В статье рассматривается сущность актуального феномена, именуемого в научном мире информационным насилием в современных информационных каналах; его влияние на детей подросткового возраста, основные направления профилактики информационного насилия над детьми подросткового возраста.
Ключевые слова: информационное насилие, современные информационные каналы, профилактика информационного насилия.
Современные информационные каналы, такие как телевидение, Интернет и печатные издания, пользуются огромным влиянием формирования как индивидуального, так и массового сознания людей на всей планете. Этот факт в современном информационном обществе является уже, к сожалению, аксиомой.
Информация как таковая и, в частности, транслируемая в современных информационных каналах, даёт людям знания, помогает человеку правильно оценить происходящие события, понять ценностный смысл и определить нормы поведения. Наиболее активные и в то же время уязвимые потребители информации — подростки. Бесконтрольный поток информации, транслируемый массмедиа, может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на психофизическое состояние, сознание и поведение подростков.
С одной стороны, современные информационные каналы могут обеспечивать связь подростка с миром искусства, науки, образования и с обществом в целом, демонстрировать образцы поведения.
С другой стороны, то, что современные информационные каналы является инструментом социально-психологического управления поведением и формирования сознания, даёт возможность управления подростком через навязывание мнения, дезинформации, создание информационных перегрузок и других феноменов, которые относятся к категории информационного насилия. Как правило, оно имеет вид скрытого информационного воздействия, осуществляемого с целью изменения мнений, установок человека.
Информационное насилие — это активное воздействие на сознание человека, проводимое без его согласия и нарушающее информационное свободу личности [1].
Информационная свобода личности, в свою очередь, — это право человека получать для его жизни информацию, передавать информацию другим людям, выражать свою точку зрения [1].
Информационное насилие в современных информационных каналах может проявляться в таких формах как:
- Передача информации без согласия получателя.
- Получение информации без согласия ее обладателя.
- Вмешательство третьих лиц в свободное информационное взаимодействие с целью его нарушения.
- Информационный прессинг.
- Искажение информации.
- Недостаточная информация.
- Нелегитимная информация.
- Перегрузка информацией.
Информационные потоки потенциально опасны для психологического здоровья детей и могут содержать прямую или завуалированную информацию экстремистского характера, не соответствующую возрасту, пропагандирующую насилие, асоциальное поступки, склоняющие к девиантному поведению и суициду.
Дети, в силу своих возрастных особенностей, имеют ещё недостаточно высокий уровня критического мышления. У них недостаточный опыт осмысления получаемой информации и формирования транслируемой информации. У подростков отсутствует правовая и психологическая осведомлённость, о том, какая информация является запрещённой, а какая из них может быть опасной для здоровья. Они не способны систематизировать информацию. Также, в подростковом возрасте начинает активно формироваться само идентичность и потребность в самовыражении, которое зачастую происходит в форме повторения поведения наблюдаемых образов. Подросток, в силу незрелости своего сознания, часто не понимает, что находится под воздействием информационного насилия [3].
Неоднозначность влияния информации на несовершеннолетних диктует необходимость разработки и принятия комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику информационного насилия над детьми подросткового возраста в современных информационных каналах.
Профилактическая работа должна заключаться в том, чтобы каждый обучающийся понимал суть информационного насилия и информационной зависимости, последствия и основания развития зависимости, а также методы защиты от отрицательного информационного воздействия.
Целью профилактики должно стать формирование у детей подросткового возраста установок, которые обеспечат устойчивость к критическому восприятию информационной среды, что позволит предостеречь подростков от информационного насилия.
Ребенок усваивает свои первичные навыки обращения с информацией, наблюдая за родителями или теми, кто их замещает в силу сложившихся обстоятельств. Именно на них ложится основная нагрузка по защите от вредной информации, которая может вызвать психологические расстройства, нарушение мышления и поведения, которые впоследствии могут быть перенесены во взрослую жизнь.
Родители также должны понимать сущность, причины, последствия информационного насилия, которое может оставить неоднозначное влияние на психофизическое развитие ребенка. Без понимания этой проблемы родителями невозможно устранить её силами только общеобразовательного учреждения.
Одним из главных условий успешного процесса профилактики информационного насилия является личность педагога, его знания в теории информационной безопасности, информационной социализации, информационной культуры, желание педагога оказать своевременную поддержку в развитии подростка, оказать помощь в социализации и адаптации подростка. Педагоги способны не допустить, чтобы неустойчивая подростковая психика подвергалась информационному насилию.
Очевидно, что организация профилактики информационного насилия требует организации скоординированной работы педагогов по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся взаимодействовать с информационной средой, нужно обучить несовершеннолетних самостоятельно противостоять негативному информационному воздействию.
Информационное насилие приводит к серьезным перекосам в психическом развитии ребенка, а также пагубно отражается на его психофизическом здоровье. Поэтому все вышеперечисленные психофизические и социально-психологические подходы к организации социально-педагогического сопровождения детей нуждаются в дополнительном изучении. Но уже сейчас очевидно, что эта проблема должна стать предметом серьезного профессионального и общественного внимания [4].
Литература:
- Борщов, Н. А. Информационное насилие в сетевом обществе / Н. А. Борщов. — Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета.. — 2010. — № 19. — С. 48–52.
- Еляков, А. Д. Информационная перегрузка людей / А. Д. Еляков. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 2005. — № 5. — С. 114–121.
- Дубов, С. С. Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации / С. С. Дубов, В. В. Линьков, М. А. Карбаинова. — Текст: непосредственный // Российский технологический журнал.. — 2019. — № 4. — С. 21–30.
- Пряжников, Н. С. Проблема информационного насилия в школе / Н. С. Пряжников. — Текст: непосредственный // Психология и школа. — 2003. — № 4. — С. 3–8.
- Дубов С. С., Линьков В. В., Карбаинова М. А. Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации // Российский технологический журнал. 2019. Т. 7. № 4. С. 21–30.