Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии — сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Дети с задержкой и нарушениями речевого развития отличаются наибольшей предрасположенностью к различным заболеваниям, быстрой утомляемостью, менее выносливы физически. Результативность коррекционной работы во многом зависит от взаимодействия и согласованности действий педагогов.
На наш взгляд, необходимо уделять серьезное внимание физическому развитию, так как, кроме укрепления здоровья, в процессе двигательной деятельности, происходит компенсация различных процессов, способствующих коррекции речевого развития: автоматизируется произношение звуков, пополняется словарный запас, совершенствуется выразительность речи, расширяются формы общения и др.
Поэтому коррекционная работа с детьми в логопедической группе, её целесообразность, определяется правильным наполнением содержания детской деятельности в течение дня, при тесном взаимодействии специалистов ДОУ.
Результаты педагогических наблюдений за физическим развитием дошкольников позволили определить основные пути взаимодействия педагогов детского сада по внедрению в практику коррекционной работы инновационные подходы, используя развивающее пространство не только группы, но и спортивного зала.
Взаимодействие педагогов ДОУ, направленное на компенсацию речевых недостатков, базируется на нескольких подходах, одним из них — игры и упражнения на дыхание.
В коррекционной работе звукообразование — сложный процесс, а недостаточная работа дыхательных мышц приводит к нарушению звукообразования, поэтому важным для нас является правильное дыхание и расширение лёгких. Для правильного втягивания и выпускания воздуха легкими используем дыхательные упражнения в игре: изображение вьюги с помощью дыхания, дующий ветер, пылесос, насоса от велосипеда, надувание шарика, ритмичное дыхание; упражнение «Чайник»; чёткое дыхание — отрывистый вдох и выдох, будто по лесенке; «рисование» в воздухе воображаемых фигур; подражающие упражнения: «Паровоз», «Пчёлка Жу-жу», «Самолёт», «Тик-так часики» и др.
Второй подход связан с развитием общей (координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица) моторики. При выполнении пантомимы усиливается мускулатура лица. Нами подобраны определённые упражнения для произносительного аппарата, с задержкой дыхания: «Воздушный шарик», «Облако», «Звёздочка». Пантомима не только укрепляет мускулатуру лица, но и развивает фантазию, грациозность. Мы выделяем следующие комплексы гимнастики для произношения: «Утка и Утята», «Футбол», «Маляр», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Дудочка играет», «Грибок» и др. [2, с.64].
Для достижения положительных результатов, упражнения на управление движениями вводим, наращивая сложность заданий. Первоначально проводим упражнения, направленные на отдельную тренировку рук, ног, туловища, а затем, включающие другие части тела и дыхание. Например, «Загудел паровоз и вагончики повёз», «На пруду весёлые утята», «Чудесные превращения»: различные виды ходьбы, с движениями рук и ног.
Л. С. Выгодский отмечал большую роль устной речи в образовании детей с ОВЗ, так как речь является способом обогащения жизненного опыта и дальнейшая социальная адаптация. Известно, что речевые нарушения негативно отражаются на комплексном развитии ребенка, не допуская его на равных общаться и играть со ровесниками, усложняют восприятие окружающего действительности, неблагоприятно влияют на настроение [1, с.18].
Чем подвижнее дошкольник, тем скорее развивается и исправляется его речь. По мере освоения дошкольниками двигательными умениями у него прогрессирует и равновесие. Двигательные умения и речь лучше формируются взаимно.
Точное согласованное выполнение упражнений для головы, рук, туловища, ног способствует развитие движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом особенностей: придаёт ритмичность движениям, у речь становится более внятной, разборчивой.
Доказано, что на развитие речи влияют такие вещи, как моторика кистей рук, процессы согласованности активности мышц тела, дыхание, осанка, правильное понимание звуковой стороны слова, четкое звукопроизношение, графико-моторная координация.
Для получения положительных результатов работы одного логопеда недостаточно, необходимо сочетание элементов речевого развития с двигательными способностями детей, т. е. взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Подвижные игры и игровые упражнения способствуют развитию тех способностей, от которых зависит развитие правильной речи. В связи с этим мы выдвигаем следующие задачи:
– воздействовать на развитие моторики кистей рук;
– активизировать процессы согласованности активности мышц тела;
– совершенствовать речевое дыхание;
– формировать правильную осанку с целью профилактики ее нарушения;
– способствовать развитию связной речи;
– развивать звуковое восприятие в процессе игры;
– отрабатывать четкость произношения;
– развивать зрительную ориентацию.
Для реализации этих задач и повышение педагогического воздействия, используем интересные игры и упражнения с мячом: «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»; «Мячик мы ладошкой стук, повторяем каждый звук»; «Разноцветные мячики»; «Цепочка звуков»; «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В.)»; «Семьи животных»; «Замок»; «Голуби» и др. [4, с.18.29]. Особое внимание уделяем играм с мячом. Используя мячи разных размеров, меняем упругость и расслабление, снимается усиленное напряжение мышц, когда упражнением уже овладели дети на уровне двигательного навыка.
Используя, мяч в играх и игровых упражнениях, с уверенностью можем утверждать, что он может быть прекрасным пособием для компенсации речевых нарушений.
Следующий подход предполагает коррекционные тренировки, оказывающие позитивное влияние на укрепление скелетно-мышечной системы, развитие равновесия, формирование крепкого позвоночника. Выполняются тренировочные движения в разных или заданном направлении; построения и различные перестроения.
Коррекционные упражнения позволяют развитию физических качеств ребёнка. «Лягушата», «Качели», «Лук», «Свеча», «Берёзка», «Коробочка» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Не ошибись», «Цапля» — равновесию, подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты — прыгучести.
Определённые упражнения на изучение своего тела, упражнения для предупреждения плоскостопия и сколиоза не только исправляют дефекты осанки, но и помогают ребёнку понять важность этих занятий, пополняя активный словарь, и способствуют формированию ответственного отношения к своему здоровью, привычки здорового образа жизни [3, с.115].
Следующим подходом в нашей работе является закаливание. В целях закаливания мы проводим: тренировки в лёгкой одежде, босохождение по «дорожкам здоровья», в проветренном помещении, систему полезных упражнений (в группе) для горла: «Жеребёнок», «Каркуша», «Змейка», «Зевака Федот» «Упрямый ослик Иа».
Нельзя недооценить влияние аэробики на компенсирующие процессы, которая строится на развивающих движениях. Упражнения направлены на решение познавательных и компенсаторных задач: развитие слухового и зрительного внимания, гибкости, силы, формирование правильной осанки, скоординированности движений, растяжение мышц, расслабляющие упражнения.
Проведение ритмических упражнений способствует поднятию настроения ребёнка и оказывает полезное влияние на коррекцию речи в группах компенсирующей направленности.
Шестой подход — использование игры. Игра как ведущий вид деятельности занимает определённое место в жизни ребёнка. Несомненно, некоторые игры позволяют потратить накопившуюся энергию, на переключении деятельности, но можно отметить и то, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их поставщиком.
В мобильные игры дети играют в каждом детском саду. Однако, очень часто игра превращается в двигательное натаскивание детей, теряя развивающий смысл. Поэтому нельзя забывать о том, чтобы процесс развития мышления и познавательной активности органически включался в двигательную деятельность дошкольников. Только в этом случае игра несёт в себе подлинно развивающий потенциал.
Развитие ребёнка происходит в движении, а звукопроизношение напрямую связано с двигательными навыками. В образовательном процессе мы используем «минутки движений» со словами, стихотворениями по теме.
Таким образом, взаимодействие воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционной работы с детьми, позволяет эффективно решать задачи комплексного всестороннего развития ребенка, направленные на устранение нарушений речи, создавая благополучную основу для реализации компенсаторных возможностей дошкольника, что в конечном итоге воздействует на овладение речью, формирование мотивации к школьному обучению.
Литература:
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь//Дельта /Воробьёва Т. А., Крупенчук О.И — СПб, 2001, 96 с.
- Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология/ В. П. Дудьев — 2002, № 4–348с.
- Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков/ Г. Е. Шанина — М., 2004, 286 с.
- Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии//СПб — 2002, 160 с.