Обучение плаванию в глубоком бассейне детей младшего школьного возраста (1–3-й классы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Исаева, Л. Н. Обучение плаванию в глубоком бассейне детей младшего школьного возраста (1–3-й классы) / Л. Н. Исаева, Е. Е. Шакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 218-221. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89557/ (дата обращения: 18.12.2024).



На территории России огромное количество различных водоёмов: моря, полноводные и мелководные реки и речушки, водохранилища, озёра и пруды. Большое количество людей в хорошую погоду отдыхает у воды. Одним из важнейших навыков для безопасной и здоровой жизни является навык плавания. Это не просто умение держаться на воде или умение проплыть 5–10 метров, а способность уверенно проплывать не менее трёхсот — пятисот метров без остановки. Известно, что большая часть детей разного возраста не умеет плавать, а многие просто боятся воды.

Поэтому перед нами стоит задача массового обучения плаванию. У нас в стране есть много различных бассейнов. Многие из которых глубокие, неприспособленные для начального обучения плаванию детей. При этом и в них ведется активная работа по начальному обучению плаванию детей. Большинство методик по обучению плаванию детей предполагает выполнение упражнений в мелком бассейне, но некоторые из них можно использовать и в глубоком. Основной трудностью при обучении плаванию детей в глубоком бассейне является то, что единственной надежной опорой ребёнка является стенка бассейна (бортик).

Нами был проведён педагогический эксперимент по обучению плаванию детей младшего школьного возраста (ученики 1–3 классов).

В эксперименте участвовали две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). В экспериментальной группе детей обучали плаванию в глубоком бассейне. В контрольной группе дети занималась по традиционной методике в мелком бассейне. Длительность занятий была одинакова, цели занятий тоже сходны. Было проведено 32 урока по 45 минут. На занятиях в глубоком бассейне использовались различные поддерживающие средства.

Перед началом эксперимента уровень физического развития и плавательной подготовленности были равноценны. Дети выполняли 4 упражнения:

  1. Звездочка на спине, с.
  2. Звездочка на груди, с.
  3. Проплывание 25 м кролем на груди, с.
  4. Проплывание 25 м кролем на спине, с.

Тесты 1–2 были проведены после 1-го этапа обучения (освоение основных плавательных навыков), а 3–4 — в конце 2-го этапа.

1-й этап включал в себя упражнения, направленные на освоение с водой — овладение умениями погружаться под воду (нырять); скользить в горизонтальном положении; правильно дышать; выполнять элементарные гребковые движения;

2-й этап предусматривал изучение элементов движений спортивных способов плавания и совершенствование полученных навыков и умений.

Экспериментальная часть работы составлена на основании практического опыта обучения плаванию учащихся начальной школы (1–3 классов) в условиях глубокого бассейна.

Следует отметить, что состав обучающихся очень неоднороден, так как в группе были дети, никогда ранее не занимавшиеся плаванием и дети, пришедшие из детских садиков с бассейном, имевшие уже практический опыт и навыки, полученные в «лягушатнике». На начальном этапе освоения с водой они практически не отличались друг от друга.

Последовательность обучения плаванию в условиях глубокого бассейна:

  1. Упражнения на суше — имитационные.
  2. Различные виды погружений с головой.
  3. Упражнения в воде у бортика: движения ногами, руками, на задержке дыхания и с дыханием.
  4. Упражнения с подвижной опорой (с различными поддерживающими средствами: шест, доска, нарукавники и т. д.).
  5. Упражнения в положении на груди и на спине без опоры.
  6. Элементарные прыжки в воду.

Обучение проводилось с использованием надувных поддерживающих средств: пояс Fashy, нарукавники, плавательные доски и страховочный шест (3 м).

Перед началом занятий в воде необходимо убедить ребенка в абсолютной безопасности занятий на глубине, а также в том, что он обязательно быстро научится плавать, если будет стараться. Огромное значение имеет первое занятие в глубокой воде. Задача этого урока — помочь ребенку преодолеть страх, свободно передвигаться и ориентироваться. Для этого предлагается детям спускаться по одному по лесенке в воду (спиной к воде и держась руками за поручни) и держась руками за борт бассейна, передвигаться вдоль него в воде. Затем ребёнок, используя поддерживающие плавательные средства (нарукавники, пояс) должен оторваться от бортика, почувствовать, что он может передвигаться самостоятельно. На следующем этапе необходимо научить ребёнка опускать лицо в воду, погружаться, делать выдохи в воду. Далее с помощью страховочного шеста или плавательной доски выполнять скольжения в горизонтальном положении на груди и на спине. А затем добавляем элементарные гребковые движения.

Когда ученик психологически готов первый раз снять пояс или нарукавники, предлагаем ему прыгнуть с бортика в воду и доплыть до лесенки (при необходимости поддерживаем его шестом). Чаще всего это возможно сделать на 4 -5 занятии.

Далее, уже без нарукавников и пояса, школьник учится выполнять известные ему упражнения (погружения, выдохи в воду, скольжения на груди и на спине, элементарные гребковые движения) с помощью плавательной доски.

К 8–10-му занятию ребята могут выполнять в воде уже множество плавательных упражнений с доской: на спине с движениями ногами и с различными исходными положениями рук, знакомятся с движениями рук при плавании на спине и осваивают плавание на груди с помощью движений ногами и дыханием. Каждому ребенку предлагается проплыть 25 м на спине работая ногами и произвольно на груди (кто сколько сможет). В это время необходимо добиться правильного положения тела в воде.

Постепенно доля упражнений с досками в учебном занятии уменьшается, а процент плавательных упражнений без поддерживающих средств возрастает.

В таблице 1 представлены результаты тестирования до и после эксперимента на первом этапе обучения.

Таблица 1

Результаты тестирования первого этапа обучения

Показатели

Группа

До эксперимента, с

После эксперимента с

Прирост

M

σ

M

σ

с

%

Звездочка на спине

ЭГ

24,6

8,1

43,2

9,8

18,6

75,6

КГ

25,2

6,6

37,7

8,1

12,5

49,6

Звездочка на груди

ЭГ

9,3

6,7

17,3

7,5

8,0

86,1

КГ

9,1

5,8

14,2

6,9

5,1

56,1

Примечание : ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа, М — время удержания положения.

Как видно из таблицы, исходная плавательная подготовленность была примерно одинаковой в экспериментальной и в контрольной группах. Так, продолжительность удержания положения в упражнении «Звездочка на спине» в ЭГ составила 24,6±8,1 с, в КГ — 25,2±6,6 с (различия статистически недостоверны, p>0,05). При втором тестировании в конце второго этапа в обеих группах было зафиксировано улучшение плавательной подготовленности. Однако величина прироста различалась. Прирост показателей в ЭГ составил 75,6–86,1 %, в КГ — 49,6–56,1 %.

Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на первом этапе: 1 — «Звездочка на спине», 2 — «Звездочка на груди»

Рис. 1. Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на первом этапе: 1 — «Звездочка на спине», 2 — «Звездочка на груди»

На втором этапе обучения дети осваивали технику плавания кролем на груди и на спине.

Таблица 2

Результаты тестирования второго этапа обучения

Проплывание 25 м

Группа

До эксперимента с

После эксперимента, с

Прирост

M

σ

M

σ

с

%

На груди

ЭГ

39,1

5,5

25,3

7,3

13,8

35,8

КГ

42,9

7,4

33,7

9,1

9,2

21,7

На спине

ЭГ

39,9

8,3

26,1

4,3

14,8

37,3

КГ

44,2

9,3

34,1

5,2

10,1

23,2

Примечание . ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа, М — время проплывания.

Как видно из табл. 2, в начале тестирования дети экспериментальной группы показывали лучшие результаты, чем в контрольной. Ввиду сравнительно высокой дисперсии результатов эти различия статистически недостоверны (p = 0,085>0,05 и p = 0,065>0,05, соответственно, для кроля на груди и на спине). При втором тестировании время на дистанции 25 м различались с высокой вероятностью (p <0,01). Прирост результатов, как и на первом этапе эксперимента, в ЭГ был существенно выше, чем в КГ: 35,8–37,3 % против 21,7–23,2 % для кроля на груди и на спине.

Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на втором этапе: 3 — плавание 25 м кролем на груди, 4 — плавание 25 м кролем на спине

Рис. 2. Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на втором этапе: 3 — плавание 25 м кролем на груди, 4 — плавание 25 м кролем на спине

По окончании эксперимента можно сделать вывод о том, что обучение технике плавания кролем на груди и кролем на спине в глубоком бассейне даёт хорошие результаты и является более эффективным, т. к. ребята быстрее переходят к выполнению движений без опоры.

Однако при обучении плаванию детей 1–3 классов в условиях глубокого бассейна возможность использования игрового метода ограничена, что приводит к однообразию и монотонности занятия. Для разнообразия и придания занятиям эмоциональности можно рекомендовать различные прыжки в воду и ныряния.

Литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Плавание / Булгакова Нина Жановна. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 159 с.
  2. Кашкин А. А. Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с
  3. Косьяненко Д. А. Методика обучения плаванию девочек 7–10 лет в условиях глубокого закрытого плавательного бассейна: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Волгоград: ВГАФК, 2005. — 24 с.
  4. Максимова С. А. Программа начального обучения плаванию детей 5–7 лет в условиях глубоководного бассейна /С. А. Максимова. ˗ Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 2005. — 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, плавание детей, спин, грудь, глубокий бассейн, контрольная группа, кроль, плавательная подготовленность, прирост показателей, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста

Занятия физкультурой для дошкольников младшего и среднего возраста

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне

Конспект двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке с использованием элементов спортивной игры «хоккей»

Совместное физкультурное занятие детей и родителей (вторая младшая группа)

Игры и эстафеты с элементами метания на уроках лыжной подготовки в IV- VIII классах (из опыта работы)

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3 класса общеобразовательной школы

Проведение военно-спортивной игры «Зарница» среди учащихся 10–11 классов

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста

Занятия физкультурой для дошкольников младшего и среднего возраста

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне

Конспект двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке с использованием элементов спортивной игры «хоккей»

Совместное физкультурное занятие детей и родителей (вторая младшая группа)

Игры и эстафеты с элементами метания на уроках лыжной подготовки в IV- VIII классах (из опыта работы)

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3 класса общеобразовательной школы

Проведение военно-спортивной игры «Зарница» среди учащихся 10–11 классов

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос