психологии в работе с ВИЧ-инфицированными играет большую роль для изучения поведенческих особенностей, связанных с заболеванием, а также их влияния на снижение случаев инфицирования и борьбы с дальнейшим возможным распространением инфекции.
Исследование влияния поведения больного человека и отношений врача и пациента на течение его болезни представляет большое значение психосоматики для теории медицинского знания и его практического применения. Это даёт возможность по необходимости корректировать план лечения и отношения человека к болезни, а также достигать наиболее лучших результатов в лечении. Важно исследование вопросов психологической профилактики различных видов заболеваний, в том числе вопросов сохранения человеком характеристик собственного сознания. Знания, полученные в общей психологии, применяются для формирования конкретных действий человека в обстановке предотвращения заболеваний и в ситуациях существующих болезней.
Клинико-лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции показала, что ВИЧ-инфекция у разных людей развивается с разной скоростью и величиной вреда для здоровья, а психологические реакции у таких пациентов, бывают разными [1]. У кого-то из них развиваются чувства вины, беспомощности и гнева, что создает необходимость в кризисном консультировании и создании мотивов для дальнейшего медицинского наблюдения и обследования.
Психологи и врачи-эпидемиологи вместе помогают пациентам в раскрытии ВИЧ-статуса и оказывают консультирование родственникам и их партнерам. Для задач дифференцированной психологической помощи и оптимизации медицинских вмешательств может быть использована психодиагностика, которая направлена на выявление проблем эмоционального состояния таких как тревога, депрессия и др.
Таким образом, теоретическое и прикладное значение психосоматики для клинической психологии заключается в решении вопросов совершенствования диагностической и экспертной работы, изучения взаимоотношений больных, коррекции изменений их личности, возникающих в ходе заболевания, психологического потенцирования лечебных мероприятий, построение специальных психологических методов, которые будут повышать результативность и длительность эффекта лечения. Решение данных вопросов способствует формированию новых и развитию существующих задач и функций психолога, работающего в области психосоматики, что в свою очередь дает возможность оказывать всестороннюю и полноценную помощь больным людям.
Литература:
- Кольцова О. В. Психологическая помощь ВИЧ-инфицированным пациентам в Санкт-Петербургском центре СПИД: история и современность. [Электронный ресурс] // Журнал инфектологии. 2021;13(4):121–126; URL: https://doi.org/10.22625/2072–6732–2021–13–4–121–126 (дата обращения: 01.03.2022);
- Русина Н. А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer05.php (дата обращения: 01.03.2022);
- Залевский, Г. В. Введение в клиническую психологию: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978–5–534–10619–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430923 (дата обращения: 02.03.2022).