В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка. В заключение отмечается важность создания развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного воспитания детей.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, дети раннего возраста, игры Марии Монтессори, взаимодействие с родителями.
Период дошкольного детства — это период интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и представления, возникающие при соприкосновении органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, размер, вес, температуру, свойства поверхности. У детей значительно улучшаются способности ориентироваться в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и временные интервалы, их разделяющие. Сенсорное воспитание направлено на обучение детей точно, полно и расчленять предметы, их различные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве [1].
Сенсорное развитие детей изучали отечественные и зарубежные ученые Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Ж. Пиаже, М. Монтессори и многие др. В научных работах этих авторов сенсорное развитие понималось как формирование сенсорного опыта ребенка. Его сенсорное развитие во многом зависит от того, как ребенок воспринимает мир тактильным путем, поэтому в своей работе мы решаем следующие задачи:
— Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в условиях современного дошкольного учреждения через игры Марии Монтессори
— Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов.
— Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего психического развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений работы. Значение сенсорного развития ребенка для его дальнейшей жизни ставит перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Основное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой [2]. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря трудам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка есть результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Добиться положительных результатов в сенсорном развитии можно только при определенной системе проведения игр М. Монтессори. Поэтому мы разработали долгосрочный план работы, включающий различные виды игр и упражнений. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога — организовать для него возможность демонстрации навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление к достижению собственных целей, тем раньше мы создадим сильных, а значит, независимых и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. Ее главный девиз: «Помоги мне сделать это самой». Ключевые моменты этой техники:
- Развитие чувства внутреннего порядка. С раннего возраста путем выполнения определенных упражнений у ребенка развивается внутреннее чувство порядка, а порядок очень важен для ребенка.
- Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
- Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что действует не по чьим-то указаниям, а самостоятельно.
- Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку действовать независимо от взрослых с раннего возраста.
- Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
- Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм как таковой в ней отсутствует [3].
Большое значение М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу. Требования к ней: должна быть автодидактической, т. е. приспособленной к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослому только один раз, когда ребенок принимает впервые изоляцию; эстетика эстетики; внутренний контроль; реалистичные объекты; предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Презентация каждого материала детям обязательна. Перечислю несколько основных материалов, организующих дидактическое пространство для занятий в практической жизни детей:
- Переливание из одного сосуда в другой (две чашки, поднос, губка для вытирания пролитой воды).
- Переливание ложкой (две емкости, ложка, поднос).
- Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и т. д.
- Сбор мусора со стола (корзина с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все складывается в общий ящик).
Упражнения на развитие чувств.
- Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные поздно).
- Для развития слуха — погремушки с разными наполнителями.
- Для развития осязания — шероховатые пластинки.
- Для развития теплового чувства — термобутылочки.
- Для развития обоняния — баночки с запахами.
- Для развития стереогностического чувства — геометрические тела.
В результате работы с сенсорным материалом дети раннего возраста легко усваивают различные понятия и умения: собирать предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой — средний — маленький», «толстый — тонкий», «длинный — короткий»). ", «высокий-низкий», «глубокий-мелкий»); подбирать пары цветов, их оттенки и различать цвета; различать шероховатые и гладкие поверхности; различать различные шумы, подбирать пары шумов и звуков; различать предметы: плоские, объемные; различать и называть объемные тела и плоские фигуры; различать горячее — теплое — холодное, сладкое — кислое — горькое — соленое; успешно работать кистью и красками, пластилином.
В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной, что является важным моментом в нравственном воспитании детей. Это очень важно для дошкольников, именно в этом возрасте закладываются основы позитивного общения со взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубы, мыть руки перед едой, адекватное поведение за столом, в раздевалке и др.); осваивать предметно-игровую деятельность (бережное отношение к вещам, игрушкам, каждая вещь на своем месте; работала, клала материал на место). Развитие ребенка по методике Монтессори дает прочную основу для формирования личности — личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной [3].
Литература:
- Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеева. — М.: Обруч, 2010. — 304 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: Материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций (18 апреля 2014 г.). — Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. — 380 с.
- Бондаренко В. П. значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20185