Статья посвящена истории развития полномочий органов прокуратуры СССР и Российской Федерации по противодействию распространению антисоветской агитации и экстремизму.
Ключевые слова : антисоветизм, экстремизм, прокуратура СССР, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор.
Идеологическая работа в Советском Союзе осуществлялась Коммунистической партией Советского Союза; как отмечалось на XXIII съезде ЦК КПСС: «успехи коммунистической партии зависят от размаха и уровня идейно-политической работы партии среди трудящихся» [1, с. 315]. Главенствующую роль в борьбе с антисоветизмом, не связанную с уголовной сферой, осуществляла партия и трудовые коллективы.
Политика антисоветизма (антикоммунизма) зародилась в 20-х годах XX века. Согласно Малому академическому словарю русского языка, антисоветизм — враждебная советскому строю, Советскому Союзу реакционная идеология и политика. Для совершения таких действий на ранних этапах существования Советской России было не много инструментов агитации. Такими служили: распространение ложной информации (слухов), антисоветский фольклор, литература, но в связи с тем, что в ранее годы Советской власти население не обладало высокой грамотностью, агитаторы-антисоветчики использовали наглядные материалы, к примеру, плакат времён Гражданской войны «За единую Россию», где на фоне Кремля изображён русский богатырь (или Св. Георгий Победоносец) с российским триколором, за спиной которого занесена рука для удара и рассечения красного змея, под красным змеем понимается коммунистическая идеология. Однако через несколько дней после начала Великой Октябрьской социалистической революции 27.10.1917 года СНК РСФСР был принят декрет «О печати», в положении которого закрытию подлежали лишь органы печати, которые открыто, призывали к сопротивлению и неповиновению новому строю, распространяющие смуту и клевету, а также призывающие к преступным деяниям.
Позже к антисоветским инструментариям были отнесены кинематография, музыка.
Уголовное законодательство РСФСР, впоследствии СССР, в сфере противодействия агитации и пропаганды в отношении свержения Советской власти модернизировалось постепенно, с учётом духа времени, сложившимся в период создания и действия основ уголовного законодательства СССР и Уголовного кодекса РСФСР.
В Уголовном кодексе РСФСР 1922 и 1926 года, то есть в период окончания Гражданской войны на территории РСФСР и борьбы с антисоветскими организациями обусловлено использование такого термина, как «контрреволюционные преступления».
Исходя из положения ст. 28 УПК РСФСР дела контрреволюционной направленности рассматривались исключительно революционными трибуналами, т. е. такие дела как:
– Пропаганда и агитация, выражающееся в призыве к свержению власти Советов (58.13 УК РСФСР 1926г.);
– Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии (58.15 УК РСФСР 1926г.);
– Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера (58.17 УК РСФСР 1926г.);
– Измышления и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений (58.18 УК РСФСР 1926г.).
По данным делам было обязательно проведение предварительного следствия, за которым велось непосредственное наблюдение со стороны Государственной прокуратуры Народного Комиссариата Юстиции, учреждённой 28.05.1922 Постановлением Всероссийского Центрального комитета, вместе с Положением «О прокурорском надзоре».
На Государственную прокуратуру НКЮ советское государство возложило функции по осуществлению надзора за соответствием закону действий, совершаемых всеми органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными организациями, частными лицами, а в случае выявления нарушений законности — право возбуждать уголовное преследование против виновных лиц и опротестовывать нарушения закона постановлением.
Также на государственную прокуратуру было возложено осуществление непосредственного наблюдения за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Главного политического управления. В связи с воссозданием прокуратуры, декрет «О суде» от 22.11.1917 г. утратил силу, и роль обвинителей от «поверенных неопороченных граждан обоего пола» вернулась прокурорам.
В 1923 году создаётся Прокуратура Верховного суда СССР, в составе Верховного суда прокуратура была до момента образования Прокуратуры СССР и принятия нового положения, где на прокуратуру возлагается «общий надзор», функции уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, надзор за ОГПУ, милицией, исправительно-трудовыми учреждениями.
Контрольно-надзорные функции в сфере идеологии, кинематографа, литературы, образования и т. д. осуществлялось республиканскими наркоматами просвещения, после административной реформы 1946 года, в ходе которой был принят Закон СССР 15.03.1946 г. «О преобразовании Народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик». Указанные полномочия перешли в Министерство культуры СССР, союзных и автономных республик.
В Положении о Министерстве Культуры СССР [2] от 19.06.1969 года одной из главных задач было «повышение роли культурно-просветительных учреждений в идейно-политическом воспитании и культурном росте населения» и «организация работы по созданию высокохудожественных произведений искусства, раскрывающих величие ленинских идей и показывающих деятельность Коммунистической партии и Советского государства, достижения народов СССР, богатство и многообразие социалистической действительности».
В 1955 году прокуратура СССР занимает обновлённое звено в иерархии государственных структур, в связи с принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 24.05.1955 «Об утверждении положения о прокурорском надзоре», где теперь прокуратура осуществляет «высший надзор», а ранее указывалось лишь «надзор». Обновлённое Положение теперь позволяет прокурорам в рамках «общего» надзора прибегать к новому полномочию по выявлению нарушений законодательства. Теперь в порядке п. 4 ст. 10 Положения «О прокурорском надзоре», прокуроры могут требовать, на основании полученной информации о противозаконных действиях от руководителей министерств, ведомств, учреждений проводить проверки и ревизии деятельности подведомственных организаций и учреждений.
В прокуратуре СССР не было отдельных полномочий по противодействию антисоветизму в рамках общего надзора. Полномочия прокурора по «общему» надзору постепенно модернизировались в лучшую сторону. Подход к не выделению дополнительных полномочий к конкретной сфере обусловлен тем, что в Советском союзе был иной подход в управленческой деятельности государственных органов, где также важную роль играли партийные органы, которые, в свою очередь, были надгосударственными.
В уголовно-правовой сфере, согласно статье 126 УПК РСФСР, предварительное расследование по уголовным делам за антисоветскую агитацию, организацию антисоветской деятельности осуществлялось следователями органов прокуратуры, но также данные дела могли расследовать органы государственной безопасности, то в таких случаях прокурор осуществлял в порядке главы 18 УПК РСФСР надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел следователями органов безопасности.
На сегодняшний момент прокуратура Российской Федерации в сравнении с инструментарием противодействия экстремизму обладает большими полномочиями, чем прокуратура Союза ССР. Традиционным в данной сфере остаётся надзор за правоохранительными органами, осуществляющими расследование правонарушений и преступлений в сфере экстремизма. Для борьбы с враждебной идеологией по отношению к конституционному строю Российской Федерации, которая все больше размещается в сети «Интернет», Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители обладают полномочием по направлению требований в порядке ст. 15.1.-1, 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» об ограничении доступа к информации, распространяемой с нарушением закона. Данные полномочия показали свою необходимость с началом организации несанкционированных митингов в поддержку А. А. Навального в январе-апреле 2021 года. Используя корыстный умысел, сторонники А. А. Навального и «Фонда борьбы с коррупцией» (сокр.ФБК) для массовости митингующих вовлекали несовершеннолетних к участию в несанкционированном митинге, [3] посредством коротких видеороликов, размещённых на ресурсах «TikTok», «ВКонтакте» и других информационных ресурсах. Кроме призывов к митингу и информации, экстремистского толка, также демонстрировали способы «обезличивания» для ухода от юридической ответственности. Кроме данных полномочий в медиасфере, прокуроры уполномочены предупреждать [4] средства массовой информации, общественные или религиозные организациям о недопустимости распространения экстремистских материалов и осуществления экстремистской деятельности.
В докладе Генерального прокурора Российской Федерации И. В. Краснова в Совете Федерации «О состоянии законностей правопорядка в Российской Федерации о проделанной работе по их укреплению за 2020 г.» отмечено, что органами прокуратуры России, заблокирован доступ к 10 тысячам сайтов, распространяющих призывы к экстремизму, терроризму и массовым беспорядкам, а также с 52 тысячи информационных ресурсов была удалена противоправная информация.
Кроме вышеуказанных мер прокурорского реагирования, прокуроры обладают такими мерами как: протест, представление, предостережение, постановление (о возбуждении производства об административном правонарушении), а также прокуроры в соответствии с п. 2.4. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 N 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» во взаимодействии п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ направляют мотивированное постановление с материалами в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
При осуществлении надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму и законностью правовых актов, издаваемых поднадзорными органами, публичной власти, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями прокурор осуществляет полномочия в соответствии со ст. 22 ФЗ 2202–1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так при осуществлении данного надзора в 2021 году органами прокуратуры было выявлено на 11,4 % больше нарушений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (с 218 845 до 243 865) [5].
Рост выявленных нарушений обусловил и увеличение направленных исков (заявлений) в суд на 23,9 % (с 23 504 до 29 121), из которых 22 % (с 19 446 до 23 718) удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, то есть 81,4 % от общего числа поданных исков (заявлений). Наряду с этим, увеличился рост вносимых представлений на 6,8 % (с 74 650 до 79 745), по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 67 190 лиц, что на 7,3 % больше аналогичного периода прошлого года (62 621).
По постановлениям прокуроров привлечено 7 267 лиц к административной ответственности (АППГ — 5 910, + 23 %).
При общей тенденции увеличения роста мер прокурорского реагирования, сократился динамика принесённых протестов на 3,5 % (с 9 656 до 9 321) и на 20 % меньше направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ (с 60 до 48), однако по результатам направленных материалов на 15,8 % больше возбуждено уголовных дел (с 38 до 44).
В Советское время, так же, как и в настоящее время, борьба с проявлением антисоветизма, экстремизма неразрывно связана со взаимодействием, с гражданами и общественностью, которые являются одним из основных источников информации, как отмечено в Приказе Генерального прокурора СССР от 14.12.1957 «О работе органов прокуратуры по разрешению жалоб и заявлений граждан»: «Граждане, направляя в органы прокуратуры заявления, сигнализирующие о нарушении закона, этим самым принимают непосредственное участие в укреплении социалистической законности», данная формула была и перемена прокуратурой Российской Федерации, к примеру, в п.4.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью», где прокурорам предписано осуществлять мониторинг региональных СМИ с целью произведения анализа состояния законности, а в случае выявления нарушения закона принять меры прокурорского реагирования.
В таблице 1 представлены статистические данные о характере обращений по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений за 2021 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица 1
Поступило обращений по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений |
||
2020г. |
2021г. |
% |
1 838 |
2 411 |
+ 31,2 % |
На сегодняшний момент прокуратура Российской Федерации обладает полным инструментарием по противодействию и предупреждению экстремизма и экстремистской детальности, при этом используя в практической деятельности тактики и методы, выработанные прокуратурой Союза ССР.
Литература:
- XXIII Съезд Коммунистической партии Советского союза за 29 марта-8 апр. 1966 г. Стеногр. отчет. В 2-х т. Т.2. М. 672 с.
- Постановление Совета Министров СССР от 19.09.1969 № 759 «Об утверждении Положения о Министерстве культуры СССР»// СПС КонсультантПлюс
- Решение Московского городского суда от 09.06.2021 Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) ликвидирован.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»// СПС КонсультантПлюс
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=71671102