Сравнительный анализ древнерусской и древнекитайской бракоразводной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 12.03.2022

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Чжао, Янъян. Сравнительный анализ древнерусской и древнекитайской бракоразводной системы / Янъян Чжао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 124-129. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89387/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная работа посвящена сравнению древнекитайской и древнерусской системы брачного расторжения, выявлению различия и общности, а также показу культуры, стоящей за ними. С помощью метода историзма и литературного метода мы узнали, что бракоразводная система обеих стран была похожа во многих аспектах. Причиной этого явления может служить неравноправие между мужем и женой. А что касается различий, то в связи с разными культурными фонами и иностранным влиянием, древнерусская бракоразводная система развивалась намного быстрее, а китайская изначально до конца оказывалась под сильным клановым влиянием.

Ключевые слова : бракоразводная система, древнекитайский развод, древнерусский развод.

Бракоразводная система — одна из важнейших законных систем государства, устанавливающая порядок прекращения брака. Она всегда тесно связывалась с народными обычаями и традициями, благодаря чему смогла приобрести относительную стабильность, и нерезко изменять своё содержание на протяжении долгих лет в древние времена [5, с.275]. Именно поэтому нам становится возможно противопоставить древнерусскую и древнекитайскую бракоразводную систему, найти общность и различия, и показать стоящую за ними культуру развода. В качестве примеров мы будем брать самые типичные законы. Для китайской стороны источниками актов послужат кодексы династий Суй, Тан и Хань, а для русской стороны—учения, Ветхий завет, Кормчая книга и Номоканон, которые существовали до реформ Петра Великого.

1. Поводы к расторжению брака

Поводы к разводу — важнейшая часть системы брачного расторжения. Они отражали семейные ценности и показывали, что не мог терпеть в супружеской жизни народ. Помимо этого, здесь ещё наблюдается оттиск интересов государства и его стремление установить стандарты семейных отношений.

1.1 Древнерусские поводы к расторжению брака

«Исследование русского бракоразводного права может быть начато, строго говоря, лишь со времени принятия христианской религии нашими предками». — гласит труд Александра Загоровского [2, с.3]. До принятия христианства власти практически не уделяли внимание семейным делам, соответственно, не существовало и бракоразводных законов. После Крещения Руси изменился духовный мир русского народа и его образ жизни. Правила развода с помощью постепенно заимствованных из Византии законов и духовных поучений тоже мало-помалу стали меняться.

Некоторые поводы не требуют лишнего объяснения, сюда входят: (1) принятие одним из супругов христианской религии, (2) государственная измена, (3) добрачная неспособность мужа к брачному сожитию, (4) безвестное отсутствие одного из супругов, (5) взятие в плен более пяти лет, (6) проказа, (7) потеря рассудка без надежды на выздоровление, (8) пострижение одного из супругов в монашество, (9) бесплодие жены, (10) известная степень хозяйственной непорядочности супруга, (11) систематическое преследование мужем жены, (12) несогласие между родственниками супругов, (13) удерживание жены лицами, которые имеют над нею власть.

Другие поводы нуждаются в детальном разъяснении. А именно: (a) прелюбодеяние, (b) потеря женою невинности до заключения брака, (c) добрачная беременность не от жениха, (d) обоюдное соглашение супругов на развод.

Прелюбодеяние являлось главным поводом к разводу. Как пишет Василий Великий: «Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений…». Верность в супружеской жизни имела особое значение, однако, на практике определяли прелюбодеяние мужа и жены по-разному. Муж считался прелюбодеем только тогда, когда он имел плотскую связь с женщиной, находящейся в браке, или когда вступал в новый брак, не расставаясь с прежней женой. Для жены все было строже. Вступая в связь с посторонним мужчиной, она считалась прелюбодейкой. С развитием общества постепенно появились поводы аналогичные прелюбодеянию — (а) если жена пировала с другими мужчинами против воли мужа или принимала с ними баню; (б) если жена без согласия мужа посещала театр, цирк, или ночевала вне супружеской квартиры, за исключением у своих родителей; (в) если муж будет найден в своем доме в непозволительной связи с другой женщиной [1] ; (г) если муж ложно обвинял жену в нарушении супружеской верности; (д) если муж решил поступить против целомудрия жены и предать ее на прелюбодеяние другим.

Что касается потери женою невинности до заключения брака , то, как гласит Кормчая книга: «…Если же напротив сказанное им будет истинно и не найдется девства у отроковицы, то пусть приведут ее к дверям дома отца, и жители города побьют её камнями». Потеря невинности до заключения брака считалась практически наравне с прелюбодеянием.

Добрачная беременность не от жениха представляла собой открытый обман жены, и её осквернение чистоты супружеской жизни. Конечно, существовали исключения, которые включали в себя следующие случаи — (а) если муж был в курсе беременности до брака; (б) если он в предполагаемый период зачатия имел связь со своей будущей женой; (в) если брак был заключен с вдовою или разведенной раньше года от прекращения 1-го брака.

Обоюдное соглашение супругов на развод описывается в Уставе Ярослава: «Аже муж с женою по своей воли распутиться, епископу 12 гривень, а буде не венчался, епископу 6 гривен». Данный повод был исконным, но в то же время не одобряемым церковью. Супругам, разводящимся по данной причине, грозил штраф.

Помимо вышесказанных причин развода, также существовали категория браков, которая запрещались в Древней Руси. В основном запрещалось жениться кровным и духовными родственникам, под запрет попадал и брак между усыновителями и усыновленными. Эти браки не признавались, и, естественно, прекращались.

1.2 Древнекитайские поводы к расторжению брака

Поводы к расторжению брака в древнем Китае можно поделить на четыре категории — Цичу(七出), Ицзюе (义绝), Хэли (和离) и Вэйлюй (违律婚断). Они окончательно сформировались ещё в династии Тан (Ⅶ-Ⅹ век) под влиянием идеологий Ли (礼) и Фа (法). В центре внимания Ли «человечность», то есть склонность править страной «бездействием», с помощью нравственности, морали народа добиться гармонии в обществе. Фа, наоборот, управлять жёсткими законами и правилами. Поэтому развод мог произойти не только по желанию супругов, но и по требованиям государства.

Цичу — наиболее частые причины развода, которые встречаются и объясняются в книге «И-ли» (одна из 13 книг конфуцианского канона). Смысловой перевод этого словосочетания — семь случаев (поводов), в которых муж имеет право расстаться с женой. Здесь практически не рассматривалось мнение жены, и в большинстве ситуаций именно муж прогонял жену или просто отказывался от неё. Сюда входили такие очевидные поводы, как прелюбодеяние , бездетность , воровство , а также следующие:

Непослушание в отношении родителей мужа . Под влиянием Конфуцианства в древнем Китае особенно ценили «Сяо» (孝), то есть послушность старшим. В семейных отношениях это проявлялось требованиями к жене в отношении родителей супруга. Существовал даже моральный кодекс женщины, ядром которого является послушание родителям мужа. Поэтому если жена отказывалась исполнять требования или подчиняться свёкрам, то это считалось довольно серьёзным нарушением устоев.

Ревность. Несмотря на то, что в древнем Китае была официально установлена система моногамного брака, многоженство тоже имело свое место в обществе и не принадлежало к числу запретов. В случае, если жена не могла воспринимать наложницу как члена семьи, ревновала, создавала, в связи с этим, конфликты, нарушала покой в доме, то муж тоже мог исключить жену из семейного списка. Стоит отметить, что жена должна была также смириться с промискуитетом мужа. В худшем случае, если жена мужа не прощала, то она тоже была подвергнута отказу.

Как и в древнерусском обществе сильная болезнь , особенно контагиозная (заразная) болезнь, считалась поводом к разводу. Но здесь тоже есть нюансы. В древнем Китае считали, что в «не здоровом теле — нет здорового духа». А это значит, что нельзя будет похоронить жену после смерти в клановой могиле, так как она не понравится духам предков.

Болтливость . Китайцы в те времена считали, что женщины со своим «длинным языком» могут сделать из мухи слона, и усложнить простое дело, вдобавок оказать отрицательное воздействие на мир внутри семьи.

Помимо Цичу, существует также Cаньбучу ( 三不出 ) — это три случая, в которых предусматривают запрет на расставание с женой, а именно: 1) если жена вышла замуж до того, как разбогател муж; 2) если жена носила траур три года подряд после смерти родителей мужа; 3) если у жены уже нет родственников, которые смогут её содержать после развода. Брачный кодекс династии Тан даже устанавливает наказания, в случаях действий мужа вопреки этих трёх статей — наказание батогами (палками) и принудительный возврат жены. Стоит отметить, что эти три статьи несут характер относительности, так как под защиту государства не входят все жёны. Тем супругам, которые переживают сильную болезнь или впали в блуд, власть не помогает.

Ицзюе — способ разрешения конфликтов в супружеской жизни с вмешательством государства. Ицзюе в китайском языке состоит из двух иероглифов — «и» и «цзюэ». «И» значит «нормы морали», которые запрещено нарушать. Как гласит мудрость катайского народа, «Соблюдение моральных норм может привести к заключению брака, а нарушение к расторжению» (有义则合,无义则离). В случае, если в супружеской жизни нарушился «И», например, началось причинение зла друг другу или родственникам, то брачный союз был обречен на развал, вне зависимости от мнения супругов.

Хэли — это дополнение к системе брачного расторжения. В Хэли муж и жена были равны, рассматривались мнения обеих сторон. Тут не было вмешательства государства, но требовалось от стремящихся к разводу соглашение (договор), в котором должно быть упомянуто, как супруги познакомились, как влюбились, причина развода и пожелания друг другу в будущей жизни после завершения развода. В некоторых случаях в конце соглашения ещё было написано об алиментах жене и имена родственников — свидетелей данного события.

Вэйлюй , ещё одно дополнение к системе развода. В китайском языке Вэйлюй состоит из двух иероглифов. Первый — «вэй» обозначает нарушение; второй — «люй» имеет значение «правила». Вместе значит «брак, заключение которого противоречит законам, не признаётся официально и прекращается». В основном это были такие ситуации, как близкородственные браки, заключение брака во время траура, взятие в жены второй жены и т. д. Стоит отметить, что многоженство не запрещалось в древнем Китае, но взятые в жены девушки делились на жён и наложниц. Жена была главной и имела высшую власть среди них. Поэтому многоженство и запрет на вторую жену (не наложницу) не противоречили друг другу.

2. Процедура брачного расторжения

Бракоразводный процесс является процедурой рассмотрения и разрешения дел в определенном порядке. Так как в данной работе мы рассматриваем систему брачного расторжения как санкционированный государством комплекс законов и правовых норм, то под процессом развода в данной работе также понимаются процедуры, которые были установлены государственной властью.

2.1 Древнерусский бракоразводный процесс

Бракоразводные нормы объективно существовали в Древней Руси, однако, картина о них до принятия Стоглав в 1551 году была туманна, так как «…русские памятники на этот вопрос (каков был порядок развода) не дают ответа. Они говорят только о судебных пошлинах и доходах с суда в пользу духовных судей, о судопроизводстве совершенно умалчивают» [2, с.242]. О существующих нормах до Стоглав мы можем только знать, что в судебном порядке разводящимся грозили пошлины, что «предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей» [8], и что судьей был представитель духовной власти.

После принятия Стоглав в Древней Руси выделились два вида суда — светский и духовный. Для разрешений проблем относительно развода вступал духовный суд, вместе с этим порядок становился яснее. Необходимо было подать сначала в суд жалобу, после чего «святители повелевали дать жалобщику пристава с приставной памятью для вызова ответчика «по цареву» судебнику и государевым грамотам» [2, с.245]. Пристав приезжал в место проживания, собирал доказательства, включая речевые показания и свидетелей, и составлял список, на котором расписывались духовные отцы очевидцев. Затем на заседании судья, учитывая доказательства, выносил решение. Если существовали противоречивые доказательства, то судья придерживался показания большинства. Но в этом случае дело ещё не было законченным. После заседания поиск доказательств поручали знатному местному священнику и расширяли список. Если в этот раз доказательства продолжали быть в пользу жалобщика, то решение оставалось прежним, а если нет—снова проводили заседания и выносили решение, наказывая ту сторону, которая лгала. В случае, если обе стороны хотели развестись, им тоже нужно было прийти в духовный суд, «предъявить распустный лист [2] , если таковой был, или же словесно излагали обстоятельства и последствия развода, объявляя при этом, что действительно с полным самосознанием и свободою» [2, с.254–256]. После выноса решения собирались пошлины в пользу церкви или местной власти в качестве штрафа за нарушение божьей воли.

Различия между классами в процессе развода тоже имели место. Как говорил знаток православия Андрей Федосов, духовенство православное может быть женато однозначно только один раз. Священники практически лишались права на развод, в редком исключении прелюбодеяния жены. Другие различия в порядке развода заключались только в объеме пошлин в зависимости от статуса супругов.

2.2 Древнекитайский бракоразводный процесс

В Китае бракоразводные нормы до династии Суй (581–617) были просты. Если муж хотел развестись, он всего лишь должен был написать на бумаге причину развода (один или несколько поводов из Цичу), подписаться и отдать её жене. Так развод считался завершенным. Позже необходимо было ещё расписываться родственникам-свидетелям.

В династии Суй (581–617), в связи с появлением первого кодекса «Цииньлюй», нормализующего семейные дела, бракоразводные нормы немного изменились. После вступления в силу этого кодекса люди, вступающие в брак, обязывались расписаться в официальном органе. Поэтому теперь на бумаге помимо причины развода и подписей мужа и родственников должна была ещё стоять печать официального органа. Но получить печать было не так просто. Госслужащий обязан был специально навестить супругов, определить правильно ли всё написано в заявлении (на бумаге), решить проблему имущественных отношений, и после этого только поставить печать. В основном в этот период бракоразводные нормы аристократов и крестьян ещё не отличались.

После распада династии Суй и формирования династии Тан (618–907) бракоразводные нормы начали усложняться. Простым людям в этот период нужно было получить в первую очередь разрешение местного суда, а потом только печать. А для аристократов расторжение брака было практически не возможно, так как после этого события они могли потерять своё положение в обществе.

3 . Имущественное распределение при разводе

Имущественные отношения супругов являлись важной частью внутрисемейных отношений и отражали характер семейного союза в Древней Руси и его эволюцию [3, с.39]. Правовые нормы и законы относительно имущественных отношений отражают не только право на семейное имущество, но и в некоторой степени проявляют статус мужа и жены в разводе. Далее мы определим список имущества супругов, и рассмотрим принципы разделения при разводе.

3.1 Древнерусские имущественные отношения супругов при разводе

Первый объект собственности замужней жены — наследство. Не все жены имели данную собственность, так как «Аже будет сестра в дому, то тои задници (наследства) не имати» [4, с.648]. Исключением служили только представительницы аристократских слоев, девушки однодетной семьи, и жены, которые несли ответственность призревать свою вдову — родительницу, от которой отказались братья. Далее в список имущества входило вено (выкуп невесты), которое даже материально обеспечивало невесту в случае смерти жениха. К примеру, накануне свадьбы умер новгородский князь Федор Ярославич. Его отец, владимирский князь Ярослав Всеволодич, с честью отпустил невесту к родителям, отдав ей все подготовленные подарки [6, с.541]. Помимо наследства и вена, жена ещё располагала выделенными (или подаренными) мужем материальными средствами и предметами, сделанными своим трудом. Мужу оставалось все остальное.

Имущественные отношения в супружеской жизни при разводе пережили два этапа. Первый, как пишет С. В. Омельянчук: «Нам кажется более вероятным, что в языческий период в Киевской Руси не существовало принципа раздельности супружеского имущества и женщина не могла иметь собственности» [3, с.41]. Дошедшие до нашего времени источники свидетельствуют о существовании принципа «нераздельности» в ранние времена после принятия христианства. И по этому принципу жена при разводе практически не могла получить ничего, кроме минимальных средств «на прожитье», части приданого и вена. Позднее постепенно заимствуется византийский принцип раздельности супружеского имущества, что доказывает Церковный Устав князя Владимира — «А се церковнии суди, … промежи мужем и женою животе» [7, с.191]. Данный Устав предусматривал ответственность за кражу супружеского имущества, косвенно говоря о имуществе мужа и жены в отдельности. По данному принципу определялись имущественные последствия — мужу возвращали вено (выкуп невесты), а жене — приданое, которым располагал муж во время брака, подаренное мужем во время брака и лично заработанное.

3.2 Древнекитайские имущественные отношения супругов при разводе

В древнекитайском обществе одно из господствующих идеологий Сяо имело великое влияние, вследствие чего располагали семейным имуществом в семье не супруги, а их родители (точнее родители мужа). Ли и Фа рассматривали мужа и жену как единое целое, у жены не было самостоятельной личности [1, с.10]. Из-за вышесказанных двух причин, жена ничего собственного не имела кроме Чжуанлянь (妆奁) — имущество, которое дается невесте её родителями при выходе замуж. Сюда входили туалетный ларец с зеркалом, украшения и т. д. Если в семье жены не было братьев, то наследство тоже оставалось ей в качестве Чжуанлянь.

Самый ранний китайский памятник, упоминающий об имущественных отношениях при разводе, относится к династии Хань. В законодательствах Хань описывается: «…если девушка вышла замуж с Чжуанлянь, то при разводе Чжуанлянь возвращается» (女嫁携妆奁而来,被出,则携妆奁归本宗). В династии Тан, хотя нет законов относительно Чжуанлянь, но Чжуанлянь рассматривается тоже как собственность жены. Данный принцип разделения имущества при расторжении брака имел силу до последней империи в Китае. Конечно, в очень редких случаях всё же были исключения. К примеру, если в судебном порядке по собранным доказательствам обнаруживали, что муж часто пьянствует, жену бьёт и совершает другие поступки, которые противоречат идеологии «Ли», то муж обязывался давать жене компенсацию.

4 . Общность и различия между древнерусской и древнекитайской системой брачного расторжения

Описав древнекитайскую и древнерусскую систему брачного расторжения, мы замечаем, что здесь наблюдается высокая степень сходства. К примеру, развод прекращается в древнерусском и древнекитайском обществе как по желанию супругов, так и насильно государством; в обеих странах существуют условия и поводы к разводу, которые лучше защищают интересы мужской стороны; совершается развод официальным путем только при обращении в суд…Все эти сходства свидетельствуют о всеобщности, проявленной законодательствами или нормами, зародившимися в разной культурной среде—в эти времена муж обладал более высокой производительной способностью, в результате чего статус мужчины был выше как в обществе, так и в семье. Поэтому практически во всех бракоразводных законах и правовых нормах наблюдается в той или иной степени перевес в пользу мужчины. Конфликты пытались разрешать «справедливо», поэтому развод решался в суде…

Однако в связи с различными культурными фонами, у древнекитайской и древнерусской систем брачного расторжения обязательно найдутся свои яркие особенности.

А) Если углубиться в историю Китая, то можно выявить, что официальные бракоразводные нормы и законы носили относительно стабильный характер и постепенно совершенствовались со временем. Их фундамент — «Ли», «Фа», «Сяо» на протяжении всего периода практически не изменялся. Это связывается с тем, что китайская господствующая идеология — конфуцианство передавалась из поколения в поколение, и ни одна другая религия или идеология не смогла изменить её статус. А что касается русской стороны, то бракоразводные нормы чаще менялись. К примеру, у жены по мере заимствования византийских принципов появилось право на возврат приданого; прелюбодеяние становилось постепенно не только виной жены, но и мужа… Принципы и содержание законов относительно развода переживали значительные изменения, что может в определенной степени свидетельствовать об относительной интенсивности и скорости общественного развития и социальной трансформации.

Б) Древнекитайская бракоразводная система была под сильным родовым влиянием, так как семья на протяжении своего существования всегда имела тесную связь с клановыми интересами. «Брак — это свидетельство хороших отношений между двумя родами» (合二姓之好). В древнекитайском обществе заключение брака рассматривалось как становление новых связей между двумя родами, а развод как разрыв родовых отношений, поэтому поводы к разводу, бракоразводная процедура имели тесную связь с кланами, а воля супругов и их чувства друг к другу должны были подчиняться интересам кланов. А в древнерусском обществе под влиянием христианства основной целью брака являлось совместная жизнь, которая строилась на фундаменте личных интересах супругов. Таким образом развод считался личным делом мужа и жены, и меньше зависел от клановых интересов, в результате чего основными поводами к разводу были неприличные действия супругов, а не мнение клана.

В) Рассматривая изменения, которые произошли в процессе развития древнерусской бракоразводной системы, не трудно обнаружить, что стремление к справедливости является одним из важнейших направлений развития. Об этом ярко свидетельствует распределение имущества, где принцип «нераздельности» постепенно заменился принципом «раздельности». А что касается китайской стороны, то хотя и установили «Cаньбучу» с целью в определенной степени защитить права жены, но, как считает доктор юридических наук Цуй Линлин, это дополнение в конечном итоге защищало интересы рода, а не справедливость [9, с. 161].

Г) Разводе по обоюдному желанию по форме не отличается от развода путем согласования, который часто встречается в наши дни. Однако учитывая социальный фон, бракоразводные кодексы того времени не могли разъяснить, как на самом деле исполнялись акты. Несомненно, что в древнекитайском обществе, которое несло патриархальный характер, женщине быть наравне с мужем было недопустимо. Поэтому не могло быть и равноправия в разводе по обоюдному желанию. Более того, как говорилось ранее, становление и расторжение семейного союза имеет тесную связь с клановыми интересами, так что с целью сохранить хорошие отношения с другим кланом, а также сохранить имидж своего рода Хэли стал лучим способом решения проблемы. Так что становление и существование Хэли—это косвенная форма отказа от жены (出妻). А в Древней Руси как говорится: «Как мы по своей воли сошлись, так по своей доброй воле и разошлись, за что один к другому на вечные времена не будут предъявлять претензии» [2]. В таких разводах именно воля супругов решала судьбу брака и их мнения в конечном итоге решали дело. Здесь практически не учитывалось мнение родственников.

Литература:

  1. Ван, Шутин Изучение системы имущественного распределения Китая: специальность «Гражданское и торговое (коммерческое) право»: диссертация на соискание ученой степени магистранта юридических наук / Ван Шутин; Тяньцзиньский университет торговли. — Тяньцзинь, Китай, 2012. — 53 c. — Текст: непосредственный.
  2. Загоровский, А. И. О разводе по русскому праву: Исследование Александра Загоровского, доцент Харьковского ун-та, 1884. — 490 c. — Текст: непосредственный.
  3. Омельянчук, С. В. Имущественные отношения супругов в Древней Руси / С. В. Омельянчук. — Текст: непосредственный // Клио. — 2010. — № 4. — С. 39–42.
  4. Правда русская. Комментарии. Т. 2 / Б. В. Александров, В. Г. Гейман, Г. Е. Кочин [и др.]. — 1. — Москва, Ленинград: Академия наук СССР, 1947. — 864 c. — Текст: непосредственный.
  5. Cуи, Линлин Предварительное сравнение систем развода в Древнем Китае и Древнем Риме / Линлин Cуи. — Текст: непосредственный // Материалы Международного симпозиума по китайскому праву. — Пекин: Китайский университет политики и права, 2006. — С. 275–281.
  6. Татищев, В. Н. История российская / В. Н. Татищев. — 1. — Самара: Дом печати, 2003. — 863 c. — Текст: непосредственный.
  7. Чистяков, О. И. Российское законодательство X–XX веков: в 9-ти томах, Т. 1 / О. И. Чистяков. — 1. — Москва: Юридическая литература, 1984. — 430 c. — Текст: непосредственный.
  8. Щапов, Я. Н. Брак и семья в Древней Руси / Я. Н. Щапов. — Текст: электронный // Annales.info: [сайт]. — URL: http://annales.info/rus/small/dr_brak.htm (дата обращения: 07.03.2022).
  9. Ян, Давэнь Родственный кодекс / Давэнь Ян. — 1. — Пекин, Китай: Издательство юридической литературы, 2004. — 355 c. — Текст: непосредственный.

[1] Неволин Истор. Росс. Законовът: «…Если муж в том же доме, в котором живет с женою, будет найден в непозволительной связи с другой женщиной…».

[2] Договор, в котором в основном упоминаются имущественные расчеты и другие последствия после развода.

Основные термины (генерируются автоматически): жена, развод, муж, брачное расторжение, заключение брака, расторжение брака, супружеская жизнь, древний Китай, Древняя Русь, повод.


Ключевые слова

бракоразводная система, древнекитайский развод, древнерусский развод

Похожие статьи

Институт расторжения брака: правовая природа и проблемы правового регулирования

Брак являлся всегда объектом изучения различных цивилизаций и народов. Исследовался и сам брак, и формы его прекращения широким кругом мыслителей — начиная от создателей священных писаний и заканчивая современными историками. Такой интерес связан с п...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день приговорённого к смерти» В. Гюго и «Посторонний» А. Камю

В данной работе представлен сопоставительный анализ с одной стороны, очень разных, а с другой — схожих произведений писателей, представителей разных эпох и литературных течений. Актуальность исследования заключается в том, что человечество всегда вол...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)

Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анали...

Своеобразие китайской лингвоцветовой картины мира (на материале рассказа Су Туна (苏童) «Бину» («碧奴»)

В данной статье рассматривается китайская лингвоцветовая картина мира как совокупность культурных и лингвистических явлений, отражающих национальную специфику китайского народа. Исследуются наиболее распространенные, характерные для китайской лингвоц...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Похожие статьи

Институт расторжения брака: правовая природа и проблемы правового регулирования

Брак являлся всегда объектом изучения различных цивилизаций и народов. Исследовался и сам брак, и формы его прекращения широким кругом мыслителей — начиная от создателей священных писаний и заканчивая современными историками. Такой интерес связан с п...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день приговорённого к смерти» В. Гюго и «Посторонний» А. Камю

В данной работе представлен сопоставительный анализ с одной стороны, очень разных, а с другой — схожих произведений писателей, представителей разных эпох и литературных течений. Актуальность исследования заключается в том, что человечество всегда вол...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)

Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анали...

Своеобразие китайской лингвоцветовой картины мира (на материале рассказа Су Туна (苏童) «Бину» («碧奴»)

В данной статье рассматривается китайская лингвоцветовая картина мира как совокупность культурных и лингвистических явлений, отражающих национальную специфику китайского народа. Исследуются наиболее распространенные, характерные для китайской лингвоц...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Задать вопрос