Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 1251 раз

Библиографическое описание:

Заливина, А. Е. Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении / А. Е. Заливина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 244-248. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89602/ (дата обращения: 18.12.2024).



В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в учебную программу курса ОБЖ; основное содержание курса основ безопасной жизни и деятельности человека. Кроме этого рассмотрен обязательный минимум знаний для обучающихся различных возрастов и учебных профилей.

Ключевые слова: обучение, образование, образовательное учреждение, безопасность жизнедеятельности, учебные дисциплины, курс ОБЖ.

ВВЕДЕНИЕ

Основы безопасности жизнедеятельности — это, пожалуй, один из немногих предметов российской системы образования, который не изучен даже на 50 %. В мире каждую минуту происходят открытия, совершаются достижения, изобретаются новые технические средства, не все из которых благоприятно сказываются на окружающей среде. Природа также нестабильна и противоречива, постоянные катаклизмы и аварии, наносящие огромный ущерб как людям, так и людьми [12, с. 89–91].

Также следует отметить, что не каждый гражданин, особенно юного возраста, способен грамотно оценить возникшую угрозу, и если не нейтрализовать ее, так хотя бы спастись.

Поэтому курс ОБЖ — это один из серьезнейших и актуальнейших предметов школьного цикла, грамотное изучение которого поможет спасти жизнь и здоровье не только себе, но и своим близким.

Цель: изучить основные цели и особенности введения курса ОБЖ в учебные программы ОУ.

Задачи:

  1. Проанализировать необходимость введения курса ОБЖ в образовательную программу учебных заведений;
  2. Выявить цели и пути введения курса ОБЖ;
  1. Причины введения курса ОБЖ в образовательную программу учебных заведений

Еще в начале 1989 г. группа специалистов-энтузиастов предложила идею о введении в образовательных организациях специального предмета, основа которого — это подготовка населения к действиям в опасных и ЧС. Итогом этой деятельности стало появление специального научно-методического совета Гособразования СССР «Безопасность жизнедеятельности», которым стал руководить доктор технических наук, профессор С. В. Белов [10, с. 31–32].

Впервые необходимость введения «безопасности жизнедеятельности» была признана по нескольким причинам:

— повышение смертности населения по незнанию правил поведения в условиях экстренной и угрожающей здоровью и жизни ситуации;

— постоянное повышение числа угроз различного характера;

— достижения в изучении проблем безопасности представителями различных научных направлений.

Датой рождения непосредственно Научно-образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» принято считать дату введения в программу курса университета им. Н. Э. Баумана дисциплины «Промышленная экология и безопасность (безопасность жизнедеятельности)» для машиностроительных специальностей университета, состоящего из десяти тем, а произошло это 20.09.1989 г. [6].

В этот же период разрабатываются и готовятся к введению в учебные планы вузов мероприятия, основа которых — это организация обучения ОБЖ в государственных ОУ.

Итак, 1991 год стал достаточно плодотворным и результативным в плане расширения и укрепления сфер влияния такой дисциплины как «Основы безопасности жизнедеятельности» из основных мероприятий следует выделить следующие, представленные на рис. 1 [11, с. 73–74]:

Мероприятия, способствовавшие укреплению сферы влияния ОБЖ

Рис. 1. Мероприятия, способствовавшие укреплению сферы влияния ОБЖ

Время идет, благодаря ученым и заинтересованным людям ОБЖ активно развивается как научная область знаний, но как бы не готовили специалистов, несчастных случаев и аварий меньше не становится, не только потому что мы не знаем, как с ними бороться, но и появление новых, связанных в первую очередь с антропогенной деятельностью.

Сейчас в основу содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» легла область научных знаний, которая охватывает теоретические знания и практические методы защиты человека от опасных и чрезвычайных проявлений всех сфер деятельности человека, а также сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, через развитие творческих способностей школьника [14, с. 37–38].

  1. Цели введения курса ОБЖ

Основные цели введения курса ОБЖ как отдельного предмета в образовательные организации представлены на рис. 2 [7, с. 56–57].

Цели курса ОБЖ

Рис. 2. Цели курса ОБЖ

Также на уроках ОБЖ ученики познают некоторые тайны политического устройства России. В обществе постоянно происходят преобразования и изменения, и меняются требования к организации учебного процесса. Сейчас государство не в силах обеспечить безопасность отдельно взятого гражданина, поэтому и необходимо начиная с юного возраста обучать людей распознавать, избегать и противостоять опасным и чрезвычайным ситуациям, которые сопровождают нас в течении всей жизни. Наибольший результат приносят занятия, которые побуждают интерес к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем — в обществе и на производстве, через общее образование на уроках «ОБЖ» [18, с. 26].

Как предмет школьной программы — это целая система знаний и умений, по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности тесно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к условиям реальной жизни, в том числе школьной и общественной [9].

У каждого предмета или дисциплины помимо целевой составляющей существует еще целый спектр задач, которые должны быть решены в период изучения всего курса или отдельно взятых предметов (см. рис. 3) [21, с. 209–210].

Задачи курса ОБЖ

Рис. 3. Задачи курса ОБЖ

Все темы и разделы, изучаемые в рамках курса ОБЖ разделены на 3 основных блока:

  1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.
  2. Основы медицины и здоровья.
  3. Основы обороны государства. Воинская обязанность российских граждан [18, с. 31–32].

Но в последнее время стали блог «Основы медицины и здоровья делить на 2 отдельных блока, и 3 блок на 2 самостоятельных, которые освещают вопросы обороны государства и воинской обязанности российских граждан. Более подробная информация представлена на рис. 4 [16, с. 280–281].

Основные блоки тем, изучаемые в рамках курса ОБЖ

Рис. 4. Основные блоки тем, изучаемые в рамках курса ОБЖ

Исходя из вышеизложенного понятно, что ОБЖ — это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни. Только знание основ безопасной жизнедеятельности сможет по-настоящему сделать нашу жизнь безопасной, спокойной и добавить уверенности в завтрашнем дне.

Кроме этого, важно отметить, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакой другой, связан с естественно-научными и гуманитарными предметами, с которыми плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их.

Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [13, с. 64–65]. ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся. Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками. Межпредметное взаимодействие в безопасности жизнедеятельности проявляется дифференциации предметной области, появлении новых научных направлений, новых дисциплин, интегрированных с естествознанием, социологией и другими науками. Это экологическая социальная, информационная, экономическая безопасность и т. д.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы следует отметить такие моменты как:

— Основы безопасности жизнедеятельности — это один из тех предметов, что важно и необходимо изучать, и в последствии полученные знания применять в обычной жизни и профессиональной деятельности, но, вместе с этим данное научное направление изучено примерно наполовину, что представляет определенные трудности в познании данной дисциплины;

— Во второй половине XX века ученые всерьез задумались о необходимости введения в образовательных организациях специального предмета основа которого — это подготовка населения к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. С течением времени стали появляться законы и подзаконные акты, регулирующие образовательную деятельность относительно особенностей преподавания и необходимого объема материала, связанного с основами безопасной жизнедеятельности;

Кроме этого, следует сказать, что курс ОБЖ охватывает не только теоретическую базу, но и так же прекрасно интегрируется с другими дисциплинами, преподаваемыми в школьном дисциплинарном курсе.

Литература:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г., принятая на всенародном голосовании (последняя редакция от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 — ФЗ от 29.12.2012г. (посл. ред.).

3. ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе в РФ». от 28.03.1998г. 9 (с доп. и измен. От 1.01.2017г.).

4. ФГОСТ основного общего образования по «ОБЖ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.

5. Акимов, В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира [Текст] / В. А. Акимов. — Москва: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2018. — 135 с.: ISBN 978–5-93970–235–5.

6. Безопасность жизнедеятельности в III тысячелетие: сборник мат. IV МНПК / Минобрнауки РФ, ФАО, ЮУрГУ, Каф. «БЖД». — Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2009, (Челябинск: Тип. ИЦ ЮУрГУ).

7. Безопасность жизнедеятельности. Под ред. Арустамова Э. А., Косолаповой Н. В., Прокопенко Н. А. М.: «Владос», 2013, 176 с.

8. Бородин Ю. В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. // под ред. Василевского М. В. и др. (ТПУ; 2009, 101с.).

9. Кузнецов В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 12. С. 34–38.

10. Михайлов, А. А. Методическая система подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: автореферат дис.... доктора пед. наук: 13.00.08 / Михайлов А. А.; [Место защиты: «НГУ им. Н. И. Лобачевского»]. — Нижний Новгород, 2019. — 46 с.

11. Маркарянц, Л. М. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Л. М. Маркарянц, Г. Д. Захарченко, Ю. И. Толстогузов; ФГБОУ ВО МГЛУ. — М.: Макс пресс, 2020. — 214, ISBN 978–5-317–06416–7.

12. Михайлов, А. А. Теория и практика подготовки бакалавров — будущих учителей безопасности жизнедеятельности в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: монография / А. А. Михайлов. — Москва: Русский журнал; Иваново: Ивановский государственный университет, 2020. — 321 с. ISBN 978–5-7807–1334–0.

13. Николаева, Н. И. Безопасность профессионального образовательного процесса: монография / Н. И. Николаева; ФАО, НГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. — 242 с. ISBN 978–5-89896–349–1.

14. Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников [Текст] /Р. И. Попова //Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С.295–297.

15. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для ОУ; базовый и профил. уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2012–351с.

16. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для ОУ; базовый и профил. уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2012–320с.

17. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: планируемые результаты: система заданий: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2013.

18. Смирнов, А.Т., Хренников, Б. О. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Рабочие программы // — М.: Просвещение, 2011. — 47с.

19. Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика. / мат. МНПК под ред. П. В. Станкевича, Т. В. Вилейто, Э. М. Ребко. // сборник трудов конф. на базе РГПУ им. Герцена., 2018, с 244.: ISBN: 978–5-00118–177–4.

20. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. УП. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 208 с.

21. Терешенков, В. А. Развитие культуры безопасности в современных условиях: монография / В. А. Терешенков; Минобрнауки РФ, КубГУ. — Краснодар: КубГУ, 2018. — 154 с.: ISBN 978–5-8209–1538–3.

Основные термины (генерируются автоматически): курс ОБЖ, безопасность жизнедеятельности, дисциплина, Основа безопасности жизнедеятельности, предмет, безопасная жизнедеятельность, воинская обязанность, образовательная программа, специальный предмет, школьная программа.


Похожие статьи

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Данная статья содержит краткий перечень документов, определяющих содержание духовно-нравственного воспитания современной молодежи, и раскрывает практические механизмы достижения основных воспитательных задач на примере деятельности одного из центров ...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий

В статье на примере школьного предмета ОБЖ рассмотрены противоречия между теорией и практикой в образовательной области «Безопасность жизнедеятель-ности». Приведены результаты анализа научных исследований в области безопасности жизнедеятельности, сод...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Похожие статьи

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Данная статья содержит краткий перечень документов, определяющих содержание духовно-нравственного воспитания современной молодежи, и раскрывает практические механизмы достижения основных воспитательных задач на примере деятельности одного из центров ...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий

В статье на примере школьного предмета ОБЖ рассмотрены противоречия между теорией и практикой в образовательной области «Безопасность жизнедеятель-ности». Приведены результаты анализа научных исследований в области безопасности жизнедеятельности, сод...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Задать вопрос