В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у современной молодежи, его особенности, влияние на формирование подрастающего поколения, а также формы и приемы, которые реализуются на базе школ г. Екатеринбурга.
Ключевые слова: патриот, гражданин, подрастающее поколение.
На сегодняшний день, патриотизм особо востребован современным обществом, поскольку выступает в качестве средства объединения и сплочения граждан и народа страны. Патриотизм выступает в качестве социального чувства, в котором содержится любовь, преданность Родине, гордость за прошлое, желание защищать интересы своей страны. В современном обществе вопрос о формировании патриотического или национального самосознания у молодых людей стоит достаточно остро, поскольку в современных реалиях необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны обладал чувством патриотизма, имел национальные ценности для того, чтобы быть достойным представителем своей страны.
В настоящий момент на федеральном уровне в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», отмечено, что воспитание подрастающего поколения должно быть направлено на формирование национального самосознания, патриотизма, гражданского долга и т. д. Таким образом, мы можем говорить о том, что формирование патриотических качеств и патриотизма в целом — это важнейшая воспитательная и образовательная задача образовательной организации. Особенно она актуальна в различных переломных моментах.
Воспитание патриота не возникает просто так, это происходит не спонтанно, а целенаправленно создается. Причем создается под влиянием, как объективных факторов, так и субъективных и выступает продуктом социального развития человека. В настоящее время выделяют группы факторов, влияющих на формирование и развитие патриотизма:
- Объективные — в эту группу относится комплекс общественно-исторических фактов, особенностей, процессов, которые определяют образ жизни народа;
- Практическо-духовные — этнические стереотипы, которые свойственны народам, их традиции, обычаи, правила, обряды, типичное поведение и историческая память;
- Идеальные — такие факторы, которые формируют национальную идею.
Особо важно отметить, что в воспитании патриота особую роль играет образовательное учреждение и педагог, так как он помогает учащимся осознавать свою принадлежность к определенной нации, к определенной культуре, помогает усваивать ее ценности. В своей деятельности педагог может использовать различные учебные курсы, а также социокультурную среду, которая окружает учащихся, а также в настоящее время существуют целые программы, направленные на воспитание патриота [1, с.84].
Понятие «патриот» имеет неразрывную связь с понятием «патриотизм». Всем известно, что в истории нашей страны идея патриотизма занимала, занимает и будет занимать большое значение и ключевое место. Проблема гражданско-патриотического воспитания занимает важную роль в обеспечении и национальной безопасности страны, и безопасности каждого человека в отдельности. Именно поэтому наиболее важный вопрос воспитания связан с формированием потребности любви к своей родине, к стране, знания о истории страны. Так как именно патриотизм — это неотъемлемая часть национальной идеи, компонента культуры и науки.
На наш взгляд, для решения задач в области воспитания патриотизма необходимо в первую очередь повышать роль образовательных организаций в области воспитания молодого поколения как ответственных граждан страны на основе традиционных российских ценностей. Поскольку патриотизм не заложен в генах человека, он является социальным качеством то, мы говорим о том, что патриотизм имеет гуманистическую сущность. И включает в себя:
– Сохранение родного языка;
– Заботу и долг перед Родиной;
– Уважение к культурному и историческому наследию страны;
– Милосердие и гуманизм.
Основной целью патриотического воспитания выступает привитие подрастающему поколению любви к своей родине, гордости за нее, формировании желания и готовности защищать страну в случае необходимости и стремлении к тому, чтобы наша страна процветала. В самом детстве патриотизм прививают детям в семье, затем в детском саду, чуть позже в школе и других образовательных организациях. Затем в более позднем времени он проявляется как активная гражданская позиция человека, которая выражается в определенных действиях на благо страны. И так, мы пришли к мысли о том, что в настоящее время в XXI веке одна из важнейших задач — это воспитание гражданина и патриота. На наш взгляд такое действие должно осуществляться через созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.
Безусловно, проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. В соответствии с этим целесообразно говорить о том, что в настоящее время необходимо увеличивать значение связи человека с тем местом, где он родился, где он учится или учился. Необходимо также заниматься открытием новых выставок и музеев, организацией, расширением различных видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания [2, c.39]. Смысл таких мероприятий заключается в том, чтобы не оставить молодых людей равнодушными к историческим событиям нашей страны, к будущему Родины, к защите Отечества.
Хочется остановиться более подробно на таком средстве патриотического воспитания как музеи. С одной стороны, такое средство уже давно известно, с другой варианты музеем многообразны. Это могут быть музеи в образовательных организациях, музеи боевой славы. При этом целесообразно сделать так, чтобы учащиеся в образовательных организациях самостоятельно собирались документы, различные материалы и вещественных экспонатов, такие действия несут определенное воспитательное воздействие [4].
Подобные музеи есть в школах города Екатеринбурга: МБОУ СОШ № 72 имени Н. И. Кузнецова, МАОУ СОШ № 114, МАОУ СОШ № 85 «Река времени» и многие другие.
Например, в декабре 1953 года школе № 72 было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. Школьные энтузиасты создали музей, который существует до сих пор. Экспонаты для него накапливались постепенно. Родственники и боевые соратники Героя подарили школе документы, фотографии, книги, бинокль, кобуру и другие реликвии. У истоков открытия музея стояли: преподаватель литературы Куликова З. Е., брат Героя Кузнецов В. И., библиотекарь школы Белоглазова С. Н., директор школы Резник М. А. и другие. Сегодня в школьном музее насчитывается более 1 500 экспонатов.
А на базе школы № 114 находится историко-краеведческий музей, который берет свою историю с 23 февраля 1968 года. Внутришкольные мероприятия включают в себя такую деятельность, как циклы бесед «Награды Родины», музейные уроки «Незабываемая война», создание сборников материалов по патриотическому воспитанию.
В 2015 году, школе № 85 присвоен статус городского опорного центра «Развития исторических, духовно-нравственных и гражданских традиций в воспитании обучающихся, а также городской сетевой инновационной площадки «Социальное проектирование в соответствии с ФГОС».
В условиях обучения в образовательных организациях, для формирования патриотического самосознания у обучающихся может активно использоваться информационно-воспитательная среда. К основным формам информационно-воспитательной работы относится:
– Устное информирование;
– Прослушивание или просмотр информационных фрагментов телепередач, видео или аудиоматериалов;
– Индивидуально-воспитательная работа.
Основными средствами информационно-воспитательной работы в формировании патриотического самосознания выступают:
– Информационные стенды;
– Традиционные средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение);
– Электронные средства массовой информации (компьютерные сети, специализированные тематические порталы);
– Информационные комнаты;
– Библиотеки;
– Технические средства воспитания;
– Наглядные средства информации.
В XXI веке патриотизм стал выступать как ресурс для развития личности, общества и государства. Благодаря патриотизму все граждане страны могут объединиться для достижения одной общей цели.
Занимаясь воспитанием гражданина России и патриота, нельзя забывать и о других видах патриотического воспитания по таким направлениям, как:
– Пропаганда здорового образа жизни, спорта;
– Профилактика преступности, наркомании, алкоголизма, курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие экстремизму в молодежной среде;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины.
Так, благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет иначе взглянуть на историю страны, сможет почувствовать свою личную причастность к этому, к культуре и смогут понять, какое место они занимают в развитии России.
Таким образом, для воспитания современных патриотов, необходимо чтобы на всех этапах образовательного процесса: детский сад, школа, колледж или вуз, а также в семье, в том числе было сотрудничество. Только помогая друг другу, дополняя деятельность можно достичь желаемой цели — воспитание истинного патриота.
А для того, чтобы данная среда действовала соответствующим образом, необходимо применение комплекса эффективных педагогических условий, а также необходим высокий уровень профессионального мастерства преподавательского состава и научно-методическое обеспечение процесса воспитания патриотического самосознания.
Литература:
- Белоусов Н. А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
- Патрушева Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
- Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240–243.
- Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 386–388.