В статье рассмотрено исследование синдрома эмоционального выгорания (в дальнейшем — СЭВ): теории сущностного содержания СЭВ; классификация подходов; модели и концепции выгорания; разработка психодиагностического инструментария для его измерения; последствия выгорания; профилактика.
Ключевые слова: эмоциональное истощение, деформация отношений с другими людьми, редукция личных достижений.
Понятие «выгорания» в научных кругах возникло ещё в 70-е годы, хотя это явление практически до сегодняшнего дня обывателю не было известно и достоверно изучено.
Главной причиной возникновения СЭВ является конфликт человека с деятельностью, которую сложно изменить, а также обстановка в коллективе, индивидуальные особенности, в связи с чем исчерпываются собственные ресурсы (в первую очередь — эмоциональные).
В данный момент причины возникновения СЭВ очевидны, но не до конца исследованы.
Проявления выгорания, безусловно, сугубо индивидуальны, и выражаются у каждого в доминантности одного из признаков.
Каковы же основные признаки эмоционального выгорания?
1) Рост эмоционального истощения
2) Рост психологического истощения, связанного с профессиональной деятельностью
3) Долговременная стрессовая ситуация
4) Дисфункция (субъект — субъект)
5) Частичное (полное) исключение эмоций.
Как следствие этого:
— понижение эмоционального фона, или наоборот, его перенасыщенность
— психическая неустойчивость
— разочарование в профессиональной деятельности
— снижение работоспособности
— искажённое отношение с коллегами
— пренебрежение обязанностями
— неприятие кого-то или антагонизм.
Наиболее перегруженной зоной является длительное пребывание в эмоциональных ситуациях коммуникации.
Считается, что менее подвержены СЭВ:
— мужчины (менее эмоциональны, хотя это тоже индивидуально)
— люди после 40 лет (адаптированность увеличивается в связи с наработкой профессионального и жизненного опыта).
— люди, которые способны конструктивно изменить своё эмоциональное состояние во время стресса
— коммуникабельные, позитивно настроенные индивидуумы.
Понятно, что это весьма индивидуально.
СЭВ ещё обуславливается разноплановостью отношений (например: учитель — ученик — родитель — коллеги — администрация).
Уровень выгорания (условно) можно оценивать по трём параметрам:
— эмоциональное истощение;
— деперсонализация;
— редукция личных достижений.
Как показывают исследования, наиболее уязвимым местом является «эмоциональное истощение»: недостаток сил и энергии при выполнении своих непосредственных обязанностей, психотравмирующие обстоятельства. И, к сожалению, этот фактор с возрастом, в процессе профессиональной деятельности, накапливается и, как следствие, усугубляется. Работник (например, учитель) перестаёт соответствовать своим профессиональным качествам, отдавая предпочтение эмоциям. Он начинает воспринимать своих коллег, подопечных, как друзей и врагов, делить на «плохих» и «хороших», отдавать кому-то предпочтение абсолютно незаслуженно и необъективно относится к происходящему.
Таким образом, неуверенность в себе, депрессия и др. факторы приводят к необратимым процессам, обесцениванию профессиональной ориентации личности.
Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от следующих основополагающих факторов:
— речевой компетенции;
— интонационной выразительности;
— информативности;
— стиля проведения;
— характера практической деятельности;
— возможности проявления творческой самореализации;
— дидактической и методической компетенции.
В исследованиях СЭВ можно использовать:
— анализ
— синтез
— систематизацию
— наблюдение
— беседу
— эксперимент и т. д.
Суть проблемы СЭВ напрямую связана с управлением человеческими ресурсами. В профилактическом подходе необходимо делать упор на увеличении внутренних и внешних возможностях человека. СЭВ — это психологический синдром.
Меры по предотвращению СЭВ:
1) Забота о себе
2) Самоуважение, личная ответственность
3) Здоровый образ жизни, режим
4) Сознательность и целенаправленность в своих действиях
5) Адекватная самооценка
6) Уверенность в своих силах, вера в себя
7) Умение управлять собой
8) Оптимистическое настроение
9) Самоуважение
10) Личная ответственность
11) Ориентация на свои способности, интересы
12) Осознание понятия «Объять необъятное невозможно»
13) Человеческая деятельность не ограничивается только работой
14) Не предъявлять завышенные требования к коллегам и администрации
15) Анализ каждодневного процесса деятельности
16) Прежде, чем оказать помощь коллеге, убедитесь, что это ему действительно нужно
17) Участвовать в тренингах для снятия психологического, физического и умственного выгорания; семинарах по обучению навыков саморегуляции.
Выводы и итоги, относящиеся к профилактике СЭВ:
Необходимо применять:
1) Социально-психологические, экономические методы работы, профилактические действия по исключению (ослаблению) влияния негативных мер на профессионала
2) Проявление индивидуально-психологического подхода
3) Учитывать личностные особенности человека
4) Устранять причины возникновения СЭВ
5) Поднимать уровень корпоративной сплочённости
6) Повышать культурное и этическое развитие в коллективе
7) Проводить коллективные мероприятия с целью повышения взаимоотношения и сотрудничества
8) Должна присутствовать коррекционно-развивающая деятельность социальных работников
9) Снижать психоэмоциональные и физические нагрузки работника
10) Повышать мотивацию (конкурсы, премии, проекты).
Таким образом, весь спектр проводимых мер по предотвращению СЭВ значительно сможет снизить его уровень, смягчить ситуацию и направить в русло модернизации и реабилитации.