Ключевые слова: учитель, семья, профилактика, антинаркотическая пропаганда, поддержка государства, здоровье школьников, совместная работа.
Профилактические мероприятия по предупреждению распространения наркомании в подростковой среде носят комплексный характер. В эту работу вовлечены не только педагоги и медицинские работники, но и политические и экономические структуры, правоохранительные органы, социальные службы, культработники и физкультурно-оздоровительные центры. Несмотря на такой комплексный подход, профилактические меры не дадут желаемого результата без поддержки государства.
В статье 4 «Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту»
Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» приведен перечень мероприятий, которые разрабатываются на государственном уровне. Ниже приведены основные выдержки из статьи в части, касаемой темы курсовой работы:
1) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
2) Приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду [1].
Кроме того, на законодательном уровне гарантирована поддержка всем учреждениям, которые организуют и проводят профилактические работы по недопущению употребления наркотиков и запрещенных психотропных веществ в подростковой среде.
Следует обратить внимание на то, что исследование проблем профилактики наркомании в России стартовало в 30-х годах ХХ века и прошло четыре этапа: от создания первых методов выявления наркозависимы и разработки методики их лечения, до полного забвения в 50-х годах ХХ века и нового акцентирования внимания к этим проблемам в перестроечных 90-х годах. В настоящее время можно утверждать о наступлении 5-го этапа профилактической работы по проблемам наркомании.
Работу по профилактике детской и подростковой наркомании проводят преимущественно в школах и других учреждениях образования, где профилактические программы включены в план учебно-воспитательной работы, благодаря чему целенаправленная работа ведется систематически в течение нескольких лет в тесном сотрудничестве с родителями, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями и другими структурами. Такой подход в реализации антинаркотического воспитания должен прививать стойкое положительное отношение к ведению здорового образа жизни, формирования стойкой жизненной позиции с отрицанием наркотиков и недопущения влияния из вне на образ жизни и увлечения подростков.
Но считаем, в профилактической работе одно из ведущих мест можно было бы отдать СМИ, которые могут транслировать социальную рекламу, предлагающую ролики с призывом к ведению здорового образа жизни и занятиям, которые являются альтернативой наркомании. Такой подход к профилактическим мерам характерен больше для европейских стран, а в России еще нашел своего применения. Хотя такой подход к реализации идей антинаркотической пропаганды мог бы найти свою аудиторию, особенно на ресурсах СМИ в интернете, помогая воспитывать негативное отношение к вредоносному воздействию наркотиков на организм человека, особенно детей.
В соответствии с материалами ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Так, первичная профилактика — борьба с аддиктивным поведением подростков, т. е. предупреждение болезни, формирование умения говорить «Нет» [4, c. 15]. Данную профилактику проводят в школах социальные педагоги и другие учителя, прошедшие специальную подготовку, делая акцент на детей из группы риска.
Для вторичной профилактики необходимо организовать работу по недопущению развития болезни у подростков, совершенствования мер ранней диагностики и началу своевременного лечения и недопущения рецидивов [2, c. 48].
На данном этапе главная цель — при совместной работе педагогов, врачей и психологов активизировать волевую сферу подростка, предотвратить устойчивую зависимость от наркотических веществ. Важным звеном на данном этапе является организация психолого-педагогической помощи семьям с наркозависимыми детьми.
Соответственно третичная форма профилактики — лечение людей с социальным, психическим и физическим уровнем зависимости от наркотиков. А потому на данном этапе принимается следующий комплекс мер: диагностика, лечение и реабилитация в целях поддержания дееспособности человека.
К сожалению, подростков родители приводят к специалистам с тяжелыми формами зависимости от наркотиков, когда важна комплексная работа семьи и медицины, социально-психологических служб и даже духовенства. Важно сформировать у подростка уверенность в том, что его любят, создать ощущение безопасности и самостоятельности. А это под силу родным и близким людям [3, c.25].
Поэтому необходимо проводить работу, направленную на популяризации массовых видов спорта, по вовлечению школьников в систематические занятия физкультурой и спортом. Вовлекать как можно больше молодежи и подростков в волонтерское движение, так как в настоящее время особую роль играют волонтерские организации, среди которых сформированы молодежные антинаркотические движения.
Но еще важно постоянно работать над совершенствованием системы диагностики и лечения наркозависимых, потому что синтетические наркотики постоянно меняют свой состав, вызывая скорейшее привыкание и нанося тяжелейший вред здоровью. А потому необходимо совершенствовать и систему профилактики наркомании и наркопреступности на законодательном уровне. На данном этапе основными направлениями профилактической работы по предупреждению наркозависимости и предупреждения правонарушений, совершенных наркоманами, являются перечисленные на рисунке 1.
Рис. 1. Основные направления профилактики наркомании и наркопреступности
Как видим, указанные на рисунке 1 направления ориентированы на выявление причин и условий, которые способствуют распространению наркозависимости и наркопреступности.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: вопросы профилактики наркозависимости возможно решить только в комплексе, так как они имеют большое социально-экономическое и нравственное решение. Основные направления профилактики (педагогическая, социальная, медицинская, правовая, антинаркотическая пропаганда) направлены на формирование антинаркотического мировоззрения в детской и подростковой среде. А первичная, вторичная и третичная профилактика дают свои плоды в тесном сотрудничестве с семьей и медико-психологическим сопровождением подростка и его родителей.
Литература:
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» [электронный ресурс]: Доступ зарегистрированным пользователям КонсультантПлюс: 2021: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения 06.03.2022)
- Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. — 1999. — № 2. — С.48.
- Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001.- 154с.
- Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007. — № 6.- С.4–11.