Поскольку конституционно-правовая ответственность является сравнительно новым видом юридической ответственности, не менее дискуссионным является и вопрос о ее субъектах.
Юридическая наука относит наличие субъекта к необходимым элементам состава конституционного правонарушения. Общим основанием применения уполномоченными субъектами мер конституционно-правовой ответственности является совершение противоправного действия или бездействия, повлекшего за собой нарушении конституционных норм.
Объективную сторону конституционных правонарушений, а именно выявление нарушенных норм конституционного права, современным юристам надлежит выводить сложным логическим путем из Конституции, федеральных законов и иных нормативных актов. При этом специфика объективной стороны напрямую зависит от субъекта правонарушения.
Проблема формирования состава субъектов конституционно-правовой ответственности является частью вопроса о субъектах конституционно-правовых отношений. Науке приблизительно известен круг субъектов конституционно-правовых отношений, однако решение вопроса о субъектах конституционно-правовой ответственности по состоянию на сегодняшний день отсутствует. Основным предметом обсуждения, вызывающим затруднение у исследователей, является обладание субъектов конституционно-правовых отношений конституционно-правовой деликтоспособностью.
В ходе исследования выявлено два вида субъектов, обладающих деликтоспособностью, а именно, индивидуальные и коллективные.
При этом индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, депутаты представительных органов публичной власти, должностные лица.
Коллективными субъектами конституционно-правовой ответственности принято считать объединения граждан, а также органы публичной власти, учитывая при этом их разделение по горизонтали и вертикали.
Мы склонны предполагать, что одним из коллективных субъектов конституционно-правовой ответственности является и государство в целом. Данное предположение вытекает из ст. 53 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.
Подтверждают данную гипотезу и положения гражданского законодательства РФ, а именно ст. 16, ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ, устанавливающие ответственность государства, в лице органов публичной власти за убытки, причиненные граждан и юридическим лицам и порядок их возмещения.
Вместе с тем, науке известно и отличное мнение. Согласно традиционному подходу, в качестве субъектов конституционно-правовой ответственности не могли выступать государство, народ и высшие представительные органы власти, поскольку государство и высшие представительные органы власти наделены полномочиями применять конституционно-правовые санкции по отношению к остальным субъектам, однако сами не являются объектами воздействия таких мер, поскольку субъекты государственно-правовых отношений, превосходящие их по уровню, отсутствуют.
Рассматривая индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности, следует подчеркнуть, что необходимым условием для деликтоспособности является гражданство, достижение восемнадцатилетнего возраста и наличие дееспособности.
По мнению некоторых ученых, меры конституционно-правовой ответственности не распространяются на граждан, в случае если они не являются должностными лицами. На наш взгляд, эта позиция не соответствует действительности, поскольку действующие положения Конституции РФ закрепляют в ее тексте не только конституционные права, но и конституционные обязанности.
Многие ученые выделяют судей Конституционного Суда и Верховного Суда в качестве субъектов конституционно-правовой ответственности. На наш взгляд, такая позиция вполне обоснована, и имеет нормативное закрепление в положениях Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».
В соответствии со ст. 18 указанного закона, полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут прекращаться ввиду вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу, совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью.
Данное положение законодательства напрямую свидетельствует о возможности применения мер конституционно-правовой ответственности. Аналогичные рассуждения можно высказать и в отношении судей других звеньев судебной системы.
Поскольку в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, действия органов публичной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть признаны судом незаконными, указанные органы являются коллективными субъектами конституционного права.
В отношении же законодательных органов, ситуация складывается немного сложнее. В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт полностью или частично признан не соответствующим Конституции РФ, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, в обязательном порядке рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, что также может рассматриваться в качестве одного из видов конституционно-правовой ответственности. В качестве самостоятельной проблемы рассматривается также проблема конституционно-правовой ответственности выборных органов публичной власти перед населением.
Таким образом, субъектом конституционно-правовой ответственности является участник конституционно-правовых отношений, который обладает конституционной деликтоспособностью, а существование конституционно-правовой ответственности играет скорее превентивную роль, способствуя повышению качества работы должностных лиц и государственных органов, и укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237; 16 марта 2020 г. № 55;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации ч. I от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2019. N 18 ст. 2207; ч. II от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ //СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2021. N 24. Ст. 4228; ч. III от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ//СЗ РФ.2001.N 49. Ст. 4552; 2018. N 53. Ст. 8421; ч.IV от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ//СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5496; 2022. N 1. Ст. 18.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета.23 июля 1994 г. N 138–139; 6 июля 2021 г. N 146.