Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у студентов навыки межличностного взаимодействия, общий уровень психического развития, способность к продуктивной деятельности. Учащиеся лучше усваивают хронологические и причинно-следственные связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формам исторического сознания.
Ключевые слова: методическая подготовка учителей, модель, образовательный стандарт, компетенция.
The article is devoted to the practical application of modern methods in the training of teachers of history and social studies. Special attention is paid to interactive teaching methods. The use of innovative technologies in history lessons allows students to develop interpersonal interaction skills, a general level of mental development, and the ability to perform productive activities. Students learn chronological and causal relationships better. The variety of forms and methods of lesson organization increases students' interest in the subject, forms of historical consciousness.
Keywords: methodical training of teachers, model, educational standard, competence.
В современной системе образования возрастает значение информационно-коммуникативной компетентности учащихся и преподавателей школ и вузов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы или вуза.Использование в учебном процессе информационных технологий направлено на реализацию идей развивающего обучения, интенсификацию учебного процесса, совершенствование методов и форм организации учебного процесса, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечение перехода от механического усвоения студентами фактических знаний к овладению ими навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Каждый преподаватель стремится обеспечить положительную мотивацию в учебе и повысить познавательную активность студентов. Для достижения поставленной цели необходимо использовать эффективные методы и инновационные технологии. Инновационный процесс в образовании имеет тесную связь с научно-исследовательской деятельностью. Новое время поставило новые вопросы. Изменяется общество, изменяется отношение к предмету. История в связи с этим наиболее подвержена изменениям.Возрос объем изучаемой информации, расширилась база источников. В обществе, в прессе, на телевидении, в книгах высказывались разные взгляды на одни и те же вопросы и события. В связи с этим появляется вопрос: может ли студент запомнить и осмыслить эту информацию? Сегодня многие профессора и преподаватели ищут пути, которые помогли бы повысить эффективность обучения. Во все времена учителя волновала проблема, как сделать так, чтобы всем была интересна деятельность, чтобы все участники были вовлечены в учебный процесс, а главное, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Приоритетом исторического образования является формирование у студентов ключевых компетенций, общих учебных умений, универсальных способов деятельности. В процессе обучения у студентов проявляется способность к самоорганизации и мотивации познавательной деятельности, к использованию элементов структурно-функционального и причинно-следственного анализа, для определения существенных характеристик изучаемого объекта, к выбору собственных критериев сравнения и их сопоставлению. На занятиях применяются разные образовательные технологии, с помощью которых организуются и проводятся учебно-исследовательские работы, в том числе развиваются умения выдвигать гипотезы, проводить их проверку, владеть элементарными приемами исследования, создавать собственные алгоритмы.
Проектные технологии, проблемно-ориентированное обучение, дискуссионные технологии позволяют студентам осуществлять самостоятельные проекты, выявлять и убедительно доказывать свою точку зрения, позицию, раскрыть творческий потенциал, способствовать самореализации и самоопределению. Активно внедряется онлайн-обучение как особая форма организации творческой, познавательной и практической деятельности. От использования интерактивных методов, таких как «Шар идей», «Дерево решений», «Шесть мыслящих шляп» и так далее. Это подразумевает весьма конкретную и предсказуемую цель. Одним из результатов применения интерактивных методов обучения являются:
— Создание комфортной учебы
— Создание ощущения успешности
— Продуктивность обучения
Практически все студенты вовлекаются в учебный процесс, они способны понимать и размышлять о том, что они думают и знают, все вносят свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен идеями, знаниями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере взаимной поддержки и доброжелательности, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее в высшие формы сотрудничества и совместной работы. Интерактивная деятельность на аудиторном занятии предполагает организацию и развитие диалога, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общей, но важной для каждого участника задачи. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность развивать навыки творческой, исследовательской, самостоятельной работы, способствуют саморазвитию и самовыражению личности. Внедрение информационных коммуникационных технологий в учебный процесс усиливает эмоциональную составляющую и наглядность обучения, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям и пр. Использование современных информационных технологий, повышающих активность учащихся на уроках, позволит эффективно организовывать исследовательскую и познавательную деятельность детей, повышает эмоциональную наполненность и наглядность урока, а все это помогает развитию творческих качеств учащихся и их самореализации [5]. Особое внимание следует уделять сохранению здоровья студентов. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей и привитие здорового образа жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья каждого учащегося в процессе обучения и воспитания; формирует у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечивает студентов необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья.
В современных условиях основной задачей образования является не просто получение студентами определенного объема знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного обучения. Время показало, что у студентов, которые активно работают с компьютерами, формируется более высокий уровень навыков самообразования: умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Инновационные методы обучения значительно расширяют возможности обучения и подготовки школьников и студентов вузов, что позволит сделать практическое занятие интересным и занимательным процессом.
Литература:
- Кропочева Т. Б. Методика преподавания естествознания в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 37–43- педагогическое образование в России. 2014. № 11 131
- Кузнецова Л. М. Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. М. Герцена. 2008. Вып. 51. С. 234–240.
- Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов URL: http://www. edu.ru/db / portal/ spe / archiv_new.htm.
- Ефремичева Н. В. История и методология компетентностного подхода в условиях многоуровневого профессионального образования: моногр. Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011.
- Низиенко Е. Л. Состояние и перспективы педагогического образования // Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: докл. и тез. выступлений участников Форума педагогических вузов России (Москва, 21–22 нояб. 2011 г.). М.: МГПУ, 2012. С. 22–23.
- Лозинская А. М., Шамало Т. Н. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии // Педагогическое образование в России. 2010. С. 45–52.
- Новосибирский государственный педагогический университет. URL: http://www.nspu.ru (дата обращения: 15.03.2022).
- Омский государственный педагогический университет. URL: http://www.omgpu.ru (дата обращения: 15.03.2022).
- Тимофеева С. М. Методическая подготовка будущего учителя // Вектор науки. ТГУ. 2011. № 3 (6). С. 299–302.
- Томский государственный педагогический университет. URL: http://www.tspu.edu.ru (дата обращения: 15.03.2022).
- Электронная библиотека диссертаций РГБ. URL: http:// www.diss.rsl.ru.