В рамках статьи раскрыты проблемы и особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Обоснована необходимость совершенствования форм пребывания иностранцев на территорию страны, как одно из значимых направлений миграционной политики в целом. Обозначены проблемы правоприменения в вопросах целей и сроков пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ. Раскрыты статистические данные по России за 2020 и 2021 годы, а также разработаны направления совершенствования законодательства в сфере миграционной политики.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, порядок пребывания на территории Российской Федерации, миграционная политика, цели пребывания, срок пребывания, нарушение миграционного законодательства
The article reveals the problems and features of the stay of foreign citizens and stateless persons in the territory of the Russian Federation. The necessity of improving the forms of stay of foreigners on the territory of the country as one of the significant directions of migration policy in general is substantiated. The problems of law enforcement in matters of the purposes and terms of stay of foreigners and stateless persons in the territory of the Russian Federation are outlined. Statistical data on Russia for 2020 and 2021 are disclosed, and directions for improving legislation in the field of migration policy are developed.
Keywords: foreign citizens, stateless persons, the procedure for staying in the territory of the Russian Federation, migration policy, purposes of stay, duration of stay, violation of migration legislation
В период развития международного сотрудничества, формирования мирового хозяйства, глобальными следует признать и миграционные процессы, которые оказывают непосредственное воздействие на межгосударственные отношения, миграционную политику, формирование рынков труда, санитарную и экологическую обстановки, на международный уровень преступности и иные важные для общества показатели.
Миграционные процессы оказывают непосредственное влияние на развитие экономики страны, не оставляя без изменений и отдельные аспекты жизни коренного населения. Однако, в отличие от последних, иностранные граждане и лица без гражданства, находятся в менее благоприятных условиях в силу их особого правового статуса.
Акцентируя внимание на проблемах иностранных граждан и лиц без гражданства, возникающих в процессе реализации их прав, следует рассмотреть ряд практических проблем.
Так, например, в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право обратиться за защитой своих прав непосредственно в государственные органы или органы местного самоуправления. Однако, такая возможность исключена для иностранных граждан и лиц без гражданства, даже несмотря на отсутствие прямого законодательного запрета для последних. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что данная форма защиты прав не предусмотрена для анализируемых категорий граждан, что, с международной точки зрения, нарушает их права.
Не менее актуальные проблемы возникают в процессе применения мер депортации и административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства. Нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства проявляются в невозможности в полном объеме защитить свои права в рамках применения существующего порядка подачи жалобы на принимаемые меры административного выдворения или депортации, так как лицо, к которому применяются названные меры, помещается в изолятор временного содержания до самого момента выдворения или депортации, лишаясь права, в полной мере обжаловать решение суда, в соответствии с действующим российским процессуальным законодательством. В практике есть ситуации, когда решение суда по жалобе принимается после фактически осуществленного выдворения иностранного лица или лица без гражданства из страны. В данном случае не приходится говорить о государстве, как о правовом, так как попраны основные задачи правового государства.
Поступательное развитие экономических, демографических, социальных основ государства, в том числе за счет иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию с целью получить образование, заработать, обеспечить свою материальную стабильность, также позволяет говорить о создании института, посредством которого могут быть решены такие вопросы миграционной политики, как: упорядочение вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ, временная или постоянная регистрация, привлечение к труду и оформление трудовых правоотношений, выдаче видов на жительство. Наибольшую актуальность эти вопросы представляют, в отношении прибывших из «стран ближнего зарубежья». Так, показательной является сравнительная статистика за отчетный период январь-октябрь 2020 и аналогичный период 2021 годов, представленная в таблице 1 [1].
Таблица 1
Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации
за январь-октябрь 2021 года |
за январь-октябрь 2020 года |
||
Оформлено паспортов гражданина Российской Федерации, всего |
9 416 477 |
8 005 107 |
|
в том числе |
внутренних |
6 173 775 |
5 602 128 |
заграничных |
3 242 702 |
2 402 979 |
|
Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации |
609 905 |
504 782 |
|
Поставлено на учет участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей |
66 761 |
51 191 |
|
Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства |
202 207 |
110 281 |
|
Оформлено виз иностранным гражданам и лицам без гражданства |
156 493 |
183 229 |
|
Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) |
110 367 |
98 741 |
|
Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) |
195 385 |
181 705 |
|
Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства |
10 616 980 |
8 327 024 |
|
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего |
71 987 |
48 477 |
|
в том числе |
высококвалифицированным специалистам |
38 618 |
15 293 |
квалифицированным специалистам |
5 030 |
6 342 |
|
Количество действительных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства на конец отчетного периода |
80 522 |
85 046 |
|
Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства |
1 853 395 |
971 854 |
|
Количество действительных патентов на конец отчетного периода |
1 800 406 |
1 345 431 |
|
Всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность |
1 343 058 |
1 120 462 |
|
в том числе |
на основании разрешения на работу |
52 771 |
32 446 |
без разрешения на работу |
602 215 |
465 291 |
|
на основании патента |
688 072 |
622 725 |
|
Направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в РФ |
149 853 |
153 867 |
|
Несмотря на приведенную статистику, показательно, что действующее миграционное законодательство не позволяет обеспечить эффективный контроль над вопросами проживания в стране, своевременной регистрации иммигрантов и легального проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Любая из семи целей, для посещения Российской Федерации, настоящее время, позволяет иностранному гражданину находиться на территории страны до 90 дней в течение 180 дней с момента пересечения границы Российской Федерации. [2].
Быстро меняющиеся миграционные процессы и развитие общества требуют повсеместного миграционного контроля и исполнения миграционного законодательства. Отчетливо прослеживается необходимость оформления правовых норм, регламентирующих безвизовое посещение Российской Федерации исключительно с целью «туризма», в остальных случаях необходимо предусмотреть визовый режим, либо иные формы разрешений для пребывания в стране, за исключением случаев получения временного убежища.
В свете вышеуказанного одна из возможных мер решения существующей проблемы — сокращение срока пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства без визы в России до 45 дней в течение календарного года. В остальных случаях целесообразно предусмотреть обязательное оформление соответствующих виз: учебной, рабочей, транзитной и т. д.
Миграционные процессы, проходящие в разные периоды формирования общества с разной степенью интенсивности, оказывают непосредственное влияние на общество и требуют принятия соответствующих мер со стороны государственных органов. Соответствующие тенденции необходимо регулировать современным и эффективным правовым механизмом, позволяющим максимально полно решать проблемы в сфере миграционной политики страны. Такой механизм может быть представлен самостоятельной федеральной структурой, отдельной от правоохранительных органов.
В целом же, подводя итог анализу существующих проблем в сфере миграционной политики Российской Федерации, следует сделать вывод, что ряд положений действующего законодательства исключают возможность их применения на практике, фактически регламентируя лишь теоретические положения, что существенно затрудняет деятельность правоохранительных органов в сфере пресечения и предотвращения незаконной деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Литература:
- Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации. — Электронный ресурс. — URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/-migracionnaya/item/27072531/ (Дата обращения 15.12.2021)
- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». — Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=377782&dst=100001#P1HvCsSUPZIdCbff (Дата обращения 15.12.2021).
- Пятов Р. В. Проблемы реализации иностранцами и лицами без гражданства своих прав и свобод. // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 360–362.
- Горбань А. Е. Проблемы административно-правового регулирования и обеспечения адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации / А. Е. Горбань, А. Н. Жеребцов // Общество и право. — 2020. — № 1(71). — С. 81–85.
- Жеребцов, А. Н. Цели государственной миграционной политики и проблемы их достижения посредством административно-правового регулирования / А. Н. Жеребцов // Теория и практика административного права и процесса: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. Д. Сорокина, Краснодар, 03–04 октября 2019 года. — Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2019. — С. 104–113.