Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Федосова, В. В. Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ / В. В. Федосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 284-285. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89493/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка. В заключение отмечается важность создания развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного воспитания детей.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, дети раннего возраста, игры Марии Монтессори, взаимодействие с родителями.

Период дошкольного детства — это период интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и представления, возникающие при соприкосновении органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, размер, вес, температуру, свойства поверхности. У детей значительно улучшаются способности ориентироваться в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и временные интервалы, их разделяющие. Сенсорное воспитание направлено на обучение детей точно, полно и расчленять предметы, их различные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве [1].

Сенсорное развитие детей изучали отечественные и зарубежные ученые Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Ж. Пиаже, М. Монтессори и многие др. В научных работах этих авторов сенсорное развитие понималось как формирование сенсорного опыта ребенка. Его сенсорное развитие во многом зависит от того, как ребенок воспринимает мир тактильным путем, поэтому в своей работе мы решаем следующие задачи:

— Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в условиях современного дошкольного учреждения через игры Марии Монтессори

— Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов.

— Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего психического развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений работы. Значение сенсорного развития ребенка для его дальнейшей жизни ставит перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Основное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой [2]. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря трудам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка есть результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Добиться положительных результатов в сенсорном развитии можно только при определенной системе проведения игр М. Монтессори. Поэтому мы разработали долгосрочный план работы, включающий различные виды игр и упражнений. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога — организовать для него возможность демонстрации навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление к достижению собственных целей, тем раньше мы создадим сильных, а значит, независимых и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. Ее главный девиз: «Помоги мне сделать это самой». Ключевые моменты этой техники:

  1. Развитие чувства внутреннего порядка. С раннего возраста путем выполнения определенных упражнений у ребенка развивается внутреннее чувство порядка, а порядок очень важен для ребенка.
  2. Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
  3. Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что действует не по чьим-то указаниям, а самостоятельно.
  4. Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку действовать независимо от взрослых с раннего возраста.
  5. Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
  6. Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм как таковой в ней отсутствует [3].

Большое значение М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу. Требования к ней: должна быть автодидактической, т. е. приспособленной к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослому только один раз, когда ребенок принимает впервые изоляцию; эстетика эстетики; внутренний контроль; реалистичные объекты; предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Презентация каждого материала детям обязательна. Перечислю несколько основных материалов, организующих дидактическое пространство для занятий в практической жизни детей:

  1. Переливание из одного сосуда в другой (две чашки, поднос, губка для вытирания пролитой воды).
  2. Переливание ложкой (две емкости, ложка, поднос).
  3. Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и т. д.
  4. Сбор мусора со стола (корзина с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все складывается в общий ящик).

Упражнения на развитие чувств.

  1. Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные поздно).
  2. Для развития слуха — погремушки с разными наполнителями.
  3. Для развития осязания — шероховатые пластинки.
  4. Для развития теплового чувства — термобутылочки.
  5. Для развития обоняния — баночки с запахами.
  6. Для развития стереогностического чувства — геометрические тела.

В результате работы с сенсорным материалом дети раннего возраста легко усваивают различные понятия и умения: собирать предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой — средний — маленький», «толстый — тонкий», «длинный — короткий»). ", «высокий-низкий», «глубокий-мелкий»); подбирать пары цветов, их оттенки и различать цвета; различать шероховатые и гладкие поверхности; различать различные шумы, подбирать пары шумов и звуков; различать предметы: плоские, объемные; различать и называть объемные тела и плоские фигуры; различать горячее — теплое — холодное, сладкое — кислое — горькое — соленое; успешно работать кистью и красками, пластилином.

В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной, что является важным моментом в нравственном воспитании детей. Это очень важно для дошкольников, именно в этом возрасте закладываются основы позитивного общения со взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубы, мыть руки перед едой, адекватное поведение за столом, в раздевалке и др.); осваивать предметно-игровую деятельность (бережное отношение к вещам, игрушкам, каждая вещь на своем месте; работала, клала материал на место). Развитие ребенка по методике Монтессори дает прочную основу для формирования личности — личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной [3].

Литература:

  1. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеева. — М.: Обруч, 2010. — 304 с.
  2. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  3. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: Материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций (18 апреля 2014 г.). — Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. — 380 с.
  4. Бондаренко В. П. значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20185
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сенсорное развитие, ранний возраст, сенсорное воспитание, детский сад, сенсорная культура, сенсорное развитие детей, сенсорное развитие ребенка.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Задать вопрос