Встатье дается анализ понятий «федеральный орган исполнительной власти», «правовой статус», а также «правовой-статус федерального органа исполнительной власти», выявляются его элементы, структура и приводятся примеры.
Ключевые слова: федеральный орган исполнительной власти, правовой статус, правовой-статус федерального органа исполнительной власти, структура и элементы правового статуса.
The article analyzes the concepts of «federal executive authority», «legal status», as well as «legal status of the federal executive authority», identifies its elements, structure and provides examples.
Keywords: federal executive authority, legal status, legal-status of federal executive authority, structure and elements of legal status.
Исполнительная власть основана на деятельности специализированных органов, которые обладают для осуществления данной деятельности, исполнительными и административными полномочиями, и выражается в государственном аппарате органов исполнительной власти. Данная ветвь власти выступает гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, обеспечивает защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.
Согласно энциклопедическому словарю конституционного права федеральный орган исполнительной власти — обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ [9].
С позиции Мазурина С. Ф. и Прокофьева К. Г. федеральные органы исполнительной власти — это уполномоченные лица (органы), которые совершают деятельность в исполнительной ветви государственной власти и наделены особой самостоятельностью на юридическом уровне [10].
По утверждению Н. Ф. Попова органы исполнительной власти федерального назначения представляют собой такие органы, которые от имени государства управляют обществом и исполняют его распорядительные функции [2]. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. под федеральными органами государственной власти России понимают органы власти России на уровне федерации [5].
В юридической науке понятие «статус» применяется для характеристики конкретных функций, принципов и категорий субъекта правоотношений. Однако, сам термин глубоко не был исследован ни одним из авторов.
В юридической науке не определены его признаки и юридические трансформации. Термин «статус» является многогранным, так как он используется как в правовой, так и социальной науках.
Ю. Н. Аверьянов в энциклопедическом словаре пишет, что понятие статус произошло от латинского слова положение, состояние и представляет собой комплекс прав и обязанностей, которые определяют юридическое положение юридических или физических лиц, государственных учреждений, а также международных организаций [14].
Л. Д. Воеводин говорит о том, что термины «статус», «состояние», «положение» рассматриваются только тогда, когда необходимо дать характеристику правового положения субъекта [6]. По его мнению, данные понятия («статус», «состояние», «положение») многие ученые-административисты используют как синонимы и не делают принципиальных различий между ними.
Н. И. Матузов в своем исследовании определяет правовой статус как самостоятельный и предлагает конкретный перечень его элементов [11]. Данную точку зрения поддерживает С. А. Комаров, однако он указывает, что правовой статус субъекта в качестве самостоятельного элемента показывает специфику его феномена и образует особенности его функционирования [8].
Само понятие «правовой статус» широко употребляется как в правовом поле, так и в юридической литературе. Как правило, его сущность сводится к балансу взаимных прав и обязанностей [15].
Понятие административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти является сложной правовой конструкцией в силу ряда причин: во-первых, у органов исполнительной власти существует свой «источник», который исходит из основного закона страны или других законодательных актов, и поэтому они обладают властными полномочиями; во-вторых, данное понятие затрагивает правовое положение других участников правоотношений [4].
Ордина О. Н. административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти рассматривает в качестве трех основных элементов: целевой; организационно — структурный; компетенционный [12].
Р. Р. Аллиулов в структуре административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти выделяет: место органа исполнительной власти в системе госвласти в целом; юридическое закрепление полномочий и компетенции органа; юридическое закрепление структуры, форм и методов функционирования органа исполнительной власти [3].
До недавнего времени рядом исследователей предлагалось административно-правовой статус унифицировать на блоки. Организационная структура относилась, соответственно, к внутриорганизационному блоку; вопросы создания, ликвидации и реорганизации — к внешнеорганизационному блоку; цели, задачи, функции — к компетенционному блоку [7].
Однако, принимая во внимание правовое регулирование современной российской структуры федеральных органов исполнительной власти [1], вряд ли разделение на блоки можно считать целесообразным, поскольку возникает необходимость выделения функциональной направленности как одного из индикаторов работы федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в большинстве положений федеральных органов исполнительной власти теперь отдельно выделяется формулировка «полномочия».
В подтверждение изложенного стоит обратить внимание на структуру правового статуса иных органов государственного управления. Например, в структуре правового статуса Банка России выделяют: гарантии; принципы; полномочия; организационную структуру; ответственность [17]. В правовом статусе Уполномоченного по правам человека РФ также видят его воздействие на других субъектов путем наложения на них определенных обязанностей и, соответственно, ответственности [13]. В анализе Уполномоченного по правам ребенка РФ, кроме указанных элементов, ученые видят также формы и методы реализации компетенций и гарантии функционирования [16].
С учетом сказанного представим современную структуру административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти на рис. 1.
Рассмотрев различные подходы к определению правового статуса федерального органа исполнительной власти, приходим к выводу, что в основу указанного понятия включают права, обязанности, а также место и роль в государственной системе. Административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти — это категория, которая определяет природу и место данного органа в системе государственно — властных отношений, его права и прямые обязанности относительно иных субъектов правоотношений.
Рис. 1. Структура административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти
Итак, в основу понятия административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти включают права, обязанности, а также место и роль в государственной системе. Административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти — это категория, которая определяет природу и место данного органа в системе государственно-властных отношений, его права и прямые обязанности относительно иных субъектов правоотношений.
Структура административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти состоит из следующих элементов: правовой источник (правовой акт, на основании которого создан); целевая, предметная, функциональная направленность; управленческая ответственность; публично-властные полномочия; организационная структура; гарантии функционирования.
Литература:
1. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 // Собрание законодательства Российская Федерация. 2020. № 4. Ст. 346.
- Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. Ф. Попова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. 341 с.
- Аллиулов Р. Р. Правовые нормы в механизме государственного управления // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 312–313
- Арабаев А. А. Государственная власть в Кыргызской Республике: теоретико-правовые основы //Наука и новые технологии. 2015. № 3. С. 91–97
- Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2015. 800 с.
- Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 2017. с. 12
- Ерохина Т. В. Структура административно-правового статуса медицинских учреждений // Административное право. 2020. № 1. С. 75–80.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М.: Манускрипт, 2018. с. 111–112.
- Конституционное право. Энциклопедический словарь — М.: Норма, 2021. 560с.
- Мазурин С. Ф., Прокофьев К. Г. Административное право: Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Университет, 2019. 312 с.
- Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 2017. с. 25.
- Ордина О. Н. Правовое регулирование организации публичной администрации в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 7. С. 45
- Плуталов И. Ю. Административно-правовая основа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 72–75.
- Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. Н. Аверьянов. М., 2013. 363 с.
- Тарабан Н. А. Конституционная обязанность и конституционное правоограничение в структуре правового статуса личности как элемент общественного договора // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 3. С. 3–7
- Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус детского омбудсмена в России // Административное право и процесс. 2020. № 7. С. 76–79.
- Штанько А. А. Правовой статус Банка России как объект правовой идентификации // Современное право. 2016. № 7. С. 66–71.