Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития метода, и на уровне его сегодняшнего развития. Автором рассмотрен исторический аспект применения проектного метода обучения. Главной целью статьи является выяснение причин повышенного интереса к методу проектного обучения в настоящее время, а также вопрос о новизне данной технологии.
Ключевые слова: проектное обучение, проектная деятельность, проект, разработка проекта, самостоятельная работа, совместная деятельность.
The article presents an attempt to fix the first stages of the formation of project-based learning technology. As a result of the analysis regarding the history of the creation of the project-based teaching method, common features were identified at the initial stage of the development of the method, and at the level of its current development. The author considers the historical aspect of the application of the project teaching method. The main purpose of the article is to clarify the reasons for the increased interest in the project-based teaching method, as well as the question of the novelty of this technology.
Keywords: project training, project activities, project, project development, independent work, joint activities.
Содержание современного образования постоянно обновляется. Как и любой социальный институт, образование является прежде всего системой, направленной на поэтапное и эффективное решение задач, связанных с развитием умственных, физических и личностных качеств человека. Каждый из обозначенных выше аспектов требует не только специализированного подхода к обучаемому, но и особого арсенала приёмов и методов, соответствующих как социокультурным особенностям времени, так и специфике объекта исследования.
В двадцать первом веке образование ежегодно претерпевает серьёзные изменения, подталкивает педагога к поиску наиболее эффективных технологий обучения, способных не только продуктивно использовать время, отведённое на учебный процесс, но и максимизировать качество полученных знаний, умений и навыков путём избирательного отбора методов и приёмов обучения и воспитания. В этой ситуации представляется актуальным обращение к истории педагогического знания и образовательной практики в области технологии проектного обучения.
В настоящее время активно растёт интерес к постепенному освоению и результативному применению данной технологии. Известно, что подобный метод способствует развитию определённых личностных качеств обучающихся: самостоятельность, способность к творчеству, инициативность, а также позволяет распознать их насущные интересы и потребности.
Применяемые методы исследования: контекстуальный анализ, семантический анализ, реконструирование.
Используемые материалы. Труды педагогов конца XIX — XX века по вопросам проектного метода обучения (Д. Дьюи, П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина.)
Результаты.
Прежде всего необходимо отметить, что в ученой среде существует несколько мнений относительно зарождения метода проектного обучения.
Так, один из вариантов создания идеи проектного обучения, по мнению исследователей, может относится к XVI веку, когда в Италии предпосылками появления «метода проектов» в образовании послужили социально-экономические условия. Проектная методика стала применяться в Академии искусств в Риме при обучении архитекторов и художников, так как возникла необходимость пересмотра традиционных методов обучения в связи с появлением новых требований к подготовке специалистов.
Общепринятой является точка зрения о том, что технология проектного обучения изначально основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики», появившейся в конце XIX начале — XX веков в США. Инновация в сфере образования представляла собой программу радикальной реформы традиционной школы на основе сближения учебного заведения с жизнью, использования в процессе обучения естественной активности, интересов и потребностей ребёнка. Основоположником данного направления был выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи. Сущность воспитания он видел в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребёнка.
Для результативности современных поисков в этой области представляется значимым выделить несколько положений, ставших основой теории Дж. Дьюи. Он считал, что усвоение знаний — это спонтанный, неуправляемый процесс, поэтому для усвоения знаний перед учащимися нужно поставить проблему, взятую из их жизни и значимую для них. При этом он утверждал, что обучение нужно вести через целесообразную проектную деятельность сообразуясь с личным интересом ребенка, потому что он усваивает материал, не просто воспринимая органами чувств, а являясь активным субъектом своего учения.
Проектная технология была названа «методом проблем», «методом проектов» и связывалась с идеями гуманистического направления в образовании. В начале XX века метод проектов в западных странах нашел широкое применение в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.
В России идею проектного обучения первым поддержал выдающийся русский педагог Пётр Фёдорович Каптерев, в своей книге «Дидактические очерки» он писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея- знаниями, не всегда приобретешь ум... Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщают ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его...» [3, с.324].
В дальнейшем судьба проектного обучение в России связана с именами П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина.
В настоящее время многие принципы технологии проектного обучения и связанная с ней проектная деятельность основываются на идеях, заложенных одним из основоположников отечественной педагогической науки Павлом Петровичем Блонским, который, создавая «Народную школу», прежде всего, видел её индустриальной. Он утверждал, что в век прогресса не должно быть технической неграмотности, что ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. Ученный утверждал, что школа должна создать рациональную организацию жизни ребенка, быть местом его жизни, где учителю отводиться роль лишь сотрудника, помощника, и руководителя ребенка в его ответственной самостоятельной работе .
Необходимо отметить, что после революции 1917 года метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Под руководством русского ученого-педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1919 году в Москве была создана первая опытная станция по народному образованию, по сути, это был своеобразный «педагогический университет», в котором прошли замечательную школу многие учителя. С. Т. Шацкий считал, что воспитание первостепенно должно быть направленно на выработку устремлений ученика к самостоятельности, что становилось возможным в процессе самостоятельной творческой работы.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что ученое педагогическое сообщество начала XX века рассматривало метод проектов как обучение на активной деятельностной основе , что чрезвычайно актуально в настоящее время.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения рассматривают системно-деятельностный подход как основной в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
Представляется, что рождение и дальнейшее формирование нового метода в педагогической науке предопределило не только его значение в современном образовании, но и позволило выработать некоторые формы, реализуемые в рамках смежных или являющихся составляющими технологии проектного обучения форм образовательной деятельности. Например, самостоятельная работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, способствует тому, чтобы учащиеся стремились достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в том или ином виде результат собственных действий.
В результате можно утверждать, что в рамках педагогической науки самостоятельная работа является составляющей понятия « проект» . Работа над проектом предполагает многоаспектный анализ того или иного явления, а также определённую упорядоченную форму презентации собранного материала, имеющего учебное значение в рамках школьного и шире — высшего образования. Проектный метод позволяет выстраивать личностно значимое обучение, учитывая способности каждого ребёнка и акцентируя внимание на процессе образования, а не на его продукте.
Интерес к вопросу технологий проектного обучения в современной педагогике является весьма высоким. Локальные изменения в системе образования при поли функциональности проектного метода позволяют реализовать элементы технологии в разных научно-педагогических направлениях, открывая тем самым широкие перспективы для практического применения и дальнейших теоретических разработок технологии проектного обучения. Каждый педагог способен внести личный вклад в совершенствование отечественного образования, применяя новые приёмы и методы обучения, обновляя традиционные педагогические алгоритмы.
История возникновения предмета исследования данной статьи позволила выявить общие для прошлого и современности элементы, а также отметить некоторые дифференциальные признаки в структуре технологии проектного обучения. Именно благодаря последовательным преобразованиям проектная деятельность заняла важное место в совокупности современных учебных методов. Однако следует отметить, что фундаментальные принципы данной технологии, выстроенные на первых этапах её формирования, считаются наиболее продуктивными.
Возможность многоаспектного анализа, широкий охват проблем, связанных с темой проекта, самостоятельное решение проектных задач и по сей день позволяют эффективно применять метод проектного обучения в современной образовательной среде. Именно этот факт позволяет утверждать, что технология проектного обучения, несомненно, носит инновационный характер.
Если ученик способен справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в будущей взрослой жизни он окажется более стрессоустойчивым, предприимчивым, креативным, научится планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных учебных задачах, а также получит необходимые для работы в коллективе навыки, способствующие улучшению коммуникационных и других социальных навыков.
Литература:
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения /авторский сборник/, Изд-во Педагогика, 1979г., 704 стр.
- Дьюи. Д. Школы будущего / Проф. Джон Дьюи, Эвелина Дьюи; С англ. Р. Ландсберг, с предисл. автора и И. Горбунова-Посадова. 2-е изд. Берлин: Гос. изд-во РСФСР, 1922. 179 с.
- Каптерев П. Ф. Дидактические очерки: Теория образования. — Изд. 2-е, перераб. и расшир. — Пг.: Земля, 1915. — VI, 434 с
- Несговорова Н. П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Курган: Изд-во КГУ, 2013. — 316 с.
- Пашина Е. П. Технологии организации познавательной деятельности учащихся: технология кооперативного обучения, технология проектного обучения / Е. П. Пашина. — Уфа: Матрица научного познания, 2021. — № 1 (10) С. 147–150.
- Плеханова Е. М., Лобанова О. Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. / Москва: Современные проблемы науки и образования, 2019. — № 3 С. 41
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения (в 4-х т.). Т.4. / Сост. Бершадская Д. С. — М., 2010.