Значение и перспективы развития цифровизации в области физической культуры и спорта
Самошкина Анна Сергеевна, студент;
Кокорев Данил Сергеевич, студент;
Лесникова Галина Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой
Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону)
Цифровизация — эта та незримая сфера нашей жизни, которая проникла во все социально-общественные процессы и прочно в них укоренилась, при этом физическая культура и спорт не являются исключением. Тем более толчком к динамичному развитию технологий послужила цифровая революция, которая охватила весь мир в период пандемии. Самоизоляция, локдауны и другие меры приобщили население к малоподвижному и домашнему образу жизни, в следствии чего образовался конгломерат из полярно противоположных областей (регулярных и активных занятий спортом и digital технологий). Умные вещи (такие как: приложения, умные часы, фитнес-трекеры, спортивные наушники, умные весы, кардиодатчики и т. д.) сделали возможными то, что еще совсем недавно казалось иллюзией: теперь человек может без посторонней помощи специалистов буквально за минуты составить распорядок дня, питания, определить правильную силовую нагрузку с учетом всех индивидуальных особенностей, проанализировать результаты тренировки и многое другое. Иными словами, «эти девайсы предназначены для того, чтобы процесс достижения целей, поставленных владельцами мобильных телефонов, таких как: снижение веса, увеличение мышечной массы, контроль двигательной активности — протекал более эффективно и качественно и обеспечивал желаемый результат» [2, с. 112]. И как следствие, заметно повысилась заинтересованность людей в спортивных занятиях.
Однако процесс цифровизации в спортивной индустрии на этом не остановился, и уже он закреплен на законодательном уровне. Существует приказ «Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019–2024 гг.», который направлен на разработку единой государственной системы, актуальной для всех ее функциональных блоков [4, с. 101].
При этом передовые технологии охватили не только любительский спорт. Для профессиональных спортсменов это значит, что все аналитические и информационные процессы осуществляются гораздо точнее и быстрее. Так, кардинально изменились методы и средства организации тренировок для высококвалифицированных спортсменов, теперь за их безопасностью, нагрузками и силовыми характеристиками следят высокотехнологичные шлемы, кроссовки, футболки и накладки.
Каждое такое интеллектуальное решение проходит долгий путь от своего генезиса до непосредственного выпуска на рынок. Оно подробно и детально изучается и генерируется в лабораторных условиях, а потом испытывается в экспериментальных исследованиях. На данный момент большое внимание уделяется модернизации спортивной обуви, так компании делают упор не только на ортопедические и динамические свойства, а также на ее технологическое оснащение. Датчики на кроссовках помогают фиксировать вес, качественно распределять давление, оказываемое на ноги, а также регистрировать индивидуальные особенности движений.
Ярким примером использования цифровых технологий в спортивном снаряжении можно назвать Adidas MiCoach [1, с. 462]. В рамках этого проекта были созданы инновационные кроссовки, которые собирают информацию о действиях своего носителя и отправляют ее на главный компьютер, где уже и происходит ее должная детализация и фиксация со стороны тренера и медицинского работника.
Также с появлением цифровых технологий значительно упростился образовательный процесс, который сопровождал уже дипломированных специалистов сферы спортивного воспитания (тренеров, судей, преподавателей и т. д.) в процессе повышения квалификации или переподготовки. Теперь у них появилась уникальная возможность обучаться дистанционно в комфортных условиях, совмещая работу или спортивные занятия с получением новых знаний, умений и навыков.
Эта особенность не обошла и студентов, в жизни которых дистанционное образование и спортивные занятия стали практически синонимами.
Надо отметить, что процесс цифровизации достаточно давно охватил сферу образования, и уже до пандемии коронавируса большинство вузов регулярно проводило дистанционные лекции и занятия. Причем с течением времени число образовательных учреждений, использовавших дистанционное обучение, стремительно росло (в частности, в 2019 году 60 % физкультурных вузов уже активно использовали такой вид учебного процесса). Эта особенность, в первую очередь, связана со стремительным развитием технологий, которые охватывают абсолютно все сферы жизни человека. Рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников [3, с. 85]. А это значит, что учебные заведения, в свою очередь, стараются подготовить квалифицированных специалистов, уровень компетенций которых соответствовал бы не только нынешнему спросу на рынке труда, но и в перспективе удовлетворял бы его через 10, а то и 15 лет.
Электронный формат библиотеки, а также учебников, аудиокниги, видео-уроки, печатные конспекты, видеоконференции — все это теперь неотъемлемые элементы нашего обучения, которые будут также широко использоваться даже в случае победы над коронавирусной инфекцией. Ведь с развитием технологий произошло, так называемое, формирование «гибридного мира», то есть слияния виртуального и реального.
Как показывает исследование НИУ ВШЭ, не все были готовы к таким структурным изменениям. В частности, следует сказать, о преподавательском составе. Так, в 2019 году каждый четвертый в рамках опроса подтвердил, что за последние 3 года ни разу не участвовал в дистанционных учебных мероприятиях и конференциях. А средний показатель владения дистанционными технологиями (3,2 из 5) обнажил проблему перестройки учебного процесса с включением в него цифровых технологий, которые многим казались непостижимыми и пугающими.
Однако период адаптации помог фактически всем заполнить имеющиеся пробелы в освоении дистанционных технологий. Наиболее популярной системой дистанционного обучения со стороны российского образовательного сообщества стала система Moodle [5, с. 38]. Она позволяет закреплять для студентов электронные конспекты лекций, квазипрофессиональные задания, проводить чат-опросы, а также разноуровневые тестирования по каждой дисциплине. И несмотря на то, что на первый взгляд такая система кажется довольно-таки сложной, она значительно расширяет возможности мониторинга, обработки данных, доступа к ним и их передачи, а также контроля за результатами студентов.
И даже элективные дисциплины (а именно физическая культура), которые традиционно проводились в очном формате, теперь свободно практикуются в дистанционной форме. Студент в рамках дисциплины самостоятельно готовит комплексы упражнений на развитие тех или иных физических характеристик или определенной группы мышц, что, безусловно, очень полезно для его спортивного развития. Также занимается научной деятельностью: работает над рефератами и статьями, что помогает осваивать ему новые горизонты в рамках данного предмета. А также он прикрепляет видео-задания с выполненными им спортивными упражнениями. И в совокупности его работа в течении семестра оценивается преподавателем через цифровую платформу. Данные меры не являются самыми продуктивными, ведь педагог не может измерить через экран компьютера степень развитости физических характеристик у студента, однако они являются необходимыми в нынешних условиях.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что зависимость современного общества от цифровых технологий все больше затягивает нас в виртуальный мир, где есть место и спорту, и образованию, и другим сферам нашей жизни. В «дигитальном мире» человек чувствует себя максимально раскованно и свободно. В промежутке, когда он только открывает глаза утром, и до того, как его голова касается подушки вечером, различные девайсы, социальные сети, цифровые платформы и т. п. сопровождают его весь день, делая решение всех его повседневных задач и проблем намного проще. И пусть спорт и физическая культура еще не полностью поглощены цифровизацией, но этот процесс уже запущен, и он неизбежен. Уже сейчас можно судить о том, что многие спортивные мероприятия и тренировки не проходят без тех же умных устройств или же Интернет-технологий (например, в случае публичного опубликования информации о мероприятии или проведения видео-уроков, вебинаров и т. п.).
Литература:
- Жапаров, Е. С. Цифровизация в спорте: состояние и перспективы / Е. С. Жапаров, А. А. Ляшенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 462–463. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75573/ (дата обращения: 27.12.2021).
- Жигарева, О. Г. Мобильные приложения как средство популяризации здорового образа жизни среди студентов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2018. — № 4 (20). — С. 111–115.
- Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2019. — № 1(40). — С. 83–91.
- Путилина В. Ю., Шилова М. В., Петров М. А., Петрова Л. Ю. Основные направления цифровой трансформации физической культуры и спорта в России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2021. — № 9. — С. 100–106.
- Стеценко Н. В. Цифровизация в сфере физической культуры: состояние вопроса / Н. В. Стеценко, Е. А. Широбакина // Наука и спорт: современные тенденции. — 2019. — № 1 (22). — С. 35–40.