Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Быкова, А. А. Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования / А. А. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89476/ (дата обращения: 16.11.2024).



В рамках данной статьи рассматривается взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, установленных в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Ключевые слова: договор перевозки, перевозка, перевозчик, железнодорожный транспорт, недискриминационный доступ, инфраструктура железнодорожного транспорта, владелец инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является одним из ключевых логистических каналов, который в совокупности с другими видами транспорта образует целостную транспортную систему России.

Одной из основных функций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей физических и юридических лиц, а также государственно-правовых образований в осуществлении перевозок железнодорожным транспортом; создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов/грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены нормативно правовыми актами.

Взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа/грузобагажа регулируется Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, в соответствии со ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте, понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства, а также оборудование [2].

В соответствии со ст. 14 Закона о железнодорожном транспорте деятельность в сфере железнодорожных перевозок должна осуществляться на конкурентной основе по единым для всех участников перевозочного процесса, нормам и правилам, предусматривающих равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые не должны ставиться в зависимость от каких-либо условий, например, организационно-правовой формы участника перевозочного процесса, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры [2].

Порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре и осуществления контроля за соблюдением этого порядка возложено на Правительство Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления.

Согласно п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются такие условия выхода или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг, при которых субъекты находятся в неравных условиях, положениях по сравнению с другими аналогичными хозяйствующими субъектами [3].

Соответственно, недискриминационный доступ можно описать как отсутствие такой дискриминации, то есть когда хозяйствующий субъект на равных условиях с другими субъектами может осуществлять экономическую деятельность.

В целях реализации принципа недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в соответствии со статьей 14 Закона о железнодорожном транспорте Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710 были утверждены Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Вышеуказанным документом определены общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности, порядок предоставления информации об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, порядок рассмотрения жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре.

Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре базируется на следующих принципах:

– обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

– обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

– проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

– доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования [4].

Важно отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003г. № 710» приостановлены правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования до 1 июля 2022 года [5].

По мнению автора статьи приостановление вышеуказанных недискриминационных принципов явилось следствием ответных мер на ограничительные (политические и экономические) меры, введенные против Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также высших должностных лиц Российской Федерации странами Запада.

Таким образом, взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, позволяет субъектам договора перевозки участвовать в экономическом обороте на равных условиях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
  2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 169.
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 № 710 (ред. от 02.10.2021, с изм. 06.03.2022) «Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 48 — Ст. 4680.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003г. № 710» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.03.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Российская Федерация, общее пользование, использование инфраструктуры, перевозчик, инфраструктура, взаимодействие владельцев инфраструктуры, владелец инфраструктуры, перевозочный процесс, Постановление Правительства.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, перевозка, перевозчик, Договор перевозки, инфраструктура железнодорожного транспорта, недискриминационный доступ, владелец инфраструктуры

Похожие статьи

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Правовое регулирование перевозки животных на железнодорожном транспорте

В рамках данной статьи рассматривается вопрос правового регулирования договора перевозки животных на железнодорожном транспорте по законодательству Российской Федерации. Изучены нормативно правовые акты в данной области. Сформулированы предложения дл...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Актуальные вопросы взаимодействия грузоотправителей (грузополучателей) и ОАО «РЖД»

В статье рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Источники законодательства Российской Федерации, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Автор рассматривает понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также способы регулирования таких...

Понятие и значение лицензирования на морском транспорте

В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика процедуры лицензирования на морском транспорте. На основе анализа действующего законодательства в установленной сфере сформулированы основные требования, предъявляемые к лицу, намереваю...

Особенности определения таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, для целей таможенно-тарифного регулирования

В статье раскрываются понятие таможенной стоимости и что она в себя включает, нормативно-правовые основы определения таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также выявлены проблемы и особенности определения ...

Похожие статьи

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Правовое регулирование перевозки животных на железнодорожном транспорте

В рамках данной статьи рассматривается вопрос правового регулирования договора перевозки животных на железнодорожном транспорте по законодательству Российской Федерации. Изучены нормативно правовые акты в данной области. Сформулированы предложения дл...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Актуальные вопросы взаимодействия грузоотправителей (грузополучателей) и ОАО «РЖД»

В статье рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Источники законодательства Российской Федерации, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Автор рассматривает понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также способы регулирования таких...

Понятие и значение лицензирования на морском транспорте

В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика процедуры лицензирования на морском транспорте. На основе анализа действующего законодательства в установленной сфере сформулированы основные требования, предъявляемые к лицу, намереваю...

Особенности определения таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, для целей таможенно-тарифного регулирования

В статье раскрываются понятие таможенной стоимости и что она в себя включает, нормативно-правовые основы определения таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также выявлены проблемы и особенности определения ...

Задать вопрос