Профилактика информационной зависимости от средств массовой коммуникации у детей старшего подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Пушкарная, В. В. Профилактика информационной зависимости от средств массовой коммуникации у детей старшего подросткового возраста / В. В. Пушкарная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89370/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматривается влияние информационной зависимости на детей старшего подросткового возраста, факторы риска формирования информационной зависимости, а также направления профилактики информационной зависимости от средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: информационная зависимость, средства массовой коммуникации, профилактика информационной зависимости.

Проблема информационной зависимости среди детей старшего подросткового возраста с каждым годом становится актуальнее, так как к устоявшимся источникам информации присоединяются современные технические средства. Электронные средства массовой информации — особенно привлекательны для подростков своей доступностью и возможностью получать, интерпретировать и передавать информацию самостоятельно, без участия в этих процессах взрослых.

С одной стороны, доступность информации в электронных средствах массовой информации может повлиять на развитие самостоятельности подростка, это расширяет его возможности по приобретению необходимых знаний и навыков.

С другой стороны, неустойчивое психическое развитие подростка, недостаточно сформированное умение критически мыслить, а также отсутствие необходимого жизненного опыта, может привести к тому, что подросток легко может стать объектом манипуляции. Он легче, чем другие возрастные категории, приобретает зависимость от новой информации и предпочитает больше находиться в виртуальном мире, не понимая, что данные действия вредят физическому и психическому здоровью.

Проблема информационной зависимости заключается еще и в том, что через некоторое время информация перестает усваиваться людьми, в особенности, подростками. При получении информации требуется время, чтобы обдумать ее, проанализировать и сделать конкретные выводы. Но, привыкнув постоянно воспринимать готовую информацию как истину в последней инстанции, человек постепенно утрачивает навыки ее анализа, в результате чего информация становится инструментом манипулирования и насилия над его сознанием.

Опираясь на научные данные Д. И. Фельдштейна, исследования, проведенные два-три десятилетия назад, доказали, что раньше ребенок проходил своё развитие в специфических условиях общества, а сейчас на его развитие существенное влияние оказывает информация, которая преподносится социуму средствами массовой информации и Интернетом. Именно поэтому информация, которую ребенок получает от учителей и родителей, становится для него менее значимой и, соответственно, менее усваиваемой [3].

На сегодняшний день существует много различных способов передачи информации. С помощью современных средств массовой коммуникации можно передавать большой объем информации наиболее доступным способом и на неограниченную по численности аудиторию, оказывая при этом определенное информационное воздействие на нее. Т. И. Ежевская говорит, что информационное воздействие носит психологический характер, оказывает определенное влияние на психику человека, при котором изменяются психологические свойства, состояния и поведение индивида [2].

В словаре, составленном президентом Ассоциации медиапедагогики России А. В. Федоровым, понятие «средства массовой коммуникации» определяется как технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором) [6].

К основным средствам массовой коммуникации, которые активно применяют в своей жизнедеятельности большинство населения планеты, относят: средства массовой информации — газета, радио, телевидение, а также книги, телефоны, компьютеры, Интернет и социум.

Наиболее распространенным и популярным источником информации среди подростков является Интернет. Исследования влияния на психическое здоровье детей и подростков интернет — зависимости начались уже в 1996 году. Но на сегодняшний день нет целостного научного понимания содержания этого термина, критериев оценки этого явления и методов его диагностики. Термин «интернет-зависимость» был введен американским психологом, доктором Айвеном Голдбергом для описания длительного, возможно патологического, пребывания человека в Интернете [5].

В психолого-педагогической литературе представлены три группы факторов риска формирования информационной зависимости [4]:

Когнитивная группа факторов. У детей старшего подросткового возраста представления о негативном влиянии информационной зависимости на процессы физического, социального и психического развития еще не сформированы на достаточном уровне. Это незнание приводит к формированию отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Социально-психологическая группа факторов. Отличительной особенностью является сниженная социально-психологическая адаптация, непринятие окружающих, повышенный социальный надзор за своей жизнью. Эти особенности человека приводят к уходу от решения важных жизненных задач, возникает чрезмерное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, в результате чего, развивается информационная зависимость.

Личностные факторы. К формированию и развитию информационной зависимости приводят такие личностные факторы, как: нарушенный самоконтроль, ригидность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, импульсивность, инфантилизм, неадекватная самооценка, а также слабо развитые коммуникативные навыки.

Повышенное внимание следует посвятить профилактике информационной зависимости, так как с каждым годом увеличивается количество зависимых индивидов от информации, в том числе и подростков. Выражается патологическая склонность проводить время за просмотром телевизора, в Интернете и других источниках информации, а также растет число людей, нуждающихся в диагностике, профилактике и психокоррекции от данной зависимости.

Профилактика информационной зависимости — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, позволяющих обеспечивать устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды и предотвращать формирование и развитие зависимости от информации среди индивидов разного возраста.

На основе подходов к профилактике зависимого поведения, были выявлены такие направления информационной зависимости, как [1]:

– информационное — подразумевает формирование и развитие знаний по проблеме зависимости от информации;

– социально-психологическое — данное направление включает в себя формирование и развитие социальной компетентности;

– личностное развитие эмоциональной сферы;

– тренинговое — характеризуется формированием ценностно — смысловых ориентиров личности.

Информационная зависимость как социально-психологический феномен возникает у человека, в процессе использования различных средств массовой коммуникации, непрерывного поиска необходимой ему информации, содержание и вид которой формирует определенную форму зависимости. Профилактическая работа по предотвращению данного вида зависимости — длительный и трудоемкий психолого-педагогический процесс. Но именно он, не являясь средством шоковой психологической терапии, способен постепенным, эволюционным путём наиболее эффективно и надёжно предотвращать вредное воздействие информации на психофизическое развитие личности человека.

Литература:

1. Бессонова Т. В. «Профилактика интернет — зависимости старших подростков». 2010. С.119–122.

2. Ежевская Т. И. Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека // Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 104–107

3. Николаева И. А., Гаврилушкин С. А., Гурылева Л. В. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования // Человеческий капитал. 2020. № 5. С. 217–219.

  1. Панькин П. В., Иванов А. М. Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 4. С. 147–150.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология». 8-е изд., стер. Москва: Академия. 2008. 500 с.

6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та. 2010. 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная зависимость, массовая коммуникация, информация, массовая информация, средство, старший подростковый возраст, Интернет, информационное воздействие, подросток, риск формирования.


Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Профилактика информационного насилия над детьми подросткового возраста в современных информационных каналах

В статье рассматривается сущность актуального феномена, именуемого в научном мире информационным насилием в современных информационных каналах; его влияние на детей подросткового возраста, основные направления профилактики информационного насилия над...

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Профилактика информационного насилия над детьми подросткового возраста в современных информационных каналах

В статье рассматривается сущность актуального феномена, именуемого в научном мире информационным насилием в современных информационных каналах; его влияние на детей подросткового возраста, основные направления профилактики информационного насилия над...

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Задать вопрос