В статье рассматривается классификация ДЦП, степени нарушений. Понятие дополнительного образования. Одно из направлений дополнительного образования, которым является театральная деятельность. Рассматриваются виды помощи детям с ДЦП при постановке театрализованного действия.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, классификация ДЦП, дополнительное образование, театрализованная деятельность.
«Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах» [1].
«В отечественной клинической практике используется чаще всего классификация К. А. Семеновой, в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д. С. Футера и М. Б. Цукер. Согласно этой классификации, выделяют пять основных форм ДЦП:
– двойная гемиплегия;
– спастическая диплегия;
– гемипаретическая форма;
– гиперкинетическая форма;
– атонически-астатическая форма.
Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни.
Спастическая диплегия. Это самая распространенная форма ДЦП, известная под названием болезни или синдрома Литтля. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т. е. поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени.
Гемипаретическая форма. Эта форма заболевания характеризуется поражением одноименных руки и ноги. В 80 % случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр., поражаются формирующиеся пирамидные пути головного мозга. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга, и правая, при левостороннем.
Гиперкинетическая форма. Причиной этой формы ДЦП чаще всего является билирубиновая энцефалопатия как результат гемолитической болезни новорожденных. Реже причиной может быть недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов, при которой происходит разрыв артерий, снабжающих кровью подкорковые ядра.
Атонически-астатическая форма. Эта форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия» [2].
У детей с ДЦП часто наблюдается вторичным нарушением задержка психического развития, нарушение интеллекта. С такими детьми кроме образовательной программы очень важно проводить и дополнительное образование.
«Понятие «дополнительное образование детей» появилось в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации, регулирующий сферу приобретения знаний — «Об образовании в РФ». Оно подразумевает целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ. Дополнительное образование детей (ДОД) является обязательной составной частью общего. Его особенность состоит в том, что обучение происходит в соответствии с интересами, наклонностями и личными целями каждого школьника» [3].
Одним из направлений дополнительного образования является театральная деятельность, но детям с ДЦП не доступно сыграть какую — либо роль в театральной постановке. Сыграть ее ярко, точно, красиво. В полной мере вобрать в себя тот образ, который автор вложил в героя. Даже обычная детская сказка, такая, например, как «Колобок», если поставить ее в виде театрализованной сценки, будет не доступна детям с ДЦП.
В этом случае на помощь могут прийти технические средства реабилитации для поддержания правильного положения тела или передвижения в пространстве, если нет возможности делать это самостоятельно. Такие средства помогут ребенку практически полноценно учувствовать в постановке какой — либо сказке, пьесе.
Важна роль педагога, который будет поддерживать процесс на каждом этапе создания театрализованного действия. Воодушевлять детей, поддерживать, хвалить за хорошо получающуюся исполненную роль. Для ребенка очень важно видеть ответную реакцию педагога на то, как он выполняет данное ему задание. Будь то выученный текст, нужная интонация, вовремя вставленная реплика и так далее.
Играя в группе, ребенок с ДЦП развивает не только познавательные процессы, но и навыки коммуникации. Учится общению с другими детьми, которое так необходимо в повседневной жизни. Учится проявлять свои чувства, выражать эмоции другими способами, недоступными ему ранее.
Театральная деятельность способна раскрыть в детях скрытые таланты, творческий потенциал, вызвать интерес к художественной литературе, развить личные качества такие как целеустремленность, воля, инициативность.
Подводя итого, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность для тетей с ДЦП играет важную роль в развитие и становление личности.
Литература:
- Иваницкая И. Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление» М., 1993, с.41–65
- Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — СПб., Дидактика-Плюс, 2003, с19–26
- https://edunews.ru/deti/