Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, коммуникация, игра, коммуникативные навыки, дошкольный период, способности, взаимодействие.
Обучение общению с помощью различных видов деятельности способствует взаимодействию детей друг с другом. В дошкольный период происходит наиболее глубокое коммуникативное развитие ребенка. Первый опыт взаимодействия друг с другом и общения во многом определяет характер отношения к самому себе и другим, к миру в целом. Попробуем разобраться, что из себя представляет коммуникативные способности. Это способности, которые необходимо развивать, другими словами, детей нужно учить умению общаться и культуре общения.
Именно в дошкольном возрасте дети любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир, являясь самым благоприятным периодом для развития у детей творческих способностей. Дети. Которые обладают творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более коммуникабельны и общительны [2, стр. 4–5].
Поэтому актуальностью формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, которая является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему вероятность успешного освоения школьной программы.
В жизни детей преобладает игровая деятельность и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка брать на себя роль и действовать, играть, параллельно помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает реализовать театр.
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в образовательном учреждении. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Через театрализованную деятельность дети познают мир не только умом, но и сердцем и могу выражать собственное отношение к добру и злу. Так же она способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости [1, с. 125].
Именно поэтому театрализованная деятельность стала главным помощником в развитии коммуникативных способностей дошкольников. Занятия, которые включают в себя театрально-игровую деятельность, помогают развить речевые и творческие способности детей.
Педагоги знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности. Главной целью творческого воспитания является развитие умения слышать и слушать, понимать других, анализировать информацию, правильно произносить все звуки и не искажать значение слов. Поэтому научить малышей ставить собственные театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития детей [3, с. 383].
Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение имеет нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир сердцем и умом, выражая свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Занимаясь с детьми театром, ставится цель сделать жизнь воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества. Театрализованные игры помогаю педагогам создать непринужденную, радостную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников содержательной и интересной, наполнять ее интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Надо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в этих играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
В целях исследования эффективности внедрения театрализованной деятельности была проведена диагностика воспитанников по формированию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста. Экспериментальная база осуществлялась на базе МБДОУ «Аккиреевский детский сад «Аленушка» Черемшанского муниципального района РТ». В исследовании принимала участие одна возрастная группа. Количество детей в группе составляло 16 человек. Результаты исследования фиксировались дважды: в начале и в конце учебного года.
Для начала мы с воспитателем старшей группы Натальей Алексеевной разработали план внедрения элементов театрализованной деятельности на развлечениях, праздниках, а также на занятиях. Работа включала в себя расширение опыта театрализованной деятельности, использование мимических и пантономических этюдов, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по конкретной теме, упражнения по формированию по выразительности исполнений (невербальной и вербальной)
Дети с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Группе предлагались атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания сказок «Доверчивый зайчик», «Путешествие к замку Снежной Королевы», «Муха Цокотуха», добиваясь того, чтобы дети передавали настроение и меняли мимику. Занятия являлись интегрированными и включали в себя разнообразные образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие» т.д. Данная работа позволила решить многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи.
Результаты диагностики показали значительный рост оценочных показателей. Дети стали без вмешательства взрослых, самостоятельно разрешать конфликты без агрессии, больше играть в компаниях. Повысилось участие тихих и обычно отстраненных детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций.
Таким образом, внедрение театрализованной деятельности помогает решить и многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи. Дети ведут себя более раскрепощено, повышают свою познавательную и творческую активность. В итоге благополучно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько эти возможности используются, во многом будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал взрослеющего человека.
Литература:
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 2010–4–5 с.
- Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 288с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2016. — 383 с.