В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.
Ключевые слова: творческие способности, аппликация, нетрадиционные техники, дошкольный возраст.
Проблема развития творческих способностейребенка приобретает в наше время особое значение. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Понятие детского творчества всегда привлекало внимание психологов, педагогов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина и другие). В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность [1].
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Занимаясь аппликацией, дети получают представление о мире, лучше осознают его. Творчество доставляет детям радость, создает положительную эмоциональную настройку и уверенность в собственных силах, закрепляет чувство успеха.
К сожалению, развитие творческих способностей у детей часто становится случайным и в большинстве своем остается на низком уровне. Однако не следует забывать, что все дети наделены способностями, а потому нужно их выявлять и максимально развивать.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и развитию многих качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, а также творческих способностей [3].
Аппликация — наиболее простое и доступное средство создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскости формы и композиции. У детей есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет получить композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования. Вырезания из бумаги создают определенную гармонию, способствуют координации движений рук, самоконтролю, совершенствуются технические навыки [2].
Применение нетрадиционных техник поможет:
– наладить эффективное коммуникативное взаимодействие с детьми во время совместной художественно-творческой деятельности;
– более глубоко познать внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его неповторимость, личностное своеобразие, определить потребности и интересы;
– диагностировать эмоциональное и психическое состояние ребенка;
– способствовать удачной социализации личности;
– развитию творческих способностей [4].
Развитию творческих способностейдошкольников способствует проведение интересных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации. Рассмотрим некоторые нетрадиционные техники аппликации, которые могут и должны применяться в работе с детьми дошкольного возраста.
Оригами. Это искусство сборки бумаги. Это способ создания и конструирования из геометрических форм разнообразных аппликаций, игрушек. Целью является создание изделий путём использования схемы геометрических изгибов и складок. В дошкольном возрасте детям предлагают серию занятий оригами из кружочков, разных по размерам. Кружочек — это универсальная геометрическая фигура, из которой легко получить треугольник, конус, квадрат, полукруг. Несложные приемы сборки и безграничная фантазия способны создать из кусочка бумаги целый мир.
Айрис Филдинг . Эта техника возникла в Голландии. Название можно перевести как «радужное скручивание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определенным углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, часто похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.
В этой технике используются не только разные виды цветной бумаги, но и атласные ленты. Основой шаблонов есть геометрическая фигура (для дошкольников используют равносторонний треугольник, квадрат). Каждая полоска на шаблоне обозначается цифрами или цветом. Заготовленные полоски бумаги складываются пополам в длину и приклеиваются с помощью скотча или клея по отношению к линиям на шаблоне, сгибом в центр по временной стрелке. В работе с дошкольниками лучше использовать не более 2–3 цветов.
Квиллинг («Птичье перо») — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей и других элементов можно создавать плоские и объемные композиции оригинальных сюжетов и удивительной красоты. Для придания прочности изделия квиллинга можно покрывать лаком, тогда они выдерживают достаточную влагу.
Этот вид аппликации нужно адаптировать для дошкольников, учитывая сложность для детей разных приемов квиллинга, из-за недостаточной развитости мелкой моторики рук. На первом этапе вводятся только элементы квиллинга, полоски бумаги вырезают достаточно широкие, чтобы детям было удобно осваивать азы этой техники. Впоследствии освоенные детьми приемы станут основой работы по бумагоскручиванию, а в дальнейшем — непосредственно технике квиллинга.
Книжный или бумажный тоннель (оригинальное англ. название tunnel book). Многослойность, состоящая из «страниц», хорошо передает ощущение тоннеля, возникает трехмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает различные виды нетрадиционных техник, таких как скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объемных книг. Она похожа и на оригами, поскольку направлена на сборку бумаги определенным образом. Для дошкольников можно использовать готовые детали или вырезанные из журналов различные картинки животных, насекомых, деревьев, цветов и другие.
Скрапбукинг — это вид искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Представляет собой способ хранения истории и событий в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.
Коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, который основывается на введенных в изделие различных по фактуре и цвету предметов: газеты, афиши, обои, фоторепродукции, открытки и прочее. Также используются материалы разные по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, ожерелье, дерево, кора, фольга, металл и др.). Можно комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и прочее.
Объемная бумагопластика на основе конусов и плоскости . Детей учат соединению в одной конструкции плоскостных и объемных элементов; изготовлению из картона деталей объемных изделий: конусов и цилиндров; видоизменять геометрические основания, дополняя их деталями на основе аппликации. Дети могут изготавливать из полосок бумаги и картона разные композиции на плоскости: декоративные, сюжетные, тематические и т. д. Чтобы подвести детей к созданию художественного образа в технике бумагопластики, их внимание необходимо акцентировать на форме, выявлении ее конструктивных свойств, определении того или иного геометрического тождества и т. д.
Торцевание. Один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцовки можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника достаточно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и легким способом ее выполнения. В основе этой техники — создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги.
Аппликация из скрученных жгутиков и салфеток . Эта разновидность аппликации доступна и интересна детям. Суть техники состоит в том, что создается элемент декора (жгутик, шарик) с помощью клея (воды), на плоской или объемной поверхности. Для этой техники лучше использовать салфетки или гофрированную бумагу.
Мозаика с кусочками бумаги. Для работы в технике рваной аппликации не нужны специальные инструменты, поэтому она посильна и для младших, и для старших дошкольников. Следует заранее сделать запас из мягкой бумаги разной фактуры и разного цвета (салфетки, цветную бумагу, газеты, журналы), а разноцветный картон может служить основой композиции. Края рваных лоскутов бумаги слегка ворсистые, и благодаря этому работы, выполненные из них полуобъемные, мягкие. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облако). Дети помладше работают по шаблонам, а старшие дети создают целые композиции. Прекрасно выходят коллективные работы.
Итак, творчество — важная составляющая системы воспитания, в нем обобщен весь жизненный опыт ребенка — чувственный, ценностный, нравственный, эстетический, познавательный, трудовой. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, поэтому так важно развивать у детей творческие способности. Одним из наиболее доступных и эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются нетрадиционные техники аппликации.
Литература:
- Бабушкина Т. М. Аппликация. Старшая и подготовительная группа / Т. М. Бабушкина. — Белгород: Корифей, 2010. — 45с.
- Донских С. А. Аппликация глазами детей / С. А. Донских. — М.: Перспектива. — 2009. — 209 с.
- Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2–7 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2011. — 240 с.
- Малышева А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с.