Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, методы диагностики, расстройство аутистического спектра.
Абсолютно в любой семье, вне зависимости от ее особенностей — полная или неполная, многодетная или бездетная, финансово обеспеченная или с малым достатком, образуется определенная, зачастую не осознаваемая всеми членами семьи, воспитательная система. Она предполагает как определение целей и задач воспитания, так и эффективное применение воспитательных технологий и методов для каждого отдельного ребенка [1].
Так, возникает понятие «родительство», которое в педагогической и психологической науках фактически не установлено. Однако же на практике родительство можно толковать как социальную роль, а также системное психологическое образование взрослой личности, направленное на ее самореализацию в процессе жизненного пути [2].
По мнению Овчаровой Р. В., так называемое «родительство» представляет собой концепцию, содержащую комплекс ценностных ориентаций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Таким образом, при появлении в семье ребенка складывается особая совокупность отношений между супругами (и другими членами семьи), заключающаяся в переносе собственного жизненного опыта, с учетом религиозных, политических, экономических и культурных взглядов родителей на процесс воспитания ребенка. Этот вид взаимоотношений между родителями и ребенком имеет название «детско-родительские отношения» (далее ДРО).
Иванова Н. В. трактует понятие ДРО как «систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребёнок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [3].
На ДРО сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Личность ребенка развивается под воздействием родительских отношений и, в частности, их вида. Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина и других определили, что эмоциональная связь и специфика взаимодействия с родителями обусловливает психическое развитие ребенка. То есть значение семьи и внутрисемейных отношений значительным образом сказывается на развитии и воспитании ребенка.
Ситуацию затрудняет, а в некоторых случаях значительно усугубляет, наличие у ребенка особых образовательных потребностей, а именно расстройств аутистического спектра (далее РАС), изучаемых в контексте данной работы.
РАС — группа расстройств психического развития, заключающихся сложностями коммуникации, специфическими речевыми возможностями, а также стереотипными формами поведения, что составляет триаду нарушений. Ранние признаки РАС можно заметить уже на 1-м году жизни — отсутствие эмоционального оживления (комплекса оживления) на появление родителя, отсутствие глазного контакта. Первые явные признаки РАС у детей проявляются к 3 годам, и родители могут замечать распад уже сформированных ранее навыков (например, речи или навык пользования туалетом), а также стереотипные бесцельно повторяющиеся движения. Этот критический момент осознания, что их ребенок, возможно, имеет особенности в развитии, может привести родителей в состояние подавленности, беспомощности или разочарования [4]. Это состояние накладывается и на тип внутрисемейных отношений, включая отношение к самому ребенку. Некорректный родительский подход к развитию и воспитанию ребенка с РАС может ухудшить положение и эффективность коррекционной работы.
Возникает необходимость проведения дополнительной консультационной работы с родителями детей, имеющих РАС. Следовательно, особо важна предварительная диагностика внутрисемейных отношений, которая поможет выявить пробелы в знаниях, компетенциях родителей, узнать их позиции в воспитании и даст возможность направить коррекционный процесс в нужную, благоприятную для всех его участников, сторону.
Целью данной статьи является анализ диагностических возможностей методик по исследованию детско-родительских отношений, с учетом наличия в семье ребенка с расстройством аутистического спектра. Анализ позволит выявить наиболее подходящие методы, учитывающие специфику внутрисемейной обстановки семьи ребенка с РАС.
Рассматривая методы диагностики ДРО в семьях, воспитывающих детей с РАС, можно выделить следующие.
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ), разработанный Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицкисом в 1987–1990 гг. Опросник имеет 2 вариации: для родителей детей от 3 до 10 лет и родителей подростков [5]. С его помощью можно определить влияние родителей в процессе воспитания ребенка (подростка) и найти ошибки в их воспитательных мерах. Опросник имеет 130 утверждений, которые должен оценить опрашиваемый родитель, после чего ответы интерпретируются по 20 шкалам, включая уровень протекции (участия в воспитании), требовательность, (не)устойчивость стиля воспитания и другие. Использование данного опросника для диагностики ДРО в семьях, воспитывающих детей с РАС, даст возможность изучить проблемы процесса воспитания, выявить стиль дисгармоничного воспитания и определить предпосылки данных недостатков [6]. Исследование Муллиной Н. Б., Ханнановой И. Ю., Зялаевой Р. Г. подтверждает эффективность и легкость применения опросника, позволяющей в быстрые сроки выявить особенности внутрисемейных отношений, которые могут быть причиной определенных поведенческих нарушений у ребенка [10].
Следующий диагностический метод, рассматриваемый в контексте семьи с ребенком с РАС — методика исследования родительских установок и реакций (PARY). Это опросник, разработанный американскими психологами Е. С. Шефером и Р. К. Беллом, русский вариант был адаптирован Т. В. Нещеретом. В состав опросника входит 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей, распределенных на 23 шкалы, 8 из которых направлены на изучение отношения к семейной роли, другие 15 затрагивают непосредственно ДРО. Интерпретация результатов опросника по отношению к роли родителя в семье позволяет распознать и выявить особенности семейных отношений респондента и, соответственно, оказать ему необходимую психологическую поддержку [7]. В статье Симоненко Я. В. приводятся данные исследования, где оценивался детско-родительский контакт с точки зрения его оптимальности и определение родительской позиции. Рассматривались средние оценки по 3-м группам шкал (оптимальный контакт с ребенком, эмоциональная дистанция, концентрация), которые позволили выявить взаимосвязь с уровнем агрессивного поведения ребенка, что предполагает дополнительные возможности в применении данного опросника и для родителей детей с РАС.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (сокращенно «ВРР»), разработанный И. М. Марковской направлен на изучение особенностей детско-родительского взаимодействия. Применение данного опросника дает возможность двустороннего оценивания ситуации в семье: со стороны родителя и с позиции ребенка, что позволяет называть его «зеркальным». Также опросник включает 2 вариации: для подростков и для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образуя, таким образом, 3 формы (1 детская и 2 взрослые), в каждой из которых по 60 вопросов. Интерпретация шкал опросника позволяет выяснить, насколько родители требовательны к ребенку, эмоционально близки ли члены семьи, укажет на наличие либо отсутствие сотрудничества, что в должной мере помогло бы специалисту, проводившему диагностику, понять особенности и воспитания, и направления психологической помощи родителям и ребенку [8].
Следует отметить и проективные методики, основанные на принципе проекции (отражение своих чувств, потребностей, переживаний, отношений), нередко используемые для изучения отношений между детьми и родителями в семье, при этом вызывая у них интерес. Однако их обширное применение затрудняет тот факт, что не всем детям с РАС доступно понимание смысла задания. Тем не менее, при наличии у ребенка ряда навыков (понимание простых инструкций, владение навыком письма, знание понятия «Семья» и некоторые другие), эти методы вполне возможно использовать для диагностики. К ним относятся следующие:
– тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;
– методика «Лесенка для детей» В. В. Ткачева, применяемая с целью определения того, как ребенок оценивает свои взаимоотношения с членами семьи;
– методика «Два дома» (Вандвик И. и Экбланд П.) для определения приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми людьми;
– тест «Рисунок семьи» для уточнения межличностных контактов ребенка в семье [9].
Проективные методы считаются эмпирическими и могут послужить основой при разработке гипотез исследования в совокупности с другими методами диагностики. Однако, учитывая их преимущества и возможности, Ерзин А. И. приводят некоторые ограничения, в том числе трудности стандартизации, так как тесты ориентированы на средстатистического индивида [11]. Так, трудности при проведении такого метода над ребенком с РАС, обусловлены недостаточно развитым наглядно-образным мышлением, ограниченностью моторного и речевого развития, что снижает достоверность и эффективность результатов исследования. В связи с этим, проективные методы при работе с детьми с РАС нельзя назвать валидными.
В систему диагностических методов в изучении ДРО в семьях детей с РАС также следует включить повсеместно применяемые методы исследования: беседа и наблюдение. Беседа с родителями и ближайшими родственниками способствует установлению доверительных отношений со специалистом, позволяет собрать необходимые данные о семье ребенка, особенностей воспитания и пр.
По причине выраженности признаков аутизма, изучение детско-родительских отношений, а также личностных и функциональных навыков ребенка с РАС, можно проводить на основе наблюдения за ребенком и родителями в естественных условиях. Это позволит получить дополнительные сведения о детско-родительских взаимоотношениях. Однако следует проводить наблюдение по заранее составленному плану изучения.
Таким образом, применение системы диагностических методов для изучения детско-родительских отношений в семьях с ребенком с РАС дает возможность выявить интегральные характеристики внутрисемейных отношений (состав семьи, роли, отношение к ответственности, эмоциональные связи, характер взаимодействия и многое др.), кроме этого определить отельные стороны семейных отношений (социально-бытовой уровень взаимодействия, степень удовлетворенности браком, наличие эмоциональных переживаний у членов семьи и др.). Применение перечисленных тестов позволит составить психограммы межличностных отношений в семье, позволяющие наглядно представить и описать разнообразие и характер межличностных отношений в семье ребенка с РАС.
Данный анализ методик является частью программы исследования влияния детско-родительских отношений в семьях детей с РАС на социальную ситуацию развития этих детей. В рамках нашего исследования наибольший интерес вызывают методики: Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), методика исследования родительских установок и реакций (PARY), а также опросник «Взаимодействие родитель-ребенок», разработанный И. М. Марковской. Однако, по нашему мнению, данные методики необходимо дополнять наблюдением за семьей для более полного представления семейной ситуации.
Литература:
- В. А. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра / В. А. Куташов, В. В. Квасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 279–283. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25556/ (дата обращения: 27.02.2022).
- Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 25 с.
- Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. — Учеб. пособие. — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150 с.
- Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015
- Электронный ресурс: https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи». 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
- Электронный ресурс: https://psycabi.net/testy/599-metodika-pari-test-oprosnik-izucheniya-roditelskikh-ustanovok
- Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005–56 с.
- Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 90 с.
- Муллина Н. Б., Ханнанова И. Ю., Зялаева Р. Г. Применение методики «анализ семейных взаимоотношений» в индивидуальном и семейном психологическом консультировании Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С. Л. Алексеева, Р. Х. Гильмеевой. 2019 г.
- Ерзин, А. И. О возможностях и ограничениях проективных методов исследования личности в практике клинического психолога / А. И. Ерзин // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2012. — № 2. — С. 156–160.