Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия / Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, М. В. Зиновьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89457/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: учитель, сетевое взаимодействие, программа, взаимодействие педагогов, методы, формы, приемы работы, сотрудничество.

Сетевое взаимодействие педагогов предполагает не столько распространение инновационных форм, методов, приемов, наработок и разработок педагогов, а оно является прямым отображением процессов, происходящих в образовательной среде. Поэтому сама модель сетевого взаимодействия предлагает каждому ее участнику проявить себя в различных аспектах. Схематически этот процесс отражен на рисунке 1.

Путь проявления себя в сетевом взаимодействии

Рис. 1. Путь проявления себя в сетевом взаимодействии

В связи с этим суть самого сетевого взаимодействия заключается не только в использовании сети Интернет, но и позволяет реализовывать программы повышения квалификации педагогов, решать кадровые вопросы. Поэтому сетевое взаимодействие можно представить как горизонталь самоорганизующейся сети, где ведущая роль у информационных и кооперационных связей, а также — у партнерства и сотрудничества [1,с.12].

Следовательно, система повышения квалификации в данной среде будет иметь свои компоненты, составляющие его структуру (см. рис.2).

Компоненты системы повышения квалификации учителей в сети

Рис. 2. Компоненты системы повышения квалификации учителей в сети

Особое место в сетевом повышении квалификации педагогов отведено, так называемым мотиваторам, которыми являются педагоги обобщившие свой передовой (инновационный) опыт профессионального мастерства. Как правило, они являются центром и движущей силой сетевого общения.

Так, обобщенный передовой опыт педагогов показывает, что сетевое сотрудничество позволяет стать мобильнее, повышает эффективность работы в условиях постоянных изменений информационного общества. Затем такие педагоги передают свои знания, умения и навыки учащимся, формируя личности, способные быстро адаптироваться и социализироваться в современном мире [3, с.65].

Кроме того, опыт педагогов, работающих в начальных классах, показывает, что сетевое взаимодействие позволяет решать главные задачи в области образования, которые представлены на рисунке 3.

Ключевые задачи сетевого взаимодействия [4, с.34]

Рис. 3. Ключевые задачи сетевого взаимодействия [4, с.34]

Таким образом, резюмируя опыт учителей в сетевом взаимодействии, отметим важную роль обобщения опыта работы педагогов как одного из элементов педагогического сопровождения учителей.

Кроме того, ядром сетевого взаимодействия является реализация программ повышения квалификации педагогов [2, с.62]. В рамках реализации технологического компонента (см. рис. 2) повышения квалификации учителей предлагаем использовать индивидуальный образовательный маршрут педагога (далее — маршрут). Основа данного маршрута — структурированный программный материал действий учителя по повышению квалификации на фиксированном временном отрезке (см.рис.4).

Временная структура индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации

Рис. 4. Временная структура индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации

Содержательную структуру маршрута (программы) составляют модули профессионального развития (см.рис.5).

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

Рис. 5. Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

Отметим, что цель индивидуального образовательного маршрута — создание условий для освоения учителями программы повышения квалификации посредством вовлечения их в работу сетевого взаимодействия инноваций современного образовательного пространства. В связи с чем, двенадцати педагогам было предложено ознакомление с модулем образовательных ресурсов, а также ими изучены инновационные практики.

После чего данные педагогические работники были вовлечены в проектирование своей индивидуальной программы повышения квалификации, являющуюся частью основной (общей программы). Программа предлагала освоение материала через виртуальные и дистанционные части. Каждый учитель получил возможность самостоятельно выбрать способ устранения собственных затруднений в работе, развития профессиональной компетентности педагога нового поколения.

Обучение проходило с января 2021 года по май 2021 года. В течение 4-й недели мая была организована экспертиза и самоэкспертиза проектов, которые реализовывались педагогами, а также маршрута собственного повышения квалификации.

Итак, при прохождении программ повышения квалификации в рамках межсетевого взаимодействия учителей было организовано педагогическое сопровождение. Было изучение обобщенного передового опыта педагогов, занимающихся внедрением инноваций в образовательный процесс, и освоение программ повышения квалификации посредством реализации программы индивидуального образовательного маршрута, в составлении которого непосредственное участие принимали сами педагоги.

Литература:

  1. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования — 2017. — № 1. С.7–21.
  2. Соколова Г. Ю., Моркин С. А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования // Вестник Новгородского гос. ун-та. — 2018. — № 53. С. 60–64.
  3. Утробина Е. В. О формировании сетевых профессиональных педагогических сообществ. // Педагогическое образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 64–66
  4. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию// В. А. Ясвин. М.: Смысл, 20015. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, индивидуальный образовательный маршрут, педагог, повышение квалификации, обобщенный передовой опыт.


Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные условия, пути, способы формирования и развития педагогических знаний, умений будущих офицеров

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные условия, пути, способы формирования и развития педагогических знаний, умений будущих офицеров

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Задать вопрос