Актуализация страховых тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в Республике Казахстан с учетом оптимизации системы «бонус-малус» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Бидайбек, М. Н. Актуализация страховых тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в Республике Казахстан с учетом оптимизации системы «бонус-малус» / М. Н. Бидайбек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89366/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматривается международный опыт страховых тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) с учетом оптимизации системы «бонус-малус». Актуализация страховых тарифов — сложная статистическая задача, которая основывается на наблюдении страховых выплат по соответствующему страховому портфелю и на международном опыте. Актуализация страховых тарифов с учетом системы бонус-малус предоставит возможность внедрения механизма гибкой тарификации, который позволит провести более четкую и справедливую оценку стоимости ОГПО ВТС для населения.

Цель принятия закона об ОГПО ВТС — снижение экономических потерь общества, защита материальных интересов пострадавших в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), защита интересов виновников аварий, так как часто ущерб, причиненный ими третьим лицам и подлежащий возмещению по Гражданскому Кодексу, превышает их финансовые возможности. В конечном итоге Закон об ОГПО ВТС защищает и само государство, так как благополучие общества, в частности зависит от преуспевания и защищенности отдельных его членов.

Важнейшим условием осуществления любого вида страхования является адекватная система страховых тарифов. Тарификация ОГПО ВТС — это наиболее важная и сложная задача. Сложность заключается в том, что на величину риска влияет множество материальных и личностных факторов. Важность тарификации страхования ОГПО ВТС состоит в том, что в отличие от добровольного страхования, владельцы транспортных средств обязаны заключать договоры страхования и тем самым исключается выборочность рисков. Основная особенность реальных страховых портфелей является неоднородность включенных в них рисков, то есть существенные различия в характеристике интенсивности и размера ущерба или выплат. Поэтому, при тарификации необходимо, с одной стороны, обеспечить прозрачность и простоту расчета тарифов, а с другой стороны, учесть интересы и обстоятельства каждого страхователя. Данная диллема решается путем компромисса между ними.

В страховании автогражданской ответственности процесс тарифообразования состоит из двух этапов. В первом априорная премия (чистая премия) рассчитывается с использованием актуарных методов, основанных на известных факторах риска, называемых базовыми тарифообразующими переменными [1]. Рассчитанная таким образом премия, увеличенная, в том числе, на расходы на страховую деятельность и надбавку за обеспечение, представляет собой так называемую базовую премию. На втором этапе, называемом апостериорным тарифообразованием, базовая премия корректируется путем включения в нее надбавок и скидок в зависимости от индивидуальных факторов риска страхователя, получающего так называемую письменную премию. Система «бонус-малус» [2;3] является одним из элементов апостериорного определения ставок, широко используемого в Европе.

В системе «бонус-малус» премия зависит от количества страховых случаев, зарегистрированных в предыдущем страховом периоде. Застрахованные без истории убытков переходят в базовый класс, затем в зависимости от количества страховых случаев переходят в последующие периоды страхования в определенный тарифный класс. Застрахованные, не заявившие об ущербе, переходят в классы с более низкой премией или остаются в том же классе, если они уже находятся в классе с максимальной скидкой. Застрахованные, заявившие об одном и более убытках, переходят в повышенный премиальный класс в соответствии с правилами перемещения между классами. Тарифные классы различаются размером надбавки, выраженной в процентах от базовой надбавки, то есть ставкой базовой надбавки. Классы со ставкой взноса ниже 100 % — это те, в которых есть «бонус» (скидка), классы со ставкой взноса выше 100 % — классы «малус» (с повышенным взносом).

Исторически первая система бонус-малус была создана в Великобритании в 1910 г. Страны континентальной Европы начали использовать системы бонус-малус после 1960 г. после публикации работ на эту тему в ASTIN BULLETIN [4;6].

В случае расчета премий в автостраховании важную роль играют правовые нормы данной страны. Такие правила могут касаться как коэффициентов тарифообразования при определении базовой премии, так и самих систем бонус-малус. В некоторых странах, например в Бельгии, Франции или Люксембурге, система бонус-малус введена законом. В других странах страховщики могут создавать систему бонус-малус, например, в Австрии, Ирландии, Греции, Испании, Великобритании, Германии или Польше. Однако можно отметить, что, несмотря на отсутствие законодательного регулирования по системе бонус-малус, в некоторых странах система обычно одинакова или существует типовая система бонус-малус. К таким странам относятся, в частности, Финляндия, Ирландия, Япония, Германия и Швейцария. Во многих странах причиной правовых норм, относящихся к системе бонус-малус, являются социально-экономические детерминанты. Однако это ограничивает конкурентоспособность на рынке автострахования и может привести к увеличению премий.

Системы бонус-малус, действующие в мире, отличаются очень большим разнообразием. Это касается количества классов операционной системы, а также пропорций классов повышения и скидки, правил перехода между классами и начала класса.

Можно указать страны с очень развитыми системами бонус-малус, такие как Бельгия, Франция, Люксембург, Германия или Швейцария. Системы БМ в этих странах имеют более 20 классов и особые правила перехода между классами.

Существуют системы бонус-малус только для классов со скидкой и для классов со 100 % чистой ставкой премии. Такие системы действуют в Бразилии, Финляндии, Испании, Гонконге, Ирландии, Кении, Швеции, Великобритании и Вьетнаме, и их характерной особенностью является малое количество классов и чаще всего потеря скидок после первого повреждения [7].

Системы бонус-малус только с повышением классов встречаются относительно редко. Примером здесь могут служить Соединенные Штаты Америки, в которых системы бонус-малус различны в отдельных штатах и в основном содержат только классы с надбавкой и ставкой 100 % чистой премии.

В большинстве случаев принадлежность к классу бонус-малус зависит от количества нанесенного ущерба в прошлом, чаще всего в течение одного года. Однако есть исключения. Принадлежность к классу в некоторых американских системах бонус-малус зависит от количества штрафных баллов, которые застрахованный получил за нарушения правил дорожного движения в течение трех лет, предшествующих заключению полиса. Только распределение штрафных баллов приводит к довольно большому разнообразию систем в отдельных штатах. Также в Корее класс бонус-малус зависит от штрафных баллов, начисленных застрахованному в последний год, предшествующий заключению полиса.

Чаще всего стартовым классом, в который застрахованные переходят без убыточной истории, является класс со ставкой 100 % чистой премии. Однако есть и исключения: например, в Бельгии стартовым классом является класс с коэффициентом 85 %, в Великобритании — 75 %, в Германии — 140 %, в Италии — 115 %.

На Казахстанском страховом рынке действуют системы бонус-малус, отличающиеся количеством классов, премиальными ставками и правилами перехода между классами системы. Системы бонус-малус, действующие в Казахстане, имеют 15 классов, в том числе четыре с более высокой ставкой премии. Как правило, скидка на курс страхования от повреждений в следующем году составляет 5 %, до максимальной скидки — 50 %. Максимальное увеличение премий до 245 %.

Рассмотрев международный опыт необходимо отметить следующие ключевые моменты применения системы «бонус-малус»: отдельный класс для впервые заключающих договор страхования с более высоким коэффициентом (выше 100 %) (в таких странах как Германия, Италия); равномерный переход при снижении с одного класса на другой за каждый страховой случай; льготы для тех, кто достиг самого высокого класса и находится в этом классе длительное время без страхового случая (Франция, Швеция, Австрия); при наличии страхового случая, для определения класса по бонус-малус, учитывается частота и тяжесть страхового случая (США, Швеция); в некоторых странах при определении класса страхования учитываются не только страховые случаи, дополнительно класс могут понизить за нарушение правил дорожного движения, такие как превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии и т. д. (США,Франция).

Литература:

  1. Ostasiewicz, W. (2000). Modele Aktuarialne (Actuarial models). Wrocław: Wydawnictwo Akademii Ekonomicznej im. O. Langego we Wrocławiu.
  2. Lemaire, J. (1995). Bonus-Malus Systems in Automobile Insurance. Boston: Kluwer.
  3. Lemaire, J. (1985). Automobil Insurance. Actuarial Models. Boston: Kluwer.
  4. Bichsel, F. (1960). Une etode pour calculer une ristourne adequate pour annes sans sinistres. ASTIN Bulletin 1: 106– 112.
  5. Bonsdorff, H. (1992). On the Convergence Rate of Bonus-Malus Systems. ASTIN Bulletin 22(2): 217–223.
  6. Bühlmann, H. (1967). Experience Rating and Credibility. ASTIN Bulletin vol. IV–III: 199–207.
  7. Szymańska, Anna (2018): Functions of the bonus-malus system in the motor third party liability insurance of motor vehicle owners, Economic and Environmental Studies (E&ES), ISSN 2081–8319, Opole University, Faculty of Economics, Opole, Vol. 18, Iss. 2, pp. 925–942, http://dx.doi.org/10.25167/ees.2018.46.28
  8. Bundesanstalt für Straßenwesen. Risikoorientierte Prämiendifferenzierung in der Kfz-Haftpflichtversicherung
  9. De Pril, N. (1979). Optimal Claim Decisions for a Bonus-Malus System: A Continuous Approach. ASTIN Bulletin 10: 215–222.
  10. Loimaranta, K. (1972). Some Asymptotic Properties of Bonus Systems. ASTIN Bulletin 6: 223–245
  11. Taylor, G. (1997). Setting a Bonus-Malus Scale in the Presence of Other Rating Factors, ASTIN Bulletin 27: 319– 327.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, система, Великобритания, Бельгия, Ирландия, чистая премия, базовая надбавка, базовая премия, максимальная скидка, стартовый класс.


Похожие статьи

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Проблемы исполнения договорных обязательств при обслуживании клиентов в ПАО «Сбербанк»

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся угрозы хищения или утери средств, которым подвержены держатели банковских карт, а также способы предотвращения этих угроз и минимизации ущерба. Усилия банка, направленные на обучение клиента и формирование инст...

Совершенствование оценки страховой стоимости недвижимого имущества на примере СПАО «Ингосстрах»

В данной статье обозначены основные направления совершенствования оценочной деятельности при оценке страховой стоимости страховыми компаниями г. Челябинска, на примере СПАО «Ингосстрах». Проведен сравнительный анализ процедур оценки страховой стоимос...

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Разработка автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с целью расширения диапазона оказываемых услуг

Настоящая статья написана в ходе подготовки дипломного проекта на основании выполненного академического исследования. В статье с теоретической позиции рассматривается создание автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Анализ применения ставок и сборов с авиаперевозчика в аэропорту за наземное обслуживание рейсов

В статье выполнен обзор современных проблем оказания услуг по наземному обслуживанию рейсов в аэропортах Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в крупнейших аэропортах России присутствуют проблемы необоснованного завышения тариф...

Развитие автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ)

В данной статье рассмотрена Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоресурсов (АСКУЭ), а именно электроэнергии. Рассматриваются современные способы учета электроэнергии (тарификация), приводится справка из истории о создании электрическог...

Особенности бухгалтерского учета малых предприятий в России

В докладе раскрываются особенности бухгалтерского учета малых предприятий в России, формулируется четкое определение малого бизнеса, а также основных отличий и особенной в работе организаций. В исследовании рассматриваются факторы работы малого бизне...

Похожие статьи

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Проблемы исполнения договорных обязательств при обслуживании клиентов в ПАО «Сбербанк»

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся угрозы хищения или утери средств, которым подвержены держатели банковских карт, а также способы предотвращения этих угроз и минимизации ущерба. Усилия банка, направленные на обучение клиента и формирование инст...

Совершенствование оценки страховой стоимости недвижимого имущества на примере СПАО «Ингосстрах»

В данной статье обозначены основные направления совершенствования оценочной деятельности при оценке страховой стоимости страховыми компаниями г. Челябинска, на примере СПАО «Ингосстрах». Проведен сравнительный анализ процедур оценки страховой стоимос...

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Разработка автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с целью расширения диапазона оказываемых услуг

Настоящая статья написана в ходе подготовки дипломного проекта на основании выполненного академического исследования. В статье с теоретической позиции рассматривается создание автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Анализ применения ставок и сборов с авиаперевозчика в аэропорту за наземное обслуживание рейсов

В статье выполнен обзор современных проблем оказания услуг по наземному обслуживанию рейсов в аэропортах Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в крупнейших аэропортах России присутствуют проблемы необоснованного завышения тариф...

Развитие автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ)

В данной статье рассмотрена Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоресурсов (АСКУЭ), а именно электроэнергии. Рассматриваются современные способы учета электроэнергии (тарификация), приводится справка из истории о создании электрическог...

Особенности бухгалтерского учета малых предприятий в России

В докладе раскрываются особенности бухгалтерского учета малых предприятий в России, формулируется четкое определение малого бизнеса, а также основных отличий и особенной в работе организаций. В исследовании рассматриваются факторы работы малого бизне...

Задать вопрос