Конечно, большинство маркетологов хотят сразу увидеть результат в росте продаж корпоративного продукта. Но маркетинг в социальных сетях — это конкретный рекламный канал, где все не так просто. Это последовательная доверительная работа, повышение авторитета, которая рано или поздно неизбежно приведет к высокой лояльности клиентов и, соответственно, к увеличению продаж и большему доверию к компании, чем к тем конкурентам, которые не используют инструменты SMM.
Ключевые слова : SMM, продвижение в социальных сетях, бизнес, показатели активности аудитории.
Социальные сети — это интернет-сервисы, которые позволяют взаимодействовать с другими людьми, а также делиться и создавать контент через онлайн-сообщества.
Социальные сети предоставляют отличные маркетинговые возможности для бизнеса любого размера:
- Возможность продвигать имя бренда и бизнеса;
- Возможность рассказать клиентам о товарах и услугах;
- Возможность узнать, что клиенты думают о бизнесе;
- Возможность привлечь новых клиентов;
- Возможность построить более прочные отношения с существующими клиентами.
Маркетинг в социальных сетях имеет множество преимуществ:
- Широкий охват — социальные сети могут охватить миллионы людей по всему миру;
- Таргетинг на определенные группы — многие формы социальных сетей (например, Facebook, Twitter, Instagram) позволяют компаниям ориентироваться на определенные группы, часто в определенных местах;
- Возможности маркетинга социальных сетей бесплатные или недорогие — многие формы социальных сетей бесплатны для бизнеса, а платные варианты обычно недороги;
- Социальные сети позволяют общаться лично с отдельными клиентами и группами;
- Для работы в социальных сетях не нужны навыки высокого технического уровня или специальное компьютерное оборудование: достаточно будет даже мобильного устройства.
Конечно, маркетинг через социальные сети также имеет свои риски. Это включает:
— потраченное впустую время и деньги с малой или нулевой осязаемой отдачей;
— быстрое распространение неверной информации о бизнесе (например, ошибочная информация, случайно размещенная непосредственно на бизнес-странице, негативные отзывы, опубликованные другими);
— юридические проблемы, если бизнес не соблюдает законодательство о конфиденциальности и законы о спаме, авторском праве и других вопросах в Интернете.
Важно знать об этих рисках и разрабатывать стратегии работы в социальных сетях, чтобы избежать их.
В современном контексте маркетинга в социальных сетях не существует общепринятых методов оценки эффективности такой деятельности. Однако, основываясь на работе некоторых экспертов, мы опишем основные методы, на которые полагаются многие маркетологи при реализации кампании SMM как в социальной сети ВКонтакте, так и в TikTok [1].
Эти количественные показатели следуют друг за другом и показывают переход от количества к качеству.
1. Количество и качество публикаций.
Этот уровень напрямую зависит от деятельности специалистов SMM или рекламного агентства. Во «ВКонтакте» сообщения должны регулярно появляться в сообществе брендов — не реже трех раз в неделю, по возможности семь дней в неделю, три раза в день, чем чаще, тем лучше. Большое количество хороших интересных публикаций, безусловно, приведет к увеличению аудитории и ее энтузиазма. [2].
В TikTok нет особой формулы для публикации видеоконтента и частота публикации не влияет на продвижение. Всё зависит от формата видеоролика и аудитории. Например, видео в жанрах «юмор», «танцы», «социальные видео» можно добавлять до трех раз в сутки. Такой контент не загружает людей. В свою очередь, обучающие ролики следует добавлять не более раза в сутки: подписчикам необходимо время для освоения интеллектуальной информации.
2. Количество людей в сообществе.
Это показатель, который следует предыдущему. Чем интереснее маркетолог пишет или снимает видеоролики, тем больше людей смотрят контент страницы бизнеса, делятся им со своими друзьями и привлекают новых пользователей в сообщество. Это правило работает и для «ВКонтакте», и для TikTok
3. Активность аудитории.
Когда материалы, опубликованные в сообществе, интересны и привлекают внимание, пользователи, естественно, начинают реагировать, обсуждать, делиться [3]. Показателями активности аудитории становятся комментарии, лайки и репосты, в TikTok также есть функция «Дуэт», благодаря которой любой пользователь может снять видео с роликом другого автора из TikTok. Эта функция также является показателем активности аудитории.
4. Реакция аудитории, которая приводит к продажам. В социальных сетях также работает «воронка продаж» — путь, который проходит клиент от момента, когда товар привлёк его внимание, до момента покупки. Например, в TikTok воронка продаж выстраивается следующим образом: человек видит видеоролик бизнеса (этап охвата), далее переходит в профиль (этап вовлечения), а затем переходит по ссылке из профиля на сайт, страницу в Instagram (этап интереса) и, если продукт заинтересовал, то пользователь делает покупку.
5. Количество продаж людям, которые попали на сайт через социальные сети.
Это последний показатель, на эффективность которого можно положиться после того, как все остальные факторы были построены, проработаны, прозрачно рассчитаны и контролируются. Это, конечно, основной показатель эффективности, но не единственный, особенно для вновь созданных групп. Тем не менее, этот показатель также будет сильно зависеть от предыдущих четырех элементов для давних сообществ [4].
Таким образом, у нас есть своего рода воронка зависимости, в которую одна деятельность втягивает другую, что приводит к результату — эффективной продаже. Чем интереснее и лучше информация в сообществе или аккаунте, тем больше у нее читателей и последователей. Чем больше читателей, тем больше комментариев, лайков и других активных реакций. Чем активнее реакция, тем больше людей попадает на страницу, где они могут покупать продукты компании в социальных сетях, и тем больше продаж в конечном итоге получает компания. [9]
Рассмотрим несколько шагов по внедрению компании SMM маркетологом.
- Необходимо ставить реалистичные цели.
Ниже приведен список целей, которые следует использовать при планировании кампаний:
— Рост доходов;
— Увеличение трафика (посещение веб-сайта компании);
— Реклама нового продукта или услуги;
— Построение взаимодействия с целевой аудиторией;
— Формирование положительного имиджа компании или бренда;
— Повышение узнаваемости бренда;
— Повышение популярности ссылок;
— Формирование сообществ по интересам [5].
2. Нужно знать целевую аудиторию бизнеса.
Точность определения характеристик и потребностей целевой аудитории является одним из наиболее важных факторов успеха для компании SMM. [6].
3.Определить места, посещаемые целевой аудиторией.
Знание того, на каких платформах эта целевая аудитория общается, чем она интересуется, как она себя ведет, несомненно, является важным фактором.
4. Планировать развитие.
Как только потребности целевой аудитории будут определены, необходимо начать разработку плана действий. Стоит определить основные методы реализации SMM-компании, учитывая характеристики потенциальных потребителей и особенности социальной сети, используемой для рекламы.
5. Искать авторов публикаций.
Материалы для продвижения и продвижения SMM должны быть высокого качества, должны использоваться только уникальные тексты или идеи для видеороликов.
6. Необходимо мониторить результаты кампании SMM [6].
Оценка эффективности рекламы в социальных сетях определяется изначально поставленными целями и задачами. Чем яснее цель (лучше, если некоторые показатели уже включены), тем легче оценить производительность и отдачу от инвестиций в социальные сети. Поскольку реклама в социальных сетях основана на взаимодействии между людьми, оценка эффективности социальных сетей не может быть сведена к количественному анализу, и процесс может быть автоматизирован. Качественные показатели требуют „ручной» работы, например, когда речь идет о том, чтобы сделать обсуждение бренда актуальным в определенных социальных сетях. Поэтому, чтобы рассчитать отдачу от продвижения в социальных сетях, нужно быть знакомым с многочисленными количественными показателями (трафик на странице сообщества или аккаунта бренда, лайки, количество комментариев и т. д.).
Литература:
1. Акимова, Д. Ю. Интернет-маркетинг и его влияние на развитие бизнеса [текст] / Д. Ю. Акимова // Научные идеи в контексте модернизации современного общества: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. — 2017. — С. 6–8.
2. Алексеев, И. В. Зарождение термина интернет-маркетинг [текст] / И. В. Алексеев // Актуальные проблемы развития общества, экономики и права, сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов. Составлено Локтевой Т. В. — 2018. — стр. 33–39.
3. Гогохия, И. Продвижение в Telegram, WhatsApp, Skype и других мессенджерах [Текст] /И. Гогохия. — М.: Бомбора. — 2019. — 320 с.
4. Джагарян, Д. А. Интернет-маркетинг как перспективный метод продвижения продукции и услуг в интернете [Текст] / Д. А. Джагарян // Университетская наука — региону Материалы VI ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л. И. Ушвицкого, А. В. Савцовой. — 2018. — С. 339–341.
5. Дин, Т. Интернет-маркетинг с нуля: увеличение прибыли [Текст] / Т. Дин, Л. Федорова. — М.: Омега-Л, 2016. — 223 с.Кеннеди Д., Уэлш-Филлипс К. Жесткий SMM. Выжать из соцсетей максимум [Текст] / Д. Кеннеди, К. Уэлш-Филлипс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 344 с.
6. Кингснорт, С. Стратегия цифрового маркетинга. Интегрированный подход к онлайн-маркетингу. Руководство [Текст] / С. Кингснорт. –М.: Олимп-Бизнес, 2019. — 416 с.