В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ г. Казани. Итогом работы стали рекомендации, которые будут полезны в работу учителей, проводящих уроки с детьми подросткового возраста и сталкивающихся с агрессивным поведением с их стороны.
Ключевые слова: агрессия, фрустрация, подростки, обучение в школе, агрессивное поведение.
Одним из наиболее значимых кризисных периодов в становлении личности человека является подростковый возраст. Психика человека, уже не ребенка, но еще и не взрослого, существенно перестраивается. Подросток стремится вырваться из-под опеки родителей, проявить себя, продемонстрировать свою значимость, у него меняются авторитеты и установки, он начинает сосредотачиваться на своих интереса, происходит развитие самосознания. Это наиболее сложный период, так как подросток не может сосредоточиться исключительно на себе, он постоянно взаимодействует с окружающими, процесс обучения становится сложнее, появляются новые предметы, программа усложняется, меняются формы работы. В отношениях с родителями также бывают достаточно напряженные моменты: подросток стремится показать им что вырос, что может самостоятельно принимать решения, поэтому возможны конфликты. В рассматриваемый период на фоне всего этого возможны стрессы. Эти стрессы, эмоциональное напряжение, ребенок старается побороть разными способами, одним из наиболее частым из них является агрессивное поведение. Однако, еще не умея защищаться от мира, проявляя при этом агрессию, школьник позже сам страдает от такого выплеска эмоций.
Фрустрация — состояние, которое возникает в том случае, если ситуация кажется непреодолимой, задача нерешаемой. Существуют различные подходы и классификации состояния фрустрации. Они основаны на различных аспектах этого эмоционального пребывания. А. Н. Леонтьев, Р. Х. Шакуров и другие ученые смотрят на фрустрацию с точки зрения теории барьеров. Ряд других исследователей, среди которых Л. И. Божович, С. Розенцвейг и прочие в основу понятия и классификации выносят потребности [3].
Следует подчеркнуть, что процесс социализации и взросления всегда сопровождается фрустрацией, особенно это проявляется при наличии сильной мотивации к достижению цели и преграды, которая стоит на пути к ней.
Отечественные ученые выделяют признаки фрустрационной реакции на возникшее препятствие. Среди основных защитных функций: агрессия, чрезмерно возбужденное состояние или наоборот состояние апатии, деструкция, регрессия и так далее. В любом случае человек реагирует очень эмоционально, что выступает защитной реакцией организма.
Социализация и фрустрация имеют неразрывную связь. Особенно это наглядно видно в подростковом возрасте. Зачастую она проявляется в виде агрессии. Агрессия, или агрессивное поведение — это отклонение от норм образа действий, принятых в обществе, результатом которых становится причинение вреда другому человеку [1, с. 16].
В подростковом возрасте агрессию проявляют все (кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени). Связано это с тем, что в этом возрасте личность претерпевает существенные изменения, психология подростков перестраивается и происходит переход из детского во взрослое состояние. Связь с родителями постепенно утрачивается, все большее влияние оказывают сверстники. Агрессивное поведение при этом выполняет ряд важных функций: оно помогает отстоять личное мнение, завоевать место и значимость среди других подростков и т. д.
Работа с агрессивностью как фрустрацией в учебной деятельности является важной частью воспитания. Образовательным заведениям, общественным институтам, родителям необходимо объединить усилия, чтобы оказать влияние на гармоничное эмоциональное развитие подростков, которое заключается в бесконфликтном переходе из одного возрастного периода в другой, чего удастся добиться путем формирования гуманных чувств и социальных эмоций [2, с. 30]. Все это даст возможность осуществить последовательный переход от психофизиологического уровня развития подростков к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении.
Выявление склонности к агрессивному поведению, а также негативных тенденций в развитии, позволит выяснить причины отклонений, а также выстроить поэтапную программу, позволяющую скорректировать негативные стороны характера и предупредить агрессивное поведение в рассматриваемом возрасте.
На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 64» Московского района г. Казани было проведено исследование на выявление проявления подростками агрессии как реакции на фрустрацию в учебной деятельности. В эмпирическом исследовании принимали участие подростки в количестве 25 человек. За детьми было организовано непрерывное наблюдение (во время уроков и на переменах), что позволило нам посмотреть на их поведение и составить первое представление о возникающих в процессе их социализации препятствиях и видах проявляемой ими при этом агрессии. Также была проведена беседа с классным руководителем, который помог понять, как школьники реагируют в той или иной ситуации. Кроме того были изучены личные дела обучающихся и акты жилищно-бытовых условий, что дало возможность проанализировать в какой обстановке растут дети и требования, которые к ним предъявляют родители.
Далее нам необходимо было провести диагностику подростков. Задача данного этапа заключается в изучении уровня агрессивности у школьников. Для этого нами были изучены различные методики по выявлению агрессивности подростков. Практически все диагностики представляют собой опросники, в которых даны различные утверждения, с которыми школьники могут согласиться или не согласиться. Наибольший интерес у нас вызвал тест, разработанный Л. Г. Почебутом, на его основе и была проведена диагностика подростков. А также мы использовали Опросник враждебности Басса-Дарки. Мальчики и девочки были продиагностированы по отдельности. Данные отразим в диаграммах (Рис. 1–2).
Рис. 1. Результаты диагностики подростков по методике, предложенной Л. Г. Почебутом
По второй диагностике были получены следующие результаты (Рис. 2)
Рис. 2. Результаты диагностики подростков по методике Басса-Дарки
Девочки чаще, чем мальчики проявляют вербальную агрессию, то есть для того, чтобы выразить свое отношение к человеку, они прибегают к оскорблениям, действуют через слово. Мальчики-подростки же предпочитают решать свои проблемы с помощью силы, поэтому физическая агрессия оказалась у них преобладающей. Свою злость и негатив практически никто из опрошенных не выражает через предметы (не кидает стулья, не бьет посуду, не опрокидывают столы), но по нашим наблюдениям, если школьники злятся, то могут хлопнуть дверью, тем самым выражая свое неудовольствие.
Эмоциональную агрессию преимущественно никто не использует. Однако в некоторых случаях респонденты все же могут во время общения с собеседником выражать откровенную неприязнь и враждебность.
Последний показатель — самоагрессия — у мальчиков преобладает, то есть парни-подростки склонны заниматься «самоедством», часто недовольны собой.
Стоит отметить тот факт, что большинство школьников находится на среднем уровне, а значит, у них адаптация идет должным уровнем. С теми же подростками, которые выходят из этого показателя и чей уровень агрессии находится на низком уровне (данные школьники не могут адаптироваться, слишком тяжело справляются с коммуникацией, часто терпят насмешки и издевки от других) и на высоком уровне (дети привыкли доминировать и подавляют окружающих, стремятся сделать так, чтобы все им подчинялись беспрекословно, для чего используют самые разнообразные методы и приемы), необходимо вести коррекционную работу. С остальными школьниками достаточно профилактики агрессивности.
Итогом работы стала разработка рекомендаций для педагогов по взаимодействию с подростками, проявляющими агрессию как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности.
Рекомендации учителям:
- Подростки будут вас провоцировать, «проверять» на прочность, не реагируйте на их вызывающие поступке, попытайтесь игнорировать признаки агрессии, если они не переходят рамки дозволенного;
- Помните о поощрении. Особенно важна похвала для «трудных» и неуправляемых подростков, хвалите их за хорошее поведение и успехи;
- Постарайтесь оградить ребенка от отвлекающих его факторов (посадите его подальше от окна, не стоит отправлять его за последнюю парту, пусть будет ближе к доске).
- Не реагируйте бурно и негативно, если ребенок пришел к вам с проблемой, дайте почувствовать подростку, что он может вам доверять и всегда рассказать то, что считает нужным. Никогда не отмахивайтесь от него, не говорите, что вам некогда. Предоставьте ребенку возможность обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Во время уроков не забываете про физминутку. Гиперактивным детям бывает сложно усидеть на месте, им нужна «разрядка», во время которой они смогут подвигаться;
- Подбирайте задания, способные заинтересовать, деятельность на уроке должна быть разнообразной, способной не только привлечь, но и удержать внимание;
- Учите детей, каким образом можно направлять или контролировать свои чувства, как правильно их проявить и рассказать о них. Покажите, какие формы реагирования на стрессовую ситуацию считаются адекватными. Почаще разговаривайте с детьми. Скажите, что нельзя подавлять эмоции, держать свои переживания внутри.
- Не принижайте чувств ребенка, не стыдите его за то, что он не испытывает тех эмоций, которые по вашему мнению должен испытывать. В противном случае вы столкнетесь с бурной негативной реакцией.
- Если вы видите, что подросток начинает проявлять признаки агрессии, то спокойно спросите о его чувствах, только ваш вопрос должен быть конкретен: «Ты сейчас злишься, может просто поговорим об этом или хочешь побыть один?». В голосе учителя должны быть спокойствие и уверенность. С помощью правильно подобранной интонации вы сможете немного смягчить негатив, который выплескивает на вас ребенок.
Таким образом, мы видим, что очень многое зависит от педагога. Только при его правильном поведении, при верно подобранных методах и формах взаимодействия, можно говорить об эффективной профилактики агрессивности как реакции на фрустрацию в учебной деятельности. Важно, чтобы с психическими проявлениями состояния фрустрации были знакомы не только профессиональные психологи и педагоги, но и сами подростки, а также их родители. Это необходимо, чтобы дети могли объективно смотреть на сложности в обучении, понимая, что ситуация кажется непреодолимой только на первый взгляд, что в действительности возможно найти выход из любого положения. Результаты, полученные во время диагностики, свидетельствуют, что подростки с высокой агрессивностью есть в каждом классе, при этом реакция на ту или иную травмирующую ситуацию у мальчиков и у девочек разная.
Литература:
- Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2016. — 336 с.
- Куницына И. А., Мещанинова А. В., Яхудина Е. Н. Особенности фрустрационных реакций подростков с разным социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2019. — С. 28–36.
- Оршанская М. В. Влияние фрустраций на социализацию подростков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/19341/