В статье рассматривается понятие «умственно отсталый ребенок». Понятие творческого мышления. Формирование творческого мышления посредством театрализованной игры. Составление структуры блока занятий по формированию творческого мышления.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, творческое мышление, театрализованная игра.
«Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т. е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции» [1].
«Большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка играет мышление» [1].
Работа над формированием творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта является важным направлением коррекционной работы так как способствует не только продвижению детей в плане познавательной деятельности, но и вводит их в социум в широком понимании этого термина.
В научной литературе творческое мышление еще называют — креативным, дивергентным, но суть определения при этом не меняется. «Творческое мышление — вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» [2].
Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта происходит разными способами. Одним из таких способов является театрализованная игра.
Театр — сложный и синтетический вид деятельности, который соединяется в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство, а игра — это ведущая деятельность у детей.
Так как в театрализованной игре учувствуют дети с нарушением интеллекта, то одного или двух занятий будет недостаточно, чтобы в полной мере воспроизвести и проанализировать сюжет. Разумно создать блок из нескольких занятий.
Для того, чтобы вовлечь ребенка в театрализованную игру, большого усилия прилагать не нужно, особенно если это постановка любимой с детства сказки. И если верно составить структуру блока, его основу, то можно достаточно просто проигрывать любой заинтересовавший педагога сюжет.
Структура каждого блока одинакова:
- Чтение и первое обсуждение сказки.
- Театрализованная постановка сказки.
- Решение диалектической задачи.
Прочтение давно знакомого сюжета очень вдохновляет ребенка. Такие сказки как «Колобок, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с раннего детства читают родители своим детям. И когда педагог в начале занятия произносит знакомые слова, дети с радостью слушали их еще раз.
«Целью данного занятия является вспомнить события, происходившие в сказке, а также для того, чтобы понять сказку! Дети часто знают свои любимые истории буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания сюжета. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем разобраться в ее содержании» [3].
Далее следует постановка театрализованной игры. Распределение ролей, разыгрывание сказки. Эта часть блока очень нравится детям, так как это выступление на сцене, это оценка коллектива как взрослых так сверстников. Дети стараются показать себя хорошими актерами, увлекаясь игрой, старательно воспроизводя в своем образе черты доверенной им роли.
Так Колобок от всего сердца споет каждому встретившемуся ему по пути зверю свою песню, а те в свою очередь рьяно попытаются его поймать.
На завершающий этап блока следует уделить как минимум два занятия так как нужно провести детальный анализ сказки, решить диалектическую задачу.
«Диалектическая задача — смысловой центр развивающего занятия.
Цель — помочь ребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, т. е. единство взаимоисключающих сторон, противоположностей.
Некоторые отношения носят скрытый характер: хотя в сказке они и явлены, но не лежат на поверхности чаще всего попадает в «формально — логическую ловушку», либо не удерживая одну из противоположностей, либо не видя их единства.
Например, в сказке «Скатерть, баранчик и сума» герой получает в подарок суму, которая приносит ему огорчение, однако именно она помогает справиться с врагом. Но ребенок часто оценивает этот сложный подарок либо как однозначно «плохой» — причинил боль («забывая» тот факт, что именно сума и сыграла решающую роль в хорошем исходе сказки), либо как однозначно хороший — помог наказать обманщика («забывая», что от побоев первым пострадал тот, кому она была подарена). Педагог должен быть готов к такого рода ошибочным ответам — именно они являются для него своеобразными «маячками», показывающими направление дискуссии.
Итак, диалектическая задача заключается в том, что привычные (формально — логические) правила не позволяют понять суть сказки, и ребенку приходится искать иной тип отношений, при котором единство противоположностей возможно. Другими словами — совершать диалектическое умственное действие.
Роль педагога состоит в том, чтобы:
– помочь ребенку восстановить целостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;
– показать ребенку, что формально — логические отношения (когда противоположности исключают друг друга) не позволяют понять сказку.
Поэтому педагог должен очень четко представлять себе, какого рода «ловушки» таит сказка, чтобы понимать, как выстраивать дискуссию» [3].
Литература:
- Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений \ под редакцией В. И. Лубовского — Москва: Академия, 2005. — 464 с.
- https://current_pedagogy.academic.ru
- Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Серия «Библиотека программы «От рождения до школы»» — Мозаика –синтез, 2012. — 97 с.