Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальную адаптацию детей.
Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, типы родительского воспитания, детско-родительские отношения.
Отношения ребенка с миром взрослых — это уникальная форма становления человека, которая позволяет ему интегрироваться в систему общественных отношений, позволяет первично освоить окружающий мир и себя в нем [2]. В данной форме подразумевается наличие таких отношений, которые станут определяющими в развитии ребенка. Именно отношения с родителями помогают в становлении личности, адаптации к социальным взаимодействиям [5].
Семья — это первый социальный институт, в котором ребенок приобретает опыт внешнего взаимодействия, учится выстраивать связи с людьми (субъект-объектные отношения, коммуникативные связи). В семье ребенок, на примере родителей, усваивает социальные нормы и расставляет приоритеты взаимодействия с людьми. И родительское воспитание, его типы, в частности, влияют на то, что в будущем будет нормой взаимодействия с социумом для ребенка в процессе его взросления.
В каждой семье родители подходят к воспитанию детей исходя из личных убеждений, взглядов и опыта, формируя такую систему отношений, в которой все виды отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены, что сказывается на процессе социальной адаптации детей.
Типами семейного воспитания приоритетно выделяются такие как гиперопека, авторитарная модель (диктат), невмешательство (либеральный стиль), сотрудничество (демократический стиль). Раскрытие этих типов позволит определить системно, как ребенок будет выстраивать отношения с социумом и что станет для него нормированным в процессе взаимодействия с другими людьми.
По мнению О. В. Поздняковой и И. В. Смолярчук в современных семьях имеет место быть проблема гиперопеки, когда родители с позиции своего авторитета ограничивают детскую самостоятельность, берут инициативу в свои руки, при этом часто не прогнозируя серьезных познавательных и жизненных достижений дошкольников [4].
Причем целесообразно уточнить, что это именно проблема современности, поскольку дети воспитываются несамостоятельными, все больше проводя времени за компьютерными играми, игнорируя при этом социальную адаптацию. Родителям же удобно сделать что-то за ребенка, нежели тратить время на то, чтобы он приобрел тот или иной социальный навык.
В конечном счете в гиперопекаемых отношениях ребенок становится неспособным к самостоятельному разрешению трудностей, он постоянно ждет помощи, не имеет собственной инициативы. Гиперопекаемые дети замыкаются в себе, живут в мире фантазий [7]. Их несамостоятельность чревата трудностью социальной адаптации и социального взаимодействия в дальнейшем. Они попросту ничего не умеют, или же не умеют многого. Не редко, уже взрослыми, нуждаются в совете родителей. Такому человеку сложно жить самостоятельно, строить отношения и подниматься по карьерной лестнице.
Ребенок, выросший в гиперопекаемой семье, становится взрослым, который считает себя лучше других. Они постоянно манипулирует людьми, ведут себя высокомерно, недоверчиво, требовательны к окружающим, при низкой самокритике.
С такой позицией соглашаются исследователи Т. Г. Молодцова и И. А. Кучерявенко, которые эмпирически выявили авторитарный стиль воспитания (однако, со стороны именно отцов) со всей требовательностью и строгостью. При этом матерям свойственен либеральный стиль, поскольку они склонны эмоционально принимать ребенка и гораздо меньше требовать от него [2]. В таких семьях школьники теряются в поиске значимого взрослого, поскольку не знают, с кого брать пример [6].
Диктат со стороны родителей, основанный на беспрекословном выполнении требований, обеспечивает формирование агрессивной, склонной к обману детской личности, которая не верит в себя, что определенно затрудняет социальную адаптацию — дети не умеют взаимодействовать с другими, они считают, что все делают не так, неправильно, что они недостойны, поскольку за них в семье решают, что лучше для ребенка. Отсюда непонимание социального взаимодействия и агрессия как реакция на это непонимание.
Взрослый, который был воспитан в авторитарном стиле, имеет два пути развития. В первом имеет слабую жизненную позицию, не умеет принимать решения. У такого взрослого нет собственного мнения, они привыкли подчиняться и оправдывать чужие ожидания. Во втором же личность развивается, копируя поведение родителей. Такие взрослые часто бывают агрессивные, деспотичные и конфликтные.
При невмешательстве родителей в проблемы детей вторые не чувствуют себя частью семейной системы, поэтому гармоничное вхождение в социальные отношения может не состояться: ребенок не имеет воспитательного воздействия, может не воспринимать авторитет других взрослых, вальяжно себя вести со сверстниками [1]. То есть, такой ребенок не усвоил социальные нормы, его взросление хаотично и зависит от ситуации, тогда как поведение в социуме формируется само по себе с приоритетом на нездоровое «Я».
При либеральном стиле человек становится самостоятельным, но отстраненным или не в состоянии понимать других, проявлять заботу, привязанность. Часто такие люди не придерживаются общих правил, отличаются безответственностью имеют риск быть вовлеченными в криминальную деятельность.
Взрослые, способные справляться с жизненными трудностями, с адекватной самооценкой, способные сочувствовать близким и проявлять заботу, имеющие твердую жизненную позицию, инициативные и со своей точкой зрения, в основном вырастают в семьях, где придерживаются демократического стиля воспитания.
Сотрудничество — самые здоровые отношения детей и родителей. Когда родители придерживаются данного типа воспитания, детям прививаются нравственные ценности, навык коллективных взаимоотношений, способность к сотрудничеству. Благодаря этому дети могут полноценно взаимодействовать в обществе на условиях инициативности, ответственности, эмпатии, общей поддержки.
Проблемы социализации проявляются уже при первом контакте с социумом — детский сад. Они проявляются в виде частых простуд, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением сна и аппетита. Например, ребенок из гиперопекаемой семьи, привыкший к тому, что все стараются ему угодить, попадает в мир, где ему приходится подстраиваться под правила нового общества. Ему некомфортно, и он чувствует себя преданным родителями.
Если вовремя не изменить ситуацию, то с этими проблемами ребенок попадает на следующий уровень социализации — школа. Тут к общению со сверстниками и новыми взрослыми добавляются работа на уроках, выполнение домашнего задания и оценка достижений и неудач, что нередко приводят к ссорам с родителями.
Такие дети часто замыкаются в себе, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, у них отсутствует школьная мотивация и нередко отстают в учебе.
Соответственно, следующие уровни социализации взрослой жизни также проходят, испытывая трудности. Работа и семья как последние уровни социализации, которые показывают результат вхождения в общество каждого человека.
Таким образом, влияние типа родительского воспитания может помочь ребенку успешно пройти социальную адаптацию, или же воспрепятствовать его адекватному взаимодействию с другими людьми из-за личностных установок, сформированных родителями.
Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые направляют нас всю жизнь и указывают как действовать в той или иной ситуации.
У каждого типа воспитания свой сценарий, который решает, каким взрослым станет каждый ребенок.
Литература:
- Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. — 2017. — № 8. — С. 61–70.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — С. 45–98.
- Молодцова Т. Г., Кучерявенко И. А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 154–157.
- Позднякова О. В., Смолярчук И. В. Соотношение стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации дошкольников 5–7 лет // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 7. — С. 297–302.
- Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник ТГУ. — 2009. — № 5. — С. 173–180.
- Филиппова Н. В. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2016. — № 30–1. — С. 131–136.
- Юнгман И. В., Жукова Л. А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. — 2016. — № 43. — С. 150–154.