В данной статье мы поделились опытом по коррекции тренировочного процесса воспитанников 5–6-х классов по плаванию, в условиях ограничений занятий в бассейне в связи с эпидемиологической обстановкой. Вся тренировочная программа построена на основе занятий по сухому плаванию. Данные занятия позволили не только отточить технику каждого вида плавания, но и поднять общий уровень физической подготовки: увеличить силовой показатель, координацию и гибкость. Нами был проанализирован начальный уровень физической подготовки воспитанников 5–6-х классов Нахимовского военно-морского училища по трем упражнениям: подтягивание на перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лежа, наклон туловища из положения лежа на спине за 1минуту.
Нами была изучена специальная литература и опыт педагогов и тренеров по данной теме, разработана методика по сухому плаванию и в процессе исследования получены результаты сдачи нормативов по физической подготовке по вышеизложенным упражнениям. Данные результаты показали, что уровень воспитанников по физической подготовке значительно вырос. Это подтверждает, что занятия по сухому плаванию являются необходимым элементом тренировочного процесса пловцов.
Ключевые слова : плавание, сухое плавание, физическая подготовка, спорт.
Система спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, что обеспечивает должный уровень физической подготовленности воспитанников для сдачи норм ГТО и дальнейшего поступления в ВУЗы МО РФ.
В процессе обучения в Нахимовском военно-морском училище у воспитанников 5–6х классов проводятся занятия по предмету: «Физическая культура» по разделу: «Плавание» и внеурочная деятельность по плаванию «Учимся плавать», а также секция по плаванию для сборной команды училища. В течении учебного года в 5–6 классе воспитанники сдают нормативы по плаванию согласно наставлению по физической подготовке и нормативы по ГТО.
Плавание по сравнению с другими видами физических упражнений отличается своими характерными особенностями, которые сводятся к следующему — в процессе плавания спортсменами выполняются движения в водной среде, несвойственной для человека, исключая любую твердую опору. По сути, спортсмен находится в невесомости. За счет такого положения тела разгружается опорно-двигательная система, увеличиваются двигательные возможности человека — увеличивается подвижность суставов, органы и системы организма, адаптируясь к новой среде, развиваются и укрепляются.
Чтобы добиться наилучшего результата следует уделить большое значение построению учебного и тренировочного процесса. Конечный результат будет зависеть от правильного и точного подбора упражнений и средств на суше и в воде.
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки было принято решение об ограничении занятий в бассейне и перевод воспитанников на сухое плавание, как единственно возможный вариант тренировки нахимовцев по плаванию в сложившейся ситуации.
Сухое плавание — дополнительный комплекс упражнений вне водной среды, с помощью которых развивается выносливость, гибкость, растяжка, мышечная подготовка (сила), а также осваивается и улучшается техника плавания. Идеально начинать знакомство с плаванием именно на суше.
Упражнения на суше представляют собой процесс работы с мышечной массой. Такие физические упражнения помогают спортсмену задействовать и проработать те группы мышц, которые, как правило, не участвуют в тренировках по плаванию, компенсируя недостаточность развития определенных мышечных групп опорно-двигательного аппарата, устраняется дисбаланс и улучшается координация.
Сухое плавание необходимо для новичков, помогая избежать растерянности при попадании в несвойственную человеку среду — воду. Проводя занятия в комфортных и привычных для новичка или обучающегося условиях, отработав первые навыки дыхания, движения ног и положения тела на суше мы предупреждаем стрессовую ситуацию, в которой может оказаться человек при попадании в водную среду. Но и для профессиональных спортсменов сухое плавание является необходимой частью тренировочного процесса.
Выделим основные преимущества сухого плавания для разных категорий пловцов:
– Для новичков занятия на суше помогают избежать неловкости
– и растерянности, работая в комфортных и привычных для организма условиях подготавливая себя к предстоящим знакомством с водной средой и работой в ней.
– Для любителей-пловцов, которые хотят хорошо усвоить технику
– и работать над результатом.
– Для спортсменов профессионалов упражнения на суше являются обязательной частью тренировочного процесса, которая позволяет работать над отстающими группами мышц, повысить силовые показатели и скоростную выносливость.
– Для всех категорий пловцов упражнения на суше незаменимы в тех случаях, когда нет возможности заниматься в водной среде. Правильная отработка движений позволяет поддерживать мышцы в тонусе и
– в будущем улучшить технику. Это очень актуально в настоящее время
– в связи с закрытием спортивных объектов и бассейнов в период ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой.
Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса — это проведение спортивной тренировки в двух средах: на «суше» и на «воде». Тренировочное занятие на «суше» (в спортивном зале) включает в себя комплексы общефизических и специально-физических упражнений с применением специального инвентаря и оборудования (утяжелители, спортивные тренажёры), направленных на развитие физических качеств (гибкости, силы, быстроты, выносливости). Тренировочное занятие в воде включает в себя специальные упражнения для освоения техники плавания, совершенствовании её, а также для развития специальных физических качеств пловца, направленных на преодоление определённых дистанций, с применение специального плавательного оборудования и инвентаря.
При составлении тренировочной программы для занятий на суше учитываются особенности, присущие самой технике плавания. Так, для пловцов важна вовлеченность и координация всех групп мышц. Поэтому включаются упражнения, направленные на максимальное развитие мышечной ткани всего тела. Также для лучшего баланса в водной среде важно развивать мышцы кора, которые обеспечивают опору пловцу в воде.
Каждая техника плавания предполагает чрезмерное развитие одних групп мышц и ослабление работы других. Поэтому занятия на суше позволяют активизировать незадействованные в процессе водных занятий мышцы, избавляя спортсмена от дисбаланса. Многие упражнения по сухому плаванию помогают развить гибкость и эластичность мышцы, что является своеобразной профилактикой травм и технических ошибок.
Упражнения на суше одинаково полезны и необходимы как для профессиональных спортсменов, так и для начинающих пловцов. Так, сухое плавание для детей проводится уже в группах начальной спортивной подготовки.
Каждое упражнение на суше решает конкретную задачу и предполагает определенный вид нагрузки:
- Разминка: подготовительный этап, позволяющий снизить риск получить травму и подготовить организм к тренировочному процессу.
- Развитие гибкости: растяжка и удлинение мышечных волокон, повышение эластичности сухожилий и улучшение двигательной активности.
- Укрепление мышц-стабилизаторов и развитие баланса: работа над мышцами кора, улучшение осанки, развитие координации.
- Развитие выносливости: аэробная нагрузка в качестве общей спортивной подготовки.
- Силовая нагрузка: увеличение мышечной силы и выносливости, поддержание хорошей физической формы.
- Профилактические упражнения: укрепление мышц плеча и лопатки, основных суставов, которые получают максимальные нагрузки.
- Заминка: несложные упражнения на растяжку и снижение мышечной усталости для восстановления всех органов и систем воспитанников.
Процесс обучения плаванию требует без прерывного процесса. Одномоментно научиться плавать сложно. Многим детям, которые боятся воды, это и вовсе невозможно. Для начала их требуется научить движениям на суше, а уже потом спускать в бассейн на мелководье. Перед погружением в воду необходимо проводить разминку. Так поступают профессиональные спортсмены. Это помогает разогреть мышцы, разработать суставы. Спортсмен может выявить у себя боль в мышце, суставе, в грудине или в животе уже на суше, в момент разминки или в процессе тренировки по сухому плаванию. Это важно, поскольку в воде неприятные ощущения уменьшатся, а они зачастую сигнализируют о серьезной проблеме в организме. Без тренировки на суше только усугубляется ситуация. В результате тренироваться на суше нужно всегда. Важно каждому пловцу найти оптимальное сочетание «воды и суши» в своих тренировках. Единственное, что не имеет право исключить пловец из своей физической активности на суше — это разминка.
В течение всего времени занятий спортом необходимо проводить предварительную разминку для улучшения гибкости и разработки суставов. Этому достаточно уделять 10 минут перед тренировкой. Перед погружением в воду с воспитанниками, не умеющими плавать или испытывающих «страх воды» занимаются до тех пор, пока они не отработают движения.
Рассмотрим каждый этап сухого плавания по отдельности.
Разминка
Разминка перед тренировкой на разогрев мышц обязательна. С ее помощью улучшается работа сердечно-сосудистой системы, связочного аппарата и мышечных волокон. Воспитанник начинает психологически настраиваться на плавание.
Комплекс упражнений представляется следующим образом:
– Начинают с верхней части тела и заканчивая нижней, т. е. начиная с шеи и заканчивая стопами. Разминочные упражнения представляют собой наклоны головы, круговые вращения головой, повороты головы. Включают в комплекс несколько упражнений на растяжку важнейших для плавания мышц.
– Переход к туловищу — повороты корпуса, махи и вращения руками, наклоны к ногам с вытянутыми руками, упражнение «Мельница».
– Далее разрабатываются ноги — махи ногами, круговые движения голеностопом, вставание на носочки с попеременным опущением на пятки, приседания классические, «сед брассиста».
Выполнять упражнения плавно, темп и амплитуду наращивать постепенно.
Упражнения на гибкость .
– Упражнения на гибкость выполняются в последовательности сверху вниз.
- Пожимание плеч — поднять плечи по направлению к ушам, почувствовать напряжение в шее и плечах, задержать на 5сек.
- Сомкнуть руки в замок над головой, развернув ладони кверху, вытянуть руки вверх и отвести назад — почувствовать растяжение в руках, плечах и плечевом поясе. Держать 15сек.
- Растяжка плеч, рук и грудной клетки. Руки отвести назад вниз в замок, медленно выворачиваем локти внутрь, раскрываем грудную клетку и отводим плечи назад, держим 15сек.
- Взять полотенце за два конца на ширине плеч. На вытянутых руках перенести полотенце за спину через голову не сгибая локтей. Увеличить нагрузку путем уменьшения расстояния между руками
При выполнении упражнений не допускать боли.
Упражнения на укрепление корпуса, баланс и мышцы-стабилизаторы:
– Упражнения на нижнюю часть спины, мышцы позвоночника, брюшной пресс, косые мышцы живота, боковые мышцы тела, глубокие мышцы тела, стабилизаторы верхней части тела (плеч и грудной отдел спины), мышцы-сгибатели бедра, ягодичные мышцы. Упражнения на сохранение определенного положения тела в течение времени.
– Упражнения выполняются как с собственным весом, так
– и с применением инвентаря: с медболом (медицинским мячом), диском для штанги, гимнастическим шаром (фитнес-болом). Фитнес-бол — отлично подходит для развития функциональной силы и укрепления мышечного корсета, так как создавая нестабильность, эти шары вынуждают включать в работу самые разные мышечные группы.
– Упражнения с фитнес-болом на отработку движения ног в кроле
– и укреплению нижней части спины; грудных мышц: движение ногами кролем лежа животом на шаре с упором рук в пол или гимнастическую стенку; отжимания с шаром под коленями.
– Упражнения с медболом на укрепление мышц кора и отработки движения ног в кроле: подъем туловища из положения лежа в положение сидя с прижатым к груди медболом, ноги согнуты под углом 90°; подтягивание ног (скручивание) к туловищу из положения ноги на фитнес-боле с упором руками в пол.
– Упражнения без инвентаря: движение ног кролем из положения лежа на полу, «лодочка», руки над головой «стрелочка».
Интенсивность упражнений увеличивать постепенно.
Силовые упражнения (на развитие силы):
– Упражнения с резиновыми жгутами и эспандерами — отведения и приведения рук; отработка гребковых движений в короткой амплитуде; в полном цикле движения.
– Упражнения с отягощениями (гантелями, штангой) и на тренажерах — вертикальные и горизонтальные тяги на спину, различные жимы на грудь.
– Упражнения с собственным весом (например, выпрыгивание вверх из положения сидя, отжимания от пола ноги на возвышенности, подтягивания различными хватами).
– Плиометрические упражнения (с быстрыми взрывными движениями) — запрыгивания на возвышенность из низкого приседа.
Циклические виды нагрузки:
– Бег, гребля на гребном тренажере «Концепт» в аэробном режиме, велотренажер.
Профилактические упражнения:
– Упражнения на укрепление мышц-ротаторов плеча: вращения гантелей стоя в опущенных руках; сведения рук с гантелями вперед; боковые повороты плеча по сторонам стоя с гантелями.
Упражнения выполняются как без инвентаря, так и с эспандером, гантелями.
Заминка
Привидение пульса в состояние покоя, дыхательные упражнения. Данные упражнения выполняются как в тренировке на суше, так и в воде. Программу занятий нужно менять раз в месяц, замещая одни упражнения для определенных мышечных групп другими.
Тренировки на суше помогают воспитанникам достигать лучшего спортивного результата не только в плавании, но и позволяют улучшить свои физические показатели в целом. С этой целью были проведены контрольные нормативы по физической подготовке среди воспитанников 5–6 классов. Контрольными упражнениями стали: подтягивание на перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лежа и наклон туловища вперед из положения лежа на спине за 1 минуту.
Таблица 1
Контрольные нормативы упражнений по физической подготовке для 5–6 классов
Упражнение |
5 класс Оценка |
6 класс Оценка |
||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
Подтягивание на перекладине |
6 |
4 |
2 |
7 |
5 |
3 |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
22 |
15 |
8 |
26 |
19 |
12 |
Наклон туловища из положения лежа на спине за 1минуту |
36 |
32 |
28 |
40 |
36 |
32 |
Проведя тестирование среди воспитанников 5–6 классов по физической подготовке по заданным упражнениям были получены результаты.
Таблица 2
Результаты сдачи контрольных нормативов по физической подготовке:
Подтягивание на перекладине
№ п/п |
5 класс |
6 класс |
||||||
Кол-во |
Оценка |
Кол-во |
Оценка |
|||||
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
|
1 |
7 |
11 |
5 |
5 |
3 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
6 |
4 |
5 |
5 |
9 |
4 |
5 |
3 |
0 |
2 |
2 |
3 |
10 |
13 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
5 |
1 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
2 |
3 |
6 |
0 |
6 |
2 |
5 |
2 |
6 |
2 |
4 |
7 |
5 |
10 |
4 |
5 |
1 |
7 |
1 |
5 |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа
№ п/п |
5 класс |
6 класс |
||||||
Кол-во |
Оценка |
Кол-во |
Оценка |
|||||
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
|
1 |
28 |
30 |
5 |
5 |
30 |
45 |
5 |
5 |
2 |
33 |
36 |
5 |
5 |
20 |
38 |
4 |
5 |
3 |
20 |
26 |
4 |
5 |
24 |
30 |
4 |
5 |
4 |
20 |
25 |
4 |
5 |
15 |
23 |
3 |
4 |
5 |
28 |
31 |
5 |
5 |
36 |
41 |
5 |
5 |
6 |
12 |
20 |
3 |
4 |
41 |
50 |
5 |
5 |
7 |
31 |
35 |
5 |
5 |
10 |
19 |
2 |
4 |
Наклон туловища вперед из положения лежа на спине за 1 минуту
№ п/п |
5 класс |
6 класс |
||||||
Кол-во |
Оценка |
Кол-во |
Оценка |
|||||
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
начало |
итог |
|
1 |
45 |
50 |
5 |
5 |
41 |
53 |
5 |
5 |
2 |
32 |
40 |
4 |
5 |
47 |
55 |
5 |
5 |
3 |
28 |
36 |
3 |
5 |
38 |
45 |
4 |
5 |
4 |
38 |
45 |
5 |
5 |
45 |
55 |
5 |
5 |
5 |
40 |
47 |
5 |
5 |
40 |
53 |
5 |
5 |
6 |
25 |
30 |
2 |
3 |
37 |
45 |
4 |
5 |
7 |
30 |
40 |
3 |
5 |
43 |
45 |
5 |
5 |
Таким образом, разработанная нами методика позволила повысить уровень физической подготовки воспитанников 5–6 классов (слабо успевающих по предмету физическая культура). С помощью элементов сухого плавания наша методика позволила за короткий срок повысить силовой показатель по основным физическим упражнениям: подтягивание на перекладине на 50 %; сгибание разгибание рук в упоре лежа на 20 %; наклоны туловища вперед из положения лежа на спине за 1минуту на 20 %.
Проведенный эксперимент позволяет утверждать о необходимости уделять особое внимание сухому плаванию, как обязательному элементу в тренировочном процессе воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Дополняя упражнения, выполняемые в воде, укрепляя мышцы и повышая силовой показатель их работы, улучшая баланс тела и гибкость, увеличивая выносливость, подготавливая организм к тренировкам на воде и служа профилактике травм — упражнения на суше являются необходимой составляющей успеха как в плавании, так и в общей физической подготовке.
Литература:
- Физическая культура. 5–7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / (М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др,) под ред. М. Я. Виленского. — 5-е изд.-М.:Просвещение,2015. — 239с.
- Плавание: 100 лучших упражнений по плаванию, Б.Люсеро (перевод с английского Т.Платоновой) / — М.:Эксмо, 2011,-108с.
- Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004. № 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских вое музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».