Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внешней архитектурой урока и его атрибутами, деятельностью на уроке и спортивным инвентарем. Важной задачей является использование на уроках теоретических дискуссий для формирования ценности физической культуры в жизни человека.
Ключевые слова: уроки физкультуры, физическая культура, развитие обучающихся, спортивные игры, физическое развитие, дискуссии на уроках физкультуры, ценность физической культуры.
Несмотря на длинную историю, Петра I считают основателем физкультуры как урока в школе математических и навигационных наук, а позже в морской академии и кадетских корпусах, поэтому физическая культура в школе — относительно молодой предмет. Физкультура прочно вошла в лексикон россиян и получила поддержку в обществе после Первой мировой войны, когда стали появляться журналы, газеты и государственные учреждения с таким названием. И как школьный предмет в современном понимании закрепилась в нашем обществе несколько позже, когда появились первые единые методики обучения и программы для школ в 1927 году. С того времени эти программы претерпели значительные изменения, а изменения в мире в связи с пандемией в последнее время поменяло привычный и понятный уклад преподавания, и способствовало тому, что у нас появились некоторым отступления в традиционном ведении уроков физкультуры в настоящий момент.
Мы абсолютно однозначно считаем, что именно уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, на них формируются качества личности обучающегося: дисциплинированность и ответственность, общительность и терпимость, настойчивости и умение сдерживать себя. Чтобы ученики не замечали времени, важно продумывать формы организации деятельности на уроке, обязательно внедрять интересный контент, вдохновляющие истории или неожиданные задания, которые повысят темп, позитивный настрой, сделают урок продуктивным.
«Физическая культура» как школьный предмет позволяет развивать нормы социально одобряемого поведения и хорошие манеры, которые важны для общения. Самой любимой формой деятельности на наших занятиях у ребят являются подвижные спортивные игры, которые, бесспорно, позитивно влияют на развитие эмоций, потому как соревновательный настрой и возможность самовыражения сопровождается часто шутками и юмором. Вероятно, что такая тенденция у большинства наших коллег учителей. Обычно мы проводим игры с делением на группы при помощи жеребьевки — они позволяют формировать навыки сотрудничества, игры с выбором водящего — они развивают умения устанавливать контакт и учат уступать в ходе игры, игры в кругу — они способствуют формированию доверия и развивают эмпатию у учеников.
Когда мы проводим игры на уроке, мы задаем вопросы, создаем проблемные ситуации, когда нашим ученикам нужно принимать тактические и стратегические решения, думать, как соперник по игре, прогнозировать его поведение — все это позволяет развивать мышление. Например, используем такие приемы, как: придумайте действия по обману противника в спортивных играх с мячом и научите всех в классе, придумайте группой комбинацию, чтобы обыграть команду соперников, продемонстрируйте ее, подготовьте группой гимнастическую композицию, так чтобы все элементы в комбинации были правильно исполнены и логически переходили друг в друга.
Однако, когда классы работали в ЗУМ, большое количество учителей физической культуры столкнулись с трудностями проведения уроков, поскольку спортзал перенести в виртуальную реальность невозможно, а у некоторых детей отсутствуют условия для занятий физкультурой во время дистанционного обучения. Каждый педагог выходил из ситуации как мог: некоторые записали обучающие трехминутные ролики с разминочными упражнениями, и учителя предметники транслировали их как физкультминутки, другие предлагали ролики о правильном питании, режиме дня, ЗОЖ и по другим темам, третьи — обошлись докладами и презентациями, четвертые просили записывать на телефон физические активности в семье и оценивали их, пятые давали тесты и игротренажеры по темам физкультуры в сети Интернет. Мы также как все использовали перечисленные выше варианты, кроме того: давали задания придумать новые правила для известных игр, чтобы сделать их более зрелищными и привлекательными, проводили опыты по замерам работы органов чувств, проверяли пульс и зрение, а еще общались с детьми на разные темы на широком поле под названием «физическая культура». И все при этом понимали, что проводить столько времени у компьютера само по себе противоречит сущности понятия «физическая культура» и совсем не укрепляет здоровье.
Уроки, проведенные на дистанте, привели нас к размышлениям о сущности понятия «физическая культура». В большинстве случаев у учеников, когда мы их спросили об ассоциациях с уроками физкультуры, были такие, как: форма, спортзал, соревнования, баскетбол, бег, волейбол, прыжки, приседания, упражнения, команды, физрук, ГТО, пресс, разминка, мяч, свисток. Интересно, но весь ассоциативный ряд наших учеников связан с внешней архитектурой урока и его атрибутами, деятельностью и спортивным инвентарем. То, есть прописанные в УМК [2] требования к освоению основной образовательной программы в части уметь выполнять различные комплексы упражнений, демонстрировать физические достижения, использовать их в повседневной жизни ярко прослеживаются в мыслях учеников, но только единицы из них привели такие ассоциации как здоровье, профилактика вредных привычек, активный образ жизни, физическое развитие, занятие вне школы. Что же такое физическая культура, которую мы преподаем на уроке?
Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: физическая культура — это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем определенного воспитания и подготовки [1]. То есть ключевое слово здесь для нас — «культура», которая решает вопрос физического и интеллектуального развития и здоровья человека в целом.
Формирование любой культуры, в понимании ее глубинного смысла, то есть всех форм самовыражения и самопознания, накопленного опыта, знаний и умений невозможно сформировать, предлагая только двигательные упражнения. Если сравнить физическую культуру с айсбергом, то поведение и деятельность нашего ученика на уроке — это верхушка айсберга, которая зависит от того, какие взгляды и убеждения, нормы и ценности мы привили нашему обучающемуся, какую философию физической культуры смогли донести. Взойдет ли росток из того, что посеяно?
Статистика в разных источниках говорит о примерно одинаковых данных по здоровью современных школьников: примерно половина учеников полностью здорова в начальной школе, а потом идет резкий регресс. Мы считаем, что такое снижение показателей связано именно с недостатком физкультуры у современных школьников. Многие родители не беспокоятся, если их ребенок откровенно прогуливает в старших классах уроки, поскольку в их сознании доминирует установка: по физкультуре ЕГЭ не сдавать.
Особого беспокойства этот факт у родителей, в большинстве своем, не вызывает, поскольку физкультура не относится к тем предметам, которые считаются важными. Все это происходит от того, что поколению современных родителей также не привили ценность физической культуры.
Может быть прогулы, отговорки в виде отсутствия формы и кроссовок, записки от мамы и другие способы неявки идут как раз от того, что не сформированы те ценностные установки, которые должны воспитываться на уроке? Может урок физкультуры не должен быть направлен только на развитие физических умений и их демонстрацию? Может именно здесь причина нелюбви к спорту, непонимания физической культуры, несмотря на огромное количество спортивных секций, фитнес-клубов, пропаганду спортивных мероприятий и занятий физкультурой? А ведь именно на уроках физкультуры есть уникальная возможность сформировать установки бережного отношения к здоровью, устойчивости к разным соблазнам в виде вредных привычек, донести до сознания ученика важность поддержания тела в форме, что будет фундаментом не только здорового тела и духа, но и позитивного и гармоничного самовосприятия и самопринятия.
Мы согласны с тем, что ученики должны демонстрировать хорошую физическую подготовку, согласны со сдачей норм ГТО, согласны, что необходимо освоить базовые умения. Но разве не нужны теоретические отступления, тем более, что современные дети быстро устают от физической нагрузки? Именно такие паузы позволяют проводить дискуссии и формировать отношение к физической культуре в целом. Несколько месяцев мы практикуем это в нашем лицее, говорить о результатах пока рано. Но наш эксперимент уже дал некоторые плоды: меньше стало учеников, которые «забыли форму», следовательно, меньше прогулов, большее желание выполнять упражнения, а не только радоваться уроку, когда идет командная игра.
Теоретические отступления мы проводим в начале урока, либо между разными видами деятельности. По форме это чаще всего дискуссии. Тематика их обширна:
— где взять внутренние резервы,
— дыхательные упражнения на страже здоровья,
— спортивная фигура и здоровая кожа,
— эталон красоты,
— гибкость тела и тонус мышц,
— физкультура против утомляемости,
— физкультура против стресса,
— физкультура и внутренняя гармония,
— физкультура и вера в себя,
— гимнастика — не пережиток прошлого,
— упражнения для похудения от известных фитнес-тренеров,
— прокачайся: упражнения для роста разных мышц.
Иногда теоретические включения проходят в виде работы групп, где задаются какие-нибудь кейсы с задачами, к которым необходимо найти оптимальное решение. Для этого мы используем нарезки из видеороликов с разных соревнований, чтобы проследить ошибки спортсменов, данные физической формы, эффективные приемы мастеров спорта, спортивные «фишки» индивидуального игрока, возможности профессионального роста конкретного спортсмена от его физической формы и умений, эмоциональное состояние и другие факторы, влияющие на результативность в соревнованиях.
Литература:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) ссылка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
- Физическая культура. 1–11 классы: Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / Рабочие программы/ авторы-составители А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова. — Волгоград, Издательство «Учитель»: Просвещение, 2010.