В статье рассмотрено современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Башкортостан. Экономика Республики Башкортостан характеризуется многоотраслевой структурой с высоким уровнем комплексного развития, упором на промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Крупными промышленными центрами являются города: Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.
Ключевые слова: Республика Башкортостан, социально-экономическое развитие, благосостояние, ВВП, прогнозирование, доходы перспективы развития, статистические данные, социальная политика.
На данный момент Башкирия входит в число регионов, естественный прирост населения в которых отсутствует, а эмиграционные потоки сильны. Агентство Moody's прогнозирует только усиление этих потоков в ближайшие годы. Этот параметр будет зависеть от динамики восстановления республиканской экономики и прежде всего сектора реальных услуг. Сейчас средняя зарплата в республике ниже, чем в среднем по России (37,6 тыс. руб. в Башкирии против 47,8 тыс. руб. в РФ). Это заставляет людей среднего возраста искать возможность заработка за пределами республики.
Перечисленные проблемы необходимо решать путем оптимизации социально-экономических составляющих республики: внедрять различного рода программы по стимулированию и поддержанию населения, привлечения инвестиций в регион, поддержке малого и среднего бизнеса и т. д.
Экономическое положение Республики Башкортостан в 2020 году определялось эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Так, по итогам января-декабря 2020 года оборот организаций в действующих ценах по отношению к январю-декабрю 2019 года снизился на 4,1 % и сложился на уровне 3707,7 млрд рублей.
Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2020 года составил 98,0 % к аналогичному периоду прошлого года, в том числе по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» — 87,8 %, «обрабатывающие производства» — 99,4 %, «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» — 95,5 %, «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» — 112,3 % [4].
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в январе-декабре текущего года увеличилось на 3,1 % относительно аналогичного периода 2019 года и сложилось на уровне 189,6 млрд рублей.
Оборот розничной торговли в январе-декабре текущего года снизился на 5,5 % к уровню аналогичного периода 2019 года и составил 911,1 млрд рублей, оборот общественного питания — сократился на 23,9 % и составил 23,7 млрд рублей, объем платных услуг населению — снизился на 21,2 % и составил 222,6 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен в декабре 2020 года по отношению к декабрю 2019 года составил 105,0 %.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-декабре 2020 года снизился на 18,7 % к уровню аналогичного периода 2019 года и составил 196,2 млрд рублей.
Объем ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования по итогам января-декабря 2020 года вырос на 0,4 % к уровню января-декабря 2019 года — введено в действие 2371,6 тыс. кв. м жилья.
Согласно последним статистическим данным, инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2020 года выросли на 4,3 % относительно аналогичного периода прошлого года и составили 209,6 млрд рублей [4].
Среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь текущего года увеличилась на 4,5 % в номинальном выражении и на 1,0 % в реальном к уровню аналогичного периода прошлого года, составив 37656,0 рублей.
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц по итогам января-сентября 2020 года снизились на 1,5 % к уровню аналогичного периода 2019 года и составили 27857,8 рублей, реальные располагаемые денежные доходы составили 94,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [5].
Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на конец декабря 2020 года составил 5,6 %. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) за сентябрь-ноябрь составил 6,4 %.
По оценкам аналитиков, за 2020 год Башкортостан получил низкую оценку эффективности управления социальным блоком. Можно сказать, что произошло обрушение рейтинга — минус 28 позиций и 41 место. На ухудшение позиций повлиял комплекс нерешенных социальных проблем. Высокая младенческая смертность, превышающая общероссийскую на 20 %, низкий уровень расходов на здравоохранение на душу населения [3].
Уровень зарплат в сфере образования оказался ниже среднерегиональных показателей более чем на 10 %. Следует отметить и низкую обеспеченность педагогическими кадрами.
Не удалось Башкирии удержаться в топ-10 и в финансово-экономическом блоке. Республика опустилась с 6 на 17 место. Оценивали индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, объемы инвестиций и госдолга.
Авторы рейтинга отмечают, что прошлый год подверг испытаниям эффективность региональной власти. Условия пандемии стали тяжелейшим вызовом для региональных властей, с которым они справились по-разному. Очевидно, выросла нагрузка на социальную сферу, находящуюся в прямом ведении региональной исполнительной власти, отмечались проблемы в экономическом развитии и привлечении инвестиций. Пандемия показала существенное расслоение регионов, когда ряд глав субъектов смогли работать в сложных условиях, а в других регионах ситуация оказалась упущена.
Социально-экономические перспективы Башкирии сопряжены с политическими отношениями республики с центром. Дотационные регионы полностью лишены маневра, а закредитованные даже не могут брать коммерческие кредиты и ориентированы только на центр [4].
Госдолг Башкирии составляет 13,5 млрд. руб. (по состоянию на 1 мая 2020 г.), что позволяет отнести республику к регионам с низкой долговой нагрузкой. Совокупный долг 85 субъектов перед федеральным центром (2,4 трлн руб.) будет только расти. Республика получает дивиденды от ПАО АНК «Башнефть» и имеет возможность относительно безболезненно закрывать социальную сферу [1].
Предыдущее республиканское руководство исполняло бюджеты 2016 г. (10 млрд руб.), 2017 г. (11,5 млрд руб.) и 2018 г. (24 млрд руб.) с профицитом. Новое руководство республики выбрало иную, более амбициозную и более рискованную стратегию: средства активно вкладываются в реальный сектор экономики и инфраструктурные проекты. Такой подход требует ресурсов и, соответственно, лоббистских компетенций на уровне федерального центра. Борьба с COVID-19 показала, что республиканские власти получают от федерального центра немало. Следствием чего, на наш взгляд, является подчеркнуто выраженная на голосовании по поправкам в Конституцию политическая лояльность руководства республики центру.
Выбрана следующая модель: политическая лояльность и приемлемая социальная политика в обмен на экономические преференции. Такая модель давно уже работает в Татарстане и позволяет руководству соседней республики получать экономические преференции от центра. Федеральное правительство весьма специфически и асимметрично распределяет ресурсы по регионам, и наличие крупных лоббистов способно улучшить ситуацию в регионах за несколько лет. Сейчас, в период борьбы с пандемией, эта стратегия корректироваться не будет, однако ожидание эффекта от ее реализации задерживается на период восстановления экономики [2].
В ближайшие три года рост объёма инвестиций ожидается на уровне 9,5–11,4 %. Данная динамика спрогнозирована с учётом инвестиционных планов ключевых предприятий республики, внедрения механизмов стимулирования инвестиций и получения преференциальных возможностей от создания пяти ТОСЭР и особой экономической зоны, а также реализации проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства.
Также в среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный рост экономики от 3,8 до 5,5 % (выше среднероссийских ожиданий в среднем на 1,4 процентного пункта). Объем валового регионального продукта в 2023 году составит 2,3 трлн. рублей. Индекс промышленного производства будет ежегодно расти на 4,2 %, опережая среднероссийские показатели на 1,4 % [5].
Основной рост предполагается за счет ключевых направлений промышленной специализации Республики: нефтедобычи и газодобычи за счет стабилизации добычи с учетом увеличения вклада малых нефтедобывающих компаний и модернизации действующих производств и технического перевооружения предприятий, в том числе с учетом реализации инвестиционных проектов.
Литература:
- Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2024 года»
- Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 2018. - № 6. — С.90–99.
- Смертность и рождаемость в Республике Башкортостан в 2020 году. http://bashstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/statistics/population/
- Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в январе-декабре 2020 года / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат), 2020
- Справочник инвестора Республики Башкортостан / Корпорация развития Республики Башкортостан, Уфа 2021.