В статье автор пытается определить классификацию тренажеров для развития специальных физических качеств.
Ключевые слова: тренажеры, тренажерные устройства, единоборства, сила удара, гибкость, координация движений, студенты.
На сегодняшний день наука ищет новые подходы к подготовке учебно-тренировочного процесса. Разрабатываются новые подходы, технологии, методики и тренажерные устройства. Тренажерные устройства давно вошли в практику физического воспитания и спорта. Без них невозможен необходимый результат, особенно в единоборствах. Все специалисты ищут новые устройства и тренажеры для совершенствования технико-тактической подготовки.
Тренажер — это учебно-тренировочное устройство, приспособление, которое помогает тренировать или моделировать ситуацию. В переводе с английского тренажер — это тренировать, воспитывать, обучать.
Еще в древности люди искали с помощью чего можно тренировать специальные навыки и отрабатывать двигательные действия. Так в Спарте гладиаторы отрабатывали удары на манекенах и тушах свиней. В Средневековье рыцари отрабатывали верховую езду на деревянном коне. В немецкой и шведской гимнастике начали активно использовать различные приспособления и тренажеры для развития физических качеств. Так как на Востоке люди тоже стремились к физическому совершенству и разрабатывали разные способы для достижения цели. До сегодняшних дней, например, из Японии дошли такие приспособления, как «макивара». Этот тренажер помогал многим войнам отрабатывать силу удара. В Китае был разработан «деревянный манекен», который позволял совершенствовать технику единоборств и элементы боя. Позже в Англии с появлением бокса появились боксерские мешки, груши и другие тренажерные устройства для отработки ударов.
В настоящие время многие авторы такие как: Агашин Ф. К., Бондаренко С. Н., Ратов И. П., Ишков В. С., Новиков А. А., Петрушевский И. И., Юшкевич Т. П. занимались и занимаются разработкой новых тренажеров и тренажерных технологий.
На сегодняшний день выделяют несколько видов спортивных тренажеров:
- Кардиотренажеры — это тренажеры, которые усиливают работу сердечно-сосудистой системы, в основном они применяются в циклических видах спорта (легкая атлетика, плавание, велоспорт, лыжные гонки и др.) это такие тренажеры как беговая дорожка, гребной тренажер, элипс, степпер и др.
- Силовые тренажеры — это тренажеры, которые воздействуют на определенные группы мышц, или оказывают комплексное воздействие. Силовые тренажеры применяются в основном в силовых видах спорта (бодибилдинг, армрестлинг, силовой экстрим, тяжелая атлетика и др), но также применяются и для общего укрепления мышц.
- Тренажеры для совершенствования техники двигательного действия, которые используются во всех видах спорта.
Мы в Педагогическом колледже № 18 г. Москвы занимаемся этой проблемой. На предмете единоборства со студентами специальности физическая культура и адаптивная физическая культура используем разные тренажеры, которые позволяют развить специальные физические качества и закрепить технику единоборств. Хочу представить тренажеры, которые позволяют развить физические качества и совершенствовать технику движения, также эти тренажеры можно сделать самому и тренироваться самостоятельно.
Для развития силы удара мы используем тренажеры “горизонтальную” и “вертикальную” шину из автомобильных покрышек (Рис. 1 и 2).
Рис 1. Рис 2.
Устройство состоит из доски, на которой крепиться шина резиновая, данная модель крепиться на стену в вертикальном положении (фото 1). Спортсмен наносит прямой, боковой или удар снизу по шине. Устройство, которое на фото 2. состоит из автомобильной покрышки с прикрепленной к ней доске заранее обмотанной веревкой. спортсмен наносит прямой, боковой удар по доске в область веревки. Работать с этими тренажерами нужно последовательно и осторожно.
Мы исследовали силу удара у студентов до и после применения этих тренажеров и получили положительную динамику в показателях силы. Для измерения показателей силы мы использовали тренажер “Тестер силы” модель KZ-01. Рис. 3.
Рис. 3.
Прирост силы у студентов составил на 25–30 кгС.
Для развития координации и реакции движения мы используем тренажер «файтбол» (Рис. 4).
Рис. 4.
Устройство состоит из резины кольцеобразной формы, к которой крепиться резина 50–60 см. на которой крепится мяч. Спортсмен одевает резину на голову и наносит прямые удары по мячу, при этом уклоняется и защищается от попадания мяча в голову. Тренажер также прост в изготовлении и можно использовать в домашних условиях. Мы проводили занятия, когда учебное заведение находилось на дистанционном обучении с помощью этого тренажера.
Для развития гибкости мы используем тренажер «качели» (Рис. 5). Устройство состоит из деревянной платформы, прикрепленной на веревке. Спортсмен ставит ногу и держась руками за веревку отводит ногу вперед или в сторону до максимального значения. Второе устройство “площадка” состоит из доски с колесами. Спортсмен с опорой на руки ставит одну или две ноги на две платформы и отводит их в сторону до уровня шпагата (Рис. 6).
Рис. 5.Рис. 6.
Они также легко конструируются и можно заниматься самостоятельно. Цель упражнений на тренажере растягивание ног в шпагат.
Подводя итог статьи, хочется отметить, что использование тренажеров на занятиях имеет преимущество:
— Всегда понятно студентам, что нужно делать, работая на тренажере;
— Тренажеры дают обратную связь и можно корректировать движение;
— Тренажер — это определенная методика развития физических качеств и обучение двигательным действиям;
— Тренажерные технологии — это всегда положительный результат;
— Представленные тренажеры можно сделать самостоятельно и тренироваться в домашних условиях.
Литература:
- Допенко В. Н. Гибкость, сила, выносливость: Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах. — М.: Б.И., 1994. — 111 с.
- Зенченко И. С. Моделирование динамических соревновательных ситуаций на занятиях по единоборствам с использованием тренажерных устройств. / Ч. Т. Иванков, И. С. Зенченко, Г. Д. Костин, М. В. Арустамян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. Вып. 6 — Санкт-Петербург.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014. — С.79.
- Зенченко И. С. Тренажерное устройство «ТОРС» как методика формирования нокаутирующих ударных движений (на примере тхэквондо). / И. С. Зенченко // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: Материалы «Международной заочной научно-практической конференции. АУ ЧР ДПО «Учебно-методический центр», 2012. — С.75.
- Зенченко, И. С. Развитие силы удара в восточных единоборствах с помощью тренажерных устройств / И. С. Зенченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 434–436. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80963/ (дата обращения: 11.03.2022).
- Зенченко, И. С. Повышение силы удара с помощью тренажера «ТОСУ» / Ч. Т. Иванков, И. С. Зенченко // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск 12. — М.:МГПУ, 2002. — С.15–16.
- Ишков B. C., Худадов н. А. Тренажеры для обучения и совершенствования атакующих действий. Бокс. Ежегодник. М.: ФиС., 1986. С. 40–43.
- Ишков А. В. Подготовка единоборцев в боевом самбо с использованием технических средств: Дис.... канд. пед. наук, — М., 2004. — 5 с.
- Ишков В. С. Обучение основным атакующим действиям спортивного карате с использованием тренажерных устройств: Дис.... канд. пед. наук, — М., 1998. — 8 с.
- Лялько В. В. Тренажеры в боевых искусствах/ Под ред. А. Е. Тараса. –Мн.: Харвеси; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 115 с.
- Поляков В. Г. Методика обучения основным ударам в боксе на базе применения специальных тренажерных устройств. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 19 с.
- Попенко В. Н. Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах. -М.:Б.И., 1993. — 192 с.
- Филимонов В. И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. — М.: «ИНСАН», 2001. — 120 с.
- Шаров А. А., Хусяйнов З. М. Устройство для тренировки боксеров. -В кн.: Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 37–38.