Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Сипатрова, К. С. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / К. С. Сипатрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89444/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, коммуникация, игра, коммуникативные навыки, дошкольный период, способности, взаимодействие.

Обучение общению с помощью различных видов деятельности способствует взаимодействию детей друг с другом. В дошкольный период происходит наиболее глубокое коммуникативное развитие ребенка. Первый опыт взаимодействия друг с другом и общения во многом определяет характер отношения к самому себе и другим, к миру в целом. Попробуем разобраться, что из себя представляет коммуникативные способности. Это способности, которые необходимо развивать, другими словами, детей нужно учить умению общаться и культуре общения.

Именно в дошкольном возрасте дети любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир, являясь самым благоприятным периодом для развития у детей творческих способностей. Дети. Которые обладают творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более коммуникабельны и общительны [2, стр. 4–5].

Поэтому актуальностью формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, которая является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему вероятность успешного освоения школьной программы.

В жизни детей преобладает игровая деятельность и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка брать на себя роль и действовать, играть, параллельно помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает реализовать театр.

Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в образовательном учреждении. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Через театрализованную деятельность дети познают мир не только умом, но и сердцем и могу выражать собственное отношение к добру и злу. Так же она способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости [1, с. 125].

Именно поэтому театрализованная деятельность стала главным помощником в развитии коммуникативных способностей дошкольников. Занятия, которые включают в себя театрально-игровую деятельность, помогают развить речевые и творческие способности детей.

Педагоги знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности. Главной целью творческого воспитания является развитие умения слышать и слушать, понимать других, анализировать информацию, правильно произносить все звуки и не искажать значение слов. Поэтому научить малышей ставить собственные театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития детей [3, с. 383].

Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение имеет нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир сердцем и умом, выражая свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Занимаясь с детьми театром, ставится цель сделать жизнь воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества. Театрализованные игры помогаю педагогам создать непринужденную, радостную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников содержательной и интересной, наполнять ее интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Надо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в этих играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

В целях исследования эффективности внедрения театрализованной деятельности была проведена диагностика воспитанников по формированию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста. Экспериментальная база осуществлялась на базе МБДОУ «Аккиреевский детский сад «Аленушка» Черемшанского муниципального района РТ». В исследовании принимала участие одна возрастная группа. Количество детей в группе составляло 16 человек. Результаты исследования фиксировались дважды: в начале и в конце учебного года.

Для начала мы с воспитателем старшей группы Натальей Алексеевной разработали план внедрения элементов театрализованной деятельности на развлечениях, праздниках, а также на занятиях. Работа включала в себя расширение опыта театрализованной деятельности, использование мимических и пантономических этюдов, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по конкретной теме, упражнения по формированию по выразительности исполнений (невербальной и вербальной)

Дети с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Группе предлагались атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания сказок «Доверчивый зайчик», «Путешествие к замку Снежной Королевы», «Муха Цокотуха», добиваясь того, чтобы дети передавали настроение и меняли мимику. Занятия являлись интегрированными и включали в себя разнообразные образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие» т.д. Данная работа позволила решить многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи.

Результаты диагностики показали значительный рост оценочных показателей. Дети стали без вмешательства взрослых, самостоятельно разрешать конфликты без агрессии, больше играть в компаниях. Повысилось участие тихих и обычно отстраненных детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций.

Таким образом, внедрение театрализованной деятельности помогает решить и многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи. Дети ведут себя более раскрепощено, повышают свою познавательную и творческую активность. В итоге благополучно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько эти возможности используются, во многом будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал взрослеющего человека.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 2010–4–5 с.
  2. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 288с.
  3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2016. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, выразительность речи, детский коллектив, дошкольный период, литературное произведение, нравственная направленность, социальный навык поведения, художественно-эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Задать вопрос