Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.
В. П. Кащенко
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе инклюзивного образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано с обучением, коррекционно-развивающей работой и включением во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения.
Инклюзивное воспитание является формой целенаправленной совместной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, направленной на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереотипов.
Педагогический процесс в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее Центр) выстраивается с включением в структуру целей и задач воспитания и обучения, обеспечения реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.
Обучение и воспитание в ЦДО — это целенаправленные процессы педагогического взаимодействия, где обучение — это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование человека, а воспитание — это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Воспитательная деятельность в ЦДО направлена на формирование ключевых для каждого возраста компетенций. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые проекты и мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов, родителей и обучающихся. Основной и характерной чертой каждого совместного проекта и мероприятия педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов. ЦДО создает такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (постепенно от участника до организатора).
Для реализации направлений воспитательной работы в Центре применяются следующие формы работы, учитывающие возрастные особенности обучающихся:
- Открытые массовые мероприятия для обучающихся: «Осенний огонек», «Новогоднее представление».
- Дистанционные сетевые межпредметные проекты:
— «Читаем вместе»: «День Учителя. Всем, кому гордое имя УЧИТЕЛЬ», «День Матери. Рожденное любовью слово МАМА», «День защитника Отечества. Любимому папе и мудрому деду», «8 Марта. Праздник весны, цветов и любви»; «9 Мая. Этих дней не смолкнет слава» и др.
— «Исторический календарь. Дни героев Отечества»: « Бородинское сражение», «День памяти войсковой казачьей славы», «День народного единства», «День Конституции Российской Федерации», «День полного снятия блокады Ленинграда», «День юного героя-антифашиста», «День воссоединения Крыма с Россией», «Международный день памятников и исторических мест», «День защитника Отечества», «День Победы» и мн.др.
— «Музейный урок»: «Русские меценаты», «Мой край — родная Белгородчина» (к 295-летию основания Белгородской губернии как административно-территориальной единицы Российской империи в 1727–1779 годах), «Инженеры и конструкторы СССР», «История старинных вещей» и т. д.
— «Центральная газета»: «Великий мыслитель и гениальный писатель» (выпуск к 200-летию со Дня рождения Ф. М. Достоевского), «Поэт и гражданин» (выпуск к 200-летию со Дня рождения Н. А. Некрасова), «2022 год в России — Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов» , «Неделя детской и юношеской книги».
— «Основы медиабезопасности»: «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в сети интернет», «Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей», «Безопасность и мобильный телефон», «Игромания. Последствия зависимости» и мн.др.
— «Мир науки. Опыты и эксперименты»: «Ароматерапия. Как запахи влияют на здоровье человека», «Уникальный мёд», «Чайные истории с точки зрения химии. Исследование состава различных сортов чая», «Токсины в повседневной жизни» и мн.др.
— «Общение без границ»: «Разнообразие Северной Америки» «Британия с четырёх сторон», «Новый мир Австралии», «Такой многообразный английский».
— «100 советов на здоровье»: «Удивительные люди в спорте», «20 вопросов о спорте и спортсменах, которые вам некому было задать», «10 спортивных соревнований среди животных», «10 величайших спортивных рекордов» и мн. др.
- Краткосрочные проекты: Видеолинейка «1 сентября — День знаний»; «Нашим дорогим учителям» (5 октября, ко Дню Учителя); «День народного единства» (4 ноября); «Нет дороже слова МАМА» (ко Дню Матери); «День Конституции» (12 декабря); «Рождество и Новый год снова в гости к нам идёт».
Активное участие детей в вышеуказанных проектах и мероприятиях способствует расширению кругозора обучающихся, формированию духовно-нравственных и патриотических чувств, развитию у них познавательного интереса, эстетического вкуса, возможности реализации своих творческих способностей, развитию коммуникации между учениками Центра.
4. Предметные недели, в рамках которых педагоги используют оптимальные формы организации внеурочной деятельности: видеоконференции, заочные олимпиады, дистанционные викторины и конкурсы: «Пушкинская олимпиада», «Занимательные опыты по физике в домашних условиях», «Интеллектуальное кафе», «Лента Мебиуса», «Из истории математики» и др. Педагоги в рамках предметных недель решали главную задачу: формирование познавательного интереса обучающихся к изучению предметов учебного плана. Для этого избрали оптимальные формы организации внеурочной деятельности для дистанционного обучения: видеоконференция, лекция, онлайн-игра, онлайн-экскурсия, викторина, конкурс видеороликов, проектная деятельность.
5. Онлайн-посещение музеев, выставок, театров: «Ими гордится Белгородчина», «Исторический образ Белогорья», «России славные сыны», «Их именами названы улицы», «Край порубежный» и др.
6. Тематические классные часы: «День лицеиста. История возникновения и традиции», «Поле русской славы. Куликово поле», «Гагаринский урок», «Международный день родного языка», «Семья — это главное, что у нас есть», «Конституция как гарант прав и свобод» и др.
Тематические классные часы дают возможность педагогам донести до обучающихся историческую и актуальную информацию, согласно заданной тематике, познакомить с реальными фактами и событиями, что способствует формированию социокультурного пространства, а также создает условия для внутренней коммуникации между обучающимися и педагогами.
7. Организация участия обучающихся в заочных конкурсах и олимпиадах всероссийского и международного уровней: «Познание и творчество», Центр развития мышления и интеллекта «Вот задачка», Всероссийский конкурс «Марафоны», Всероссийский социальный проект «Страна талантов» и др.
8. Мероприятия профориентационной направленности: «Путешествие по профессиям», «Мир моих интересов и возможностей», «Парад профессий», «Профессии моих родителей», «Профессиональные пробы» и мн.др.
Внеурочные занятия профессиональной направленности (тематические онлайн беседы, видеоконференции) способствуют развитию нравственных, трудовых и профессионально значимых качеств личности, формированию информационной основы для профессионального выбора. Расширяют кругозор обучающихся о возможных формах получения дальнейшего образования.
9. Мероприятия экологической направленности: внеурочное занятие «Заповедное Белогорье», познавательная игра «Экологическая мельница», внеурочное занятие «Экологические маркировки», интерактивная игра-викторина «Крылатый почтальон и пернатый чемпион» и мн. др.
10. Мероприятия духовно-нравственной направленности: онлайн-беседа «Доброта. Как сделать этот мир добрее?»
В ходе онлайн-беседы обучающиеся смогли принять участие в обсуждении легенды о почтальоне и рассказа В. Сухомлинского «Обыкновенный человек», поучаствовать в мини-играх: «Вежливо — невежливо», «Закончи пословицу», «Угадай слово». Также обучающимся было предложено (по желанию) пройти тест «Добры ли вы».
11. Онлайн-экскурсии: «Виртуальное путешествие по музеям России»: обучающимся были продемонстрированы обзорные видеофильмы: «Эрмитаж для детей» (г. Санкт-Петербург), «Необычные музеи», «Московский планетарий», «Красная площадь». Дети ознакомились с историей возникновения Красной площади, Московского планетария, с историей и назначением Зимнего дворца, с коллекцией Эрмитажа, а также узнали о существовании самых необычных музеев и экспонатов.
Таким образом, дистанционные проекты, открытые массовые мероприятия, участие в заочных дистанционных конкурсах и олимпиадах способствует развитию познавательного интереса, возможности реализации их творческих способностей, формированию коммуникативной культуры обучающихся.
Результатом выше перечисленных межпредметных проектов и мероприятий стали выставки, творческие работы, интерактивные электронные издания и видеоролики, размещенные на официальном сайте структурного подразделения ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» Центр дистанционного образования детей-инвалидов http://belcdo.bel-licei-inter.ru.
Также неотъемлемой частью воспитательного процесса Центра является использование информационных технологий.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающимся ЦДО в информационной среде, создаёт ситуацию успеха, способствует раскрытию способностей. Современные информационные технологии позволяют организовать и оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся с ОВЗ.
В Центре дистанционного образования детей-инвалидов созданы адаптированная развивающая среда, условия для интеллектуального, культурно-эстетического развития и реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей в образовательных мероприятиях.
Литература:
- Андреева В . А . Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания/ В. А. Андреева // Классный руководитель. — 2005. — № 4
- Гайдукевич С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.- метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск: БГПУ, 2016. — 98 с.
- Казачёнок Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Казачёнок, Н. В. Шмелёва. — М.: Просвещение, 2014. — 238 с.
- Куприянова И. Е. Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Е. Куприянова, Б. А. Дашиева, И.С.
- Степанов, Е. Н. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы / Степанов Е. Н., Авдакова С. С., Баранова Е. И. — Педагогический поиск, 2013 г.
- Фатеев А. М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / А. М. Фатеев. — М.: 2016. — 196 с.