В данной статье дано определение понятию бизнес-процесса, рассмотрены его суть, цели и задачи. Рассмотрены различные случаи, когда компании необходимо совершенствовать бизнес-процессы. Разобраны основные методы реинжиниринга бизнес-процессов. В рамках данной работы рассмотрены особенности методологии реинжиниринга бизнес-процессов. В ее основе лежит процессный подход к управлению предприятием и понятие бизнес-процессов.
Ключевые слова: бизнес-процесс, управление, реинжиниринг, совершенствование, организация, организационная структура.
Термин «бизнес-процессы» прочно укоренился во многих сферах современного управления. В литературе встречаются множество определений данного термина, рассмотрим и разберем «по частям» его значение.
Бизнес — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Бизнес — инициативная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями — прибыль и развитие своего дела.
Процесс — деятельность, сопровождающаяся изменением свойств элементов системы. Процесс — это завершенная с точки зрения содержания временной и логической очередности последовательность, необходимая для обработки экономического значимого объекта .
Объединив вышеуказанные определения, получим, что бизнес — процесс — это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых
– используются ресурсы предприятия для
– переработки объекта (физически или виртуально)
– с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для
– удовлетворения внутренних или внешних потребителей.
Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть .
Что же такое реинжиниринг бизнес -процессов, для чего и когда он необходим, для каких компаний? Ответы на эти вопросы рассмотрим ниже.
Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.
Сутью реинжиниринга является выделение основных бизнес-процессов предприятия, их детальное исследование и изучение, описание на общедоступном языке и анализ с целью дальнейшего преобразования.
Реинжиниринг необходим в следующих случаях:
- В условиях, когда предприятие находится в кризисном состоянии. Она направлена на решение наиболее острых управленческих, экономических и финансовых проблем предприятия в краткосрочном периоде и рассматривается как один из инструментов антикризисного управления, результатами которого является создание условий для эффективного функционирования. В современных условиях такая ситуация характерна для большей части государственных и значительной части частных предприятий.
- В условиях, когда текущее положения предприятия можно в целом признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными. В этом случае реинжиниринг может быть своевременной упреждающей реакцией на негативные изменения, которые пока еще не приобрели необратимого характера.
- Реинжиниринг может быть проведен на благополучных, развивающихся предприятиях в целях отрыва от конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ .
Проанализировав вышесказанное, можно выделить два вида реинжиниринга: кризисный или радикальный и стратегический.
Стратегический реинжиниринг предусматривает постепенный подход, т. е. оптимизация происходит непрерывно в рамках организационной структуры компании. Такой поход позволяет добиться «мягкого» усовершенствования, более того данный метод не требует внушительных капиталовложений.
Радикальный реинжиниринг же в свою очередь ведет к существенным изменениям процессов, возможной трансформации организационной структуры предприятия. В рамках данного метода существенное изменение состава и способа реализации процесса по-новому применяется, как правило, к основным процессам организации, а процессы управления и вспомогательные — существенно сокращаются, а оставшиеся сохраняются без существенных изменений. Такая оптимизация сопровождается большими рисками, например потерей ключевых сотрудников, обладающих специфическими знаниями и умениями, изменением климата внутри коллектива, потерей постоянных клиентов, ростом непредвиденных расходов на перенастройку оборудования и информационных систем .
Существуют типовые способы и приемы применяемые при перепроектировании бизнес- процессов в ходе реинжиниринга.
- Горизонтальное сжатие процесса — объединение нескольких рабочих процедур в одну работу. Прием позволяет уменьшить количество ошибок и сократить количество работников, занятых устранением их последствий, улучшить управляемость производством за счет четко распределенной ответственности между сотрудниками.
- Вертикальное сжатие процессов — предоставление исполнителем права принимать самостоятельные решения. Увеличение роли каждого сотрудника в работе компании уменьшает время задержек, снижает стоимость продукции и услуг, ускоряет реакцию на запросы клиентов и т. п.
- Выполнение шагов каждого процесса в естественном порядке — использование наряду с линейным упорядочиванием работ, параллельное их проведение. Такой процесс приводит к сокращению времени и затрат.
- Исполнение процессов в различных комбинациях. Имеется ввиду, что процесс начинается с проверочной процедуры. Её цель состоит в определение наилучшего варианта реализации данного процесса в заданном производственном кейсе.
- Выполнение каждой работы там, где это наиболее целесообразно, — распределение работы между подразделениями, устранение интеграции и взаимозаменяемости.
- Уменьшение числа проверок — минимизация числа согласований путем сокращения внешних точек контакта и, следовательно, стирание граней между функциональными подразделениями.
- «Уполномоченный» менеджер, обеспечивающий единую точку контакта. Данный подход применяется в том случае, когда процесс сложен, а интеграция невозможна. Тогда вышеупомянутый «уполномоченный менеджер» отвечает на вопросы заказчика и решает его проблемы, имеет доступ ко всем исполнителям данного процесса.
- Преобладание смешанного централизованно-децентрализованного подхода — применение современных информационных технологий дает компании возможность действовать на уровне подразделений автономно, сохраняя за ними возможность использования централизованных данных .
- Делегирование процессов субподрядным организациям, поставщикам и клиентам. Некоторые части процессов могут передаваться в ведение другому предприятию. Это может радикально изменить процесс.
Реинжиниринг бизнес- процессов имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества методологии связаны с совершенствованием организационной структуры компании и структуры управления предприятия в целом, в частности переход к проектной структуре. Так же к преимуществам относятся снижение затрат и повышение конкурентоспособности организации. Если говорить о недостатках, то можно выделить следующие: неопределенность результатов, отсутствие значительного опыта в использовании данного метода, длительные сроки.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
– под бизнес- процессом понимается последовательность связанных между собой операций, направленных на создание продукта, имеющего ценность для потребителя;
– реинжиниринг бизнес- процессов — фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес — процессов для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности;
– есть два вида реинжиниринга: радикальный и стратегический;
– существуют различные методы реинжиниринга, необходимо тщательно выбрать какой или какие будут использованы в той или иной ситуации;
– реинжиниринг является самым радикальным методом совершенствования бизнеса.
Литература:
- Управление бизнес-процессами предприятия: учебное пособие / сост. е. В. Пирогова. — Ульяновск: УлГТУ, 2017. — 107 с.
- Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С. В. Ариничева /Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с, илл. — (Серия «Практический менеджмент»).
- Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнеспроцессами // Учебное пособие. — СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
- О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова., Моделирование бизнес-процессов / учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022- 289 с.
- Златкина А. А., Гегечкори Е. Т., Методология реинжиниринга бизнес — процессов и типовые приемы её применения // Омский научный вестник — 2016.