Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Токаев, М. М. Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти / М. М. Токаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89565/ (дата обращения: 16.11.2024).



С момента начала функционирования Центрального Банка, было определено, что он является главным звеном во всей банковской системе страны и является неотъемлемой частью и регулятором денежно-кредитной ниши на ряду с Правительством Российской Федерации. В процессе их совместной деятельности происходит разработка денежно-кредитных и эмиссионных процессов.

Однако не только в научных кругах, но и на практике возникает вопрос связанный с конституционно-правовым статусом Центрального банка, поэтому ответ на данный вопрос, в наши дни не однозначен. Если исходить из фактов, то ЦБ имеет все признаки и частноправовых организаций, не занимающихся деятельностью по регулированию экономики [1, c. 454]. С другой стороны, Центральный банк Российской Федерации имеет явные признаки государственной организации с составляющими исполнительного органа государственной власти, хотя он не обозначен в Ст. 11 Конституции РФ, в которой перечислены органы и лица, осуществляющие государственную власть, а с другой стороны, в соответствии со ст.1 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [2]: «Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием» [2]. Законодательство дает нам сделать вывод о неоднозначности его конституционно-правового статуса.

Так, при рассмотрении конституционно-правового статуса Центрального банка РФ, правоведы уточняют его правовую природу. Например, Тихомировым Ю. А. Центральный банк Росси охарактеризован и как центр банковской системы и орган государственного управления [3, c. 351]. По мнению Братко А. Г., Центральный банк Российской Федерации является федеральным органом государственной власти с наличием особых исполнительно-распорядительных полномочий [4, c. 335].

В целом правовой статус Центрального банка России характеризуется двойственностью правовой природы. С одной стороны, это юридическое лицо, осуществляющее банковские операции, получающее прибыль и являющееся таким же субъектом банковской системы, как и коммерческие банки. С другой стороны, Центральному банку РФ вменены государственно-властные полномочия, он реализует нормативное регулирование, осуществляет надзор за функционированием кредитных организаций и т. д. Таким образом, двуединый правовой статус Центрального банка РФ определен его дуалистической сущностью как органа публичной (государственной) власти и как субъекта частноправовых отношений.

Что касается первого проявления, то Центральный банк отождествляют с государственным органом. Как и любой другой орган государственной власти, Центральный банк находится в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и имеет свое особое место в их системе. Его место в системе государственных органов в значительной степени определяется независимостью Банка России в своей деятельности от других органов государственной власти.

И как уже отмечалось, независимость Банка России понимается как его политическая самостоятельность и отсутствие подчиненности. По мнению Столяренко В. М., Центральный банк не может быть абсолютно независимым. Степень его независимости обусловлена как объективными, так и субъективными факторами [5, c. 93–94].

К объективным факторам, по его словам, относится то, что центральный Банк России является главным кредитно-денежным институтом государства и призван им учитывать свои общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством и иными центральными органами власти, регулирующие экономическую и финансовую политику страны, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.

А в числе субъективных факторов, влияющих на степень независимости центрального банка, Столяренко В. М. указывает на авторитет личности руководителя Центрального банка или доверие финансовых кругов к проводимой политике Банка России [5].

Целесообразным отметить, что Центральный банк в соответствии со ст. 5 Закона, подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В своей статье О. Д. Митрофанова и З. И. Сироткина «Независимость противоположна подотчетности», проводят структурный анализ понятий «независимость» и «подотчетность», приходя к выводу, что данные понятия прямо противоположны и не могут характеризовать одного и того же органа [6, c. 34–35]. Но все же, по мнению автора, нельзя согласиться с такой постановкой вопроса, так как эти два понятия характеризуют совершенно разные сферы деятельности Банка России.

С самого начала образования Центрального банка, юридические основы, на которых он формировался подразумевали в себе гарантию верховенства закона и эффективное сотрудничество ЦБ с другими кредитными учреждениями на территории РФ. Таким образом, ЦБ, являясь звеном денежной системы РФ, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей свободное перемещение денежных средств на территории РФ, а также поддержку здоровой конкуренции, имеет огромную ответственность в сфере денежного регулирования, повышая ценность его правового статуса. Осуществление свободного перемещения средств и поддержка конкуренции, а также другие процессы основываются на защите и устойчивости рубля как внутри страны, так и на международном финансовом рынке, которую непосредственно обеспечивает Центральный банк России посредством регулирования процентных ставок по операциям Центрального банка, установки и регулирования нормативов обязательных резервов, а также проведение операций на открытом рынке.

Для поддержания конкуренции, являющейся фактором развития любой сферы, в литературе отмечается что необходимым «росту конкурентности банковского сектора может способствовать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 июля 2002 г.№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А конкретно: 1) охват критериев значительного содействия, изъявляющего юридическими и физическими лицами на помощь конкурентоспособности дочерних учреждений; 2) Правоприменительное закрепление права Банка России взвешивать конкурентоспособность кредитных организаций и совершать разрешения наблюдаемого направления о действии банков на реальный сектор экономики; 3) Спецификация полномочий Банка России в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской кругу соответственно с его функциями и полномочиями как органа надзора. В тонкости, введение административной ответственности должностных лиц кредитной организации за нарушения, повлекшие недобросовестную конкуренцию».

В нормативных правовых актах, подчеркивая государственный характер деятельности Банка России, встречается версия, рассматривающая его в качестве особого специфического субъекта обособленной индивидуальной группы. Например, с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка РФ, других органов и организаций, определяемых Правительством РФ, разрабатывается проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Как видно, Центральный банк упоминается отдельно. Изложенная в нормативном правовом акте формулировка прямо не относит Центральный банк РФ к федеральным органам государственной власти, а отмечает его обособленно, в специфической группе, где он представлен единственным.

Доводом в пользу того, что Банк России является государственным органом можно считать его право по изданию в форме указаний, положений, инструкций нормативных актов, обязательных для всех уровней власти и частного сектора. Еще одним доводом выступает проведение Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) для реализации своих функций по банковскому регулированию и банковскому надзору, направление им обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных нарушений и применение предусмотренных законом санкции к нарушителям. Аналогичные полномочия характерны и государственным органам.

Системообразующая правовая основа конституционно-правового статуса Центрального банка РФ выражается в том, что цель деятельности, функции, права и обязанности, а также другие элементы конституционно-правового статуса Банка России берут свое начало именно в Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, будучи системным понятием, состоит из отдельных элементов.

Во-первых, конституционно-правовой статус Центрального банка РФ должен определять цель и задачи его деятельности. Необходимо отметить, что действующая Конституция РФ не закрепляет цели и задачи Центрального банка РФ. Конституция РФ закрепляет лишь функцию Банка России, состоящую в защите и обеспечении устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ), в свою очередь цели деятельности Банка России закрепляются в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Закрепление в Конституции РФ именно функции, а не цели или задачи является вполне логичным.

Во-вторых, конституционно-правовой статус Банка России определяет его функции. На взгляд А. Г. Братко, в функциях центрального банка проявляется его сущность как учреждения, которое проводит определенную денежно-кредитную политику, валютное регулирование и пруденциальный надзор [4].

Таким образом, исходя из дуалистической природы Центрального банка РФ, его конституционно-правовой статус — это базовое теоретическое понятие, отражающее сущность публично-правового статуса Банка России. Можно смело утверждать, что ЦБ РФ относят к федеральным органам государственной власти специальной компетенции, определяя его как орган особого качества, не относящийся ни к одной из существующих ветвей власти, наделенный специальной функцией государственного управления и надзора.

Литература:

  1. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций: Учебник / А. А. Казимагомедов. — М.: ИНФРА-М. 2017. — С. 453–456.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 20.04.2021) // СЗ РФ. 15.07.2002. № 28, Ст. 2790.
  3. Тихомиров, Юрий Александрович. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М., 2001. — 351
  4. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / — М.: Спарк. 2020. — 335 с.
  5. Столяренко В. М. Центральный банк — как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // –Москва. 1999 г. –С. 93–94
  6. Митрофанова О. Д., Сироткина З. И. Независимость противоположна подотчетности // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации // –М. Юстицинформ. 2001 г. –С. 34–35.
Основные термины (генерируются автоматически): центральный банк, Центральный банк РФ, государственная власть, Российская Федерация, Банк России, конституционно-правовой статус, Конституция РФ, орган, Центральный банк России, банковская система.


Похожие статьи

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Союзного Совета Швейцарского Союза

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Центральный банк РФ как специализированный орган государства в области регулирования финансовой системы России

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности третейского суда в Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования

Правовое обеспечение политической деятельности президента Республики Корея как субъекта современного политического процесса

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Похожие статьи

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Союзного Совета Швейцарского Союза

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Центральный банк РФ как специализированный орган государства в области регулирования финансовой системы России

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности третейского суда в Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования

Правовое обеспечение политической деятельности президента Республики Корея как субъекта современного политического процесса

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Задать вопрос