Проблемы реформирования конституционного судопроизводства в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 673 раза

Библиографическое описание:

Чеминава, К. З. Проблемы реформирования конституционного судопроизводства в России на современном этапе / К. З. Чеминава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89560/ (дата обращения: 19.12.2024).



Более чем двадцатилетний период коренных экономических, политических и социальных преобразований в России отмечен значительными усилиями государства и общества, предпринятыми в направлении реформирования судебной системы.

Современный этап можно обозначить как совершенствование законодательной основ и практических механизмов работы, изменения которого касаются по большей части федеральной конституционной юстиции, то есть деятельности Конституционного Суда РФ.

Отмечу, что Конституционный суд по праву занимает особую роль в системе судов Российской Федерации и осуществляет проверку соответствия нормативно-правовых актов Конституции. В гражданском судопроизводстве рассматриваются дела, относящиеся к гражданским, трудовым и иным правоотношениям, входящих в компетенцию судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов. Важную роль играет уголовное судопроизводство в системе защиты нарушенных прав. Особенностью данного судопроизводства заключается в том, что правовосстановительная функция связано с карательной.

Процесс реформирования конституционного судопроизводства шел с момента создания Конституционного Суда РФ в 1991 г. Однако существенные изменения последних 15 лет сыграли значимую роль во всем процессе реформирования конституционною юстиции. Так в 2007 г. законодательно изменилось место постоянного пребывания Конституционного Суда РФ, деятельность которого стала осуществляться в стенах Сената города Санкт-Петербурга. В июне 2009 года изменился порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда, а также двух его заместителей, один из которых полностью заменил должность судьи-секретаря, теперь судьи на данные должности назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Пакет изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» [1] был принят в 2010 году, тогда в основном были усовершенствованы процедуры конституционного судопроизводства, в частности появилась возможность разрешения дела без проведения слушания при определенных условиях, а также принятия решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, данные изменения позволили сократить сроки рассмотрения некоторых дел и повысить эффективность защиты прав и свобод граждан.

В 2014 и 2015 годах важнейшими изменениями в деятельности Конституционного Суда РФ стали:

1) расширение компетенции в части проверки конституционности вопросов, которые выносятся на общероссийский референдум;

2) определение порядка действий при возникновении коллизий между российским конституционным правопорядком и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека;

3) наделение правом граждан и их объединений на обращение в Суд.

Последние серьезные изменения законодательства в сфере конституционного правосудия были связаны с внесением в 2020 году поправок в Конституцию Российской Федерации. В настоящее время Суд имеет возможность предварительного конституционного контроля в отношении определенной категории нормативных правовых актов, принимаемых на федеральном уровне, до их подписания Президентом РФ и законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ, данное полномочие исполняется по запросу Президента Российской Федерации. Закреплен конкретный нормоконтроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов не только в отношении законов, но и других нормативных правовых актов высших органов государственной власти, касательно жалоб граждан закреплено условие об исчерпании всех внутригосударственных средств судебной защиты [2, c. 24–28].

На уровне Конституции РФ зафиксировано полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции РФ, а также решения иностранного или международного суда или иностранного или международного третейского суда, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ. Количество судей сократилось с 19 до 11. Непосредственно изменения были внесены и в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» [1], которые дополнительно разрешили ряд вопросов организации и деятельности суда.

В конституционном судопроизводстве сочетаются правоприменение, право-интерпретацию, и нормотворческая деятельность. У такого рода правосудия универсальные решения, которые применяются неоднократно, а решение органа конституционного правосудия распространяются на всю правовую систему государства [3, c.7]. В связи с чем в Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

– предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;

– вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;

– участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

Особый интерес вызвала новая редакция статьи 118 Конституции РФ. Третий пункт данной статьи закрепил обновленную судебную систему России, из которой были исключены конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Ситуация прояснилась с принятием ФКЗ № 7 от 8.12.2020 г. «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», в соответствии с которым конституционные (уставные) суды больше не принимают новые дела к производству, дела, уже имеющиеся в производстве, должны быть рассмотрены не позднее 1 января 2023 г., к данной дате все действующие суды должны быть упразднены. В законе также сказано, что субъекты РФ вправе создавать конституционные (уставные) советы, которые будут действовать при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Правовой статус таких советов не раскрывается, однако можно точно сказать, что решения данного органа не будут иметь судебную силу, и предположить, что советы будут лишены реальных полномочий и институциональной независимости, так как будут действовать непосредственно при законодательных органах власти субъектов Федерации.

На основании всего вышесказанного хотелось бы подчеркнуть, что конституционная юстиция, являясь относительно новым правовым институтом, на пути своего становления сталкивается со многими проблемами и сложностями, обусловленными особенностями развития правового явления в государстве. К подобным особенностям относят политическую ситуацию в стране, социально — экономическое положение общества, уровень и специфику правосознания, конституционно — правовые традиции, действующее законодательство и другие факторы, влияющие на изменения в институте права. Такие изменения мы можем наблюдать и в настоящее время, отслеживая развитие института конституционного правосудия на современном этапе.

Вместе с тем следует признать, что отношение в обществе к судебной власти, судейскому корпусу, его деятельности по осуществлению правосудия остается критическим, характеризуется низким уровнем доверия, стойким убеждением значительной части населения в недостаточной компетентности судей и неэффективности судебной защиты прав и свобод личности [4, c. 5].

Однако если мнение о незавершенности судебной реформы разделяется большинством правоведов, как ученых, так и практических работников, то относительно оценок сегодняшнего состояния российской судебной системы как результата ее реформирования, а также целей и задач, которые должны определить дальнейшее направление реформы, такое единство отсутствует.

Так, ряд авторов сходятся в том, что начатая в 1990-е гг. судебная реформа впоследствии резко изменила свою направленность, превратившись практически в свою противоположность, в «контрреформу», в результате чего судебная система по своей сути продолжает оставаться советской или даже ее ухудшенной копией [5, c. 17].

После конституционное реформы 2020 можно смело утверждать, что Конституционный Суд РФ обладает довольно большим и разнообразным потенциалом своих полномочий с их широким охватом, особой сферой действия и основополагающим характером. Еще раз отмечу, что сфера деятельности Конституционного суда России значительно увеличилась в связи с поправками которые были внесены в Конституцию РФ летом 2020 года, но при этом сам механизмы защиты прав человека значительно изменился и не в лучшую сторону и в первую очередь, это связано с проблемой сужения круга вопросов, которые могут быть рассмотрены в Конституционном суде РФ, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Кроме этого не решенными остались и иные проблемы, например: увеличивающиеся расходы на обеспечение деятельности судебной системы; недостаточное внедрение современных информационных технологий и обеспечению дистанционной связи между участниками процесса и судом; обеспечение доступности и эффективности судебной защиты прав и свобод граждан и т. д. Верно отмечается в юридической литературе тезис о том, что современное конституционное судопроизводство, да и вообще судопроизводство как таковое, далеко от совершенства, т.к «сроки, в течение которых должна происходить защита нарушенного права, зачастую нарушаются. Принятию правильных решений препятствует и несовершенство законодательства. Законы внутренне противоречивы, постоянно изменяются и дополняются, в том числе по причинам, не носящим объективно-правового характера. Отсюда и судейские ошибки, приводящие к принятию незаконных решений. В этом случае не исключены поиски неправовых способов защиты своих прав, что допускать ни в коем случае нельзя. Это обстоятельство порождает определенное недоверие к правосудию и в конечном итоге к государству в целом» [6, c. 7].

Как справедливо отметил В. М. Савицкий, «с провозглашением курса на построение правового государства и реализацию принципа разделения властей появилась настоятельная потребность коренным образом изменить прежнее унизительное положение суда. В правовом государстве суд обязан быть именно судом -авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов…» [7, c. 3–4].

Приоритетность и актуальность реформы конституционного судопроизводства возрастает, если учесть, насколько велик на сегодняшний день исторический опыт функционирования конституционного правосудия, позволяющий увидеть ошибки и достижения в работе Конституционного Суда РФ [5, c. 18]. При надлежащем уровне анализа полученного опыта, а также его реальном учете, есть уверенность, что конституционное правосудие и дальше будет эффективно работать на благо страны и государственности.

Литература:

  1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // «Российская газета», N 138–139, 23.07.1994; Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2022.
  2. Виноградова Е.В, Патюлин Г. С. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. К вопросу о роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина. // Образование и право. № 2. 2020. — С. 24–28.
  3. Айрапетян А. А. Особенности деятельности конституционного суда Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 — С. 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85770 (дата обращения: 04.04.2021).
  4. Кокотов А. Н. Конституционный Суд России и макроправовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 3–7.
  5. Даниелян Д. Р. Конституционный Суд РФ в судебной системе России: значение и перспективы развития // Российский судья. 2014. № 8 — С. 10–18.
  6. Губенок Игорь Васильевич. Эффективность правосудия как гарантия защиты нарушенного права: 12.00.01 Губенок, Игорь Васильевич Эффективность правосудия как гарантия защиты нарушенного права (проблемы теории и практики): диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 Нижний Новгород, 2007. — С. 7.
  7. Савицкий В. М. Организация судебной власти // Становление судебной власти в обновляющейся России. — М., 1997. — С. 3–4.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, конституционное правосудие, конституционное судопроизводство, суд, Конституционный Суд, свобода граждан, субъект РФ, судебная защита, судебная система.


Задать вопрос