Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы заданий в качестве Рабочего листа для понимания учащимися цели и ожидаемых результатов выполняемых учебных действий.
Ключевые слова: алгоритм, развитие аналитических умений и навыков, реализация дидактических принципов.
This article shows the results of the Action Research. The experience of effective use of worksheets for the organization of productive independent work of students in the classroom is offered. The research focuses on the development of a task system as a worksheet for students to understand the purpose and expected results of the educational activities performed.
Keywords: worksheet, algorithm, development of analytical skills, implementation of didactic principles.
Ключевая компетенция образования «научить учиться» является основополагающим фактором позволяющая учащемуся саморазвиваться и самосовершенстоваться через сознательное и активное приобретение опыта,в ходе освоения универсальных предметных знаний и навыков на уроках. [1] Учащийся сам должен быть на уроке и инженером, и архитектором, и строителем. «Цель обучения учащегося состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». [2].
Толчком к исследованию является проблема которая часто возникала при выполнении различных универсальных учебных действий на уроках физики и информатики. Например такие вопросы как «А это задание будет ли на суммативном оценивании за раздел?», «А почему мы это выполняем,если он не будет на суммативном оценивании за раздел?», «Что это мне даст?» говорит о неосознаном выполнении учеником этих действий. В итоге шаблонное выполнение одних и тех же действий приводило к низким результатам СОР и СОЧ, вследствие неосознанного вхождения в образовательное пространство на уроке.
Цель исследования : Поиск эффективных инструментов, позволяющие ученику осознанно совершать универсальные учебные действия.
Вопрос исследования: Как помочь учащимся осознанно выполнять универсальные учебные действия?
Объект исследования : учащиеся 7–8 классов
Исследование сфокусировано на разработку системы заданий в качестве Рабочего листа для понимания учащимися цели и ожидаемых результатов выполняемых учебных действий. Рабочие листы согласно задачам исследования составлялись на основе индивидуальных возможностей и способностей учащихся и соответствовали их возрастным особенностям. В зависимости от типа урока разрабатывались индивидуальные листы для каждого ученика и одинаковые для всех учеников рабочие листы.
Почему рабочий лист?
Рабочий лист — это лист, где показан четко алгоритм выполняемых действий на уроке. Он предоставляет ученику:
– самостоятельно формулировать цели обучения и критерии оценивания к уроку
– самостоятельно изучать аспекты новой темы
– проводить эксперимент
– выбирать различные варианты для учебной деятельности
– составлять дескрипторы оценивания к различным заданиям
– осуществлять самооценивание и взаимооценивание
– строить свой индивидуальный маршрут для достижения целей обучения.
Методы исследования
Теоретическая база данного исследования опирается на изыскания известного американского исследователя Дэвида Колба. Осознанное учебное действие состоит из нижеследующих этапов по его мнению [3]:
– действии (Active Experimentation (AE);
– рефлексии (Reflective observation (RO);
– обдумывания (Abstract Conceptualization (AC);
– решения (Concrete Experience (CE).
Составлении рабочих листов осуществлялось на основе таксономии Блум.
Для выяснение главного вопроса исследования был проведено анкетирование учащихся 7–8 классов. В опросе участвовало 30учащихся.
К вопросу «Какие трудности ты испытываешь при выполнении учебных заданий?» были предложены три утверждения:
– Не понимаю условия выполняемых заданий.
– Не понимаю, как выполнить задание.
– Не понимаю, для чего и зачем я выполняю задание.
По этому вопросу 38 % учащихся при выполнении учебных действий не понимали условия предлагаемых учителем заданий, 23 % учащихся не понимали этапы выполнения работы и 39 % учащихся не понимали целесообразность и полезность выполнения предложенных заданий (Рис. 1.)
Рис. 1. Результаты анкетирования
Для определения основных аспектов рабочего листа дополнительно было проведено интервьюирование отдельных учащихся по вопросу «Какие задания Вам интересно выполнять и почему?».
Ответы учащихся:
Ученик 1: задания на решение логических задач
Ученик 2: задание на решение задач конструирование и моделирование.
Ученик: задания, после выполнения которых я смог бы сам себя проверить.
Ученик 3: задания с пошаговым алгоритмом выполнения заданий.
Ученик 4: задания, в которых для более глубокого понимания на доступном языке прописаны цели обучения.
Ученик 5: задания, в которых можно использовать знания по другим предметам.
Ученик 6: задания на выполнения эксперимента
Ученик 7: задание на сравнение, сопоставление объектов
На вопрос «Почему именно эти задания вы предпочитаете?» в основном превалировали такие ответы:
– что такие задания интересно выполнять на уроке
– легко понять особенности новой темы
– очень полезны при выполнении СОЧ и СОР
Результаты исследования и их анализ
Пример 1. Рабочий лист на начало урока
Пример 2 Рабочий лист для самостоятельного изучения новой темы с использованием учебника /дидактических материалов/просмотра видеоматериалов м выполнения эксперимента
Пример 3 Рабочий лист к практической работе
В конце исследования было проведено повторное интервьюирование отдельных учащихся по вопросу «Помогает ли рабочий лист в достижении целей урока?». Большая часть учащихся отметили полезность рабочих листов для достижения целей обучения. Ниже приводятся ответы отдельных учеников:
Ученик 1: Рабочий лист даёт мне возможность самостоятельно выполнять все задания на уроке и вне урока.
Ученик 2: Мне легче выполнять задания, когда я знаю, к чему я стремлюсь и, работая непосредственно в рабочей тетради, я экономлю своё время.
Ученик 3: Я раньше часто задавал вопросы учителю по поводу выполнения задания, а сейчас нет проблем в понимании цели заданий
Ученик 4: Задания составлены последовательно, и я знаю, что чего должен добиться к концу урока.
Ученик Е: Сразу после выполнения задания я могу оценить сам себя по дескрипторам оценивания.
Ученик К: Рабочий лист невольно подталкивает меня к выполнению учебных действий. Я теперь меньше отвлекаюсь на уроке.
Также был проведен сравнительный анализ качества знаний по итогам суммарных оцениваний за раздел (Рис. 2)
Рис. 2. Результаты СОР 1 и СОР 2
Сравнительный анализ результатов СОР2 и СОР 3 за раздел намного выше, чем результаты СОР1.
Заключение
Внедрение рабочего листа в практику учебного процесса помогло решить следующие задачи:
– способствованию устойчивому вниманию учащихся на уроке;
– осуществление саморегуляции;
– рациональное использование учебного времени.
– мотивация учащихся к обучению.
Рекомендации в составлении и использовании Рабочего листа:
– рабочий лист должен охватывать весь материал урока;
– материал урока должен быть понятным, доступным каждому ученику и содержать дифференцированные задания;
– содержать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений;
– задания должны быть представлены в соответствиии с таксономией Блума;
– иллюстрации в Рабочем листе должны быть рабочими, т. е. обучающими;
– необходимо в Рабочем листе предусмотреть место, достаточное для ответов учащихся;
– под каждым заданием должны быть критерии оценивания с дескрипторами.
– должно отведено место для обратной связи учителя
Литература:
- С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова, Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения, Москва-2012 г, стр. 118.
- Модестов Сергей Юрьевич, к. пед. н., декан высшей школы рекламы и pr спбгуп, Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий, Санкт-Петербург, 2017, стр.4.
- Пономарёва Е. А., Универсальные учебные действия или умение учиться., Москва, 2016 г, стр 15.