Из всех …знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке.
В. И. Чернышёв
В КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» создаются благоприятные условия пребывания воспитанников, максимально приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
Основными целями учреждения являются успешная социальная адаптация воспитанников на всех этапах пребывания в детском доме, подготовка выпускников к самостоятельной жизни, их самореализация и интеграция в общество, чему способствует реализация образовательной программы учреждения и грамотно организованное психолого-медико-педагогическое сопровождение, в процессе которого обеспечивается создание условий для приобретения воспитанниками разного рода компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, личностного самосовершенствования.
Одной из ключевых компетенций, которая необходима для устройства воспитанников в семью, их личностного развития, успешности в обучении, выстраивании взаимоотношений в обществе является коммуникативная . В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетенция» впервые стали использовать в социальной психологии (В. Н. Мясищев) от лат. сompetens — «способный» — способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.
Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу, находит отражение в реализации ФГОС и в работе учителя-логопеда, направленной «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Бесспорно, что важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет ему полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.
У детей же, воспитывающихся вне семьи, по-иному формируются познавательные процессы, эмоции, общение и речь. Эти особенности проявляются не столько в темповых задержках психомоторного и речевого развития, а в качественно ином, дисгармоничном развитии ребенка, которое обнаруживается на всех ступенях детства. Известные в логопедии речевые расстройства у детей детского дома встречаются чаще, чем в норме, кроме того, они приобретают специфический характер в связи с условиями, в которых формируются речевые функциональные системы.
Поэтому оказание помощи и поддержки детям, имеющим речевые нарушения, формирование их коммуникативной компетентности — одно из приоритетных направлений образовательной программы детского дома, в рамках которого проводится логопедическая работа с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Диагностика речевых проблем воспитанников — это первый этап в работе учителя-логопеда, направленный на выявление актуального уровня речевого развития каждого ребёнка, определение причин и механизмов нарушений, для чего тщательно подбирается и используется комплекс диагностических методик. Данный этап очень важен, он позволяет проанализировать клинические формы речевой аномалии, выбрать наиболее эффективные методы и средства для осуществления системного дифференцированного логопедического воздействия, а также выстроить маршрут индивидуального развития ребенка с учетом его компенсаторных возможностей.
Целенаправленную логопедическую работу в дошкольном отделении учреждения обеспечивает методика, включающая различные структурные компоненты комплексного логопедического занятия. Для каждой группы дошкольников, сформированной с учетом специфики речевых расстройств, составляются и адаптируются коррекционно-развивающие программы, реализуются индивидуальные программы, которые позволяют в процессе проведения логопедических занятий формировать у детей полноценную звуковую сторону речи, оказывать помощь в усвоении лексических и грамматических средств языка, формировать и развивать связную речь, коммуникативные умения и навыки, проводить пропедевтическую работу по профилактике нарушений письменной речи. Большое значение приобретают индивидуальные и подгрупповые, а не фронтальные формы работы, т. к. именно на индивидуальном занятии ребёнок восполняет дефицит ласки, внимания. При этом эмоциональный контакт логопеда с ребёнком способствует более успешному развитию его речи, мышления, стимулирует выработку мотивации, волевой саморегуляции, рефлексии.
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и современных технологий. Артикуляционная гимнастика, включающая совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции, является одним из важных звеньев каждого логопедического занятия. Её систематическое выполнение укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мною используется необычный метод нестандартного выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики , при котором в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Дошкольники с удовольствием овладевают такими согласованными движениями. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Таким образом, применение этого метода на занятиях развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение нарушенных звуков в речь в дальнейшем.
Эффективно применение в практике приёмов самомассажа — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью его является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. В ходе использования приёмов самомассажа происходит познание ребёнком своего тела, восполнение тактильных ощущений, так не хватающих нашим воспитанникам. Самомассаж проводится не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, его можно использовать многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, занятия по релаксации, после дневного сна). Нравится ребятам проводить самомассаж ладоней и пальцев рук массажерами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки). Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях. («Су» — кисть, «Джок» — стопа). Использование таких массажеров — это наиболее простой и доступный всем способ стимуляции.
Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать ребят, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии, поэтому действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Сегодня невозможно представить современного ребёнка без владения компьютерными технологиями. Наши воспитанники дошкольного возраста — не исключение. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно повышает возможности коррекции. На своих занятиях использую специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры», которая включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности, объединенные в 4 блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика», а также комплекс интерактивных игр и упражнений педагогического портала МЕРСИБО: «Речевой экспресс», «Звуковой калейдоскоп», «Читаем с логопедом», «Раз, два, три, говори» и др. Дети с удовольствием вместе с весёлыми героями игр, мультипликационными образами и символами усваивают необходимые знания, у них формируются правильные речевые навыки. При всем том, что ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет сам ребёнок.
Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в работе делаю акцент на игровые и театрализованные упражнения по развитию речевого аппарата, «оживлению» сказочных персонажей, использую элементы психогимнастики, пальчиковый театр. Когда дети начинают правильно выполнять артикуляционные упражнения, с ними начинаем придумывать сказки. Такие формы помогают длительно удерживать интерес ребёнка, повысить мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
Логопедическое воздействие обязательно включает в себя и развитие связной речи:
– придумывание и обыгрывание предложенных ситуаций;
– составление повествовательных рассказов о жизни ребёнка, его важных событиях в детском доме;
– составление описательных рассказов о предметах и явлениях окружающей действительности;
– драматизация литературных произведений;
– пересказ сказок от лица героя.
Наряду с традиционными методами развития и коррекции речи проводится работа по развитию неречевых функций, таких как: физиологическое и речевое дыхание, общая и ручная моторика, мимические движения, зрительно-моторная координация, слуховое восприятие, память, внимание, оптико-пространственные представления.
Особое внимание уделяю формированию у детей коммуникативной компетенции, которая включает знание особенностей русского языка в целом и разговорной речи в частности, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого. Успех ребёнка зависит от его способности использовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности во время обсуждения литературного произведения, заучивания стихотворения или репетиции предложенной ему на празднике роли.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Ведь речь — одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Для успешности общения детям необходимо овладеть культурой речи. Работая над её развитием, использую разнообразные средства:
– Задания для развития логики речи (понимание смысла произведения и рассказ о его основной идее, умение словесно охарактеризовать главных и второстепенных героев)
– Творческая интерпретация эпизодов произведений, используя слова и фразы из текста
– Словесные игры на развитие творческой фантазии (пересказ произведений от лица разных персонажей)
– Тренинги на использование языковых и интонационно-образных средств выразительности речи.
В систему коррекционной работы включаю занимательные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей. Через игру учу детей вступать в диалог с людьми, вести разговор по телефону. Создаю реальные ситуации, где ребята должны наладить социальный контакт со своим ближайшим окружением, попросить о помощи у взрослого человека.
Совместно с музыкальным руководителем, воспитателями групп готовим дошкольников к выступлениям на сцене с музыкальными номерами, чтением стихотворений, инициируем участие в театральных постановках, драматизациях сказок, что придаёт детям уверенность в своих силах, повышает самооценку, способствует их эмоциональному развитию, раскрытию творческого потенциала. Всё это делает дошколят «социально привлекательными», позволяет кандидатам в замещающие родители «увидеть» своего ребёнка, прочувствовать его и принять в свою семью. В результате большой процент детей дошкольного возраста из детского дома успешно устраивается на семейные формы воспитания.
Таким образом, проводимая комплексная и целенаправленная работа по коррекции речевых расстройств направлена не только на обучение ребёнка правильной, красивой речи, но и способствует в значительной мере преодолению различных видов психической депривации, стимулирует воспитание личности, служит средством познания и подготавливает детей к жизни в окружающем реальном мире.
Литература:
- Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова.– М.: АСТ: «Астрель», 2007.– 60 с.
- Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
- Илюк, М. А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. — СПб: КАРО, 2008. — 208 с.
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше / под редакцией Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1972. — 191 с.
- Косинова Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] / Е. А. Косинова. — М.: Олисс: Эксмо, 2007. — 173 с.
- Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие, 2-е издание / Е. Н. Краузе. — СПб.: Корона принт, 2005. — 75 с.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. Пермь, 2015. — 60с.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. — СПб.: КАРО, 2007. — 90 с.
- Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. — М., 2008. С. 58–65.
- Трубайчук Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. — 229 с.
- Шафеева А. А. Логопедический массаж: методическое пособие. М.: В. Секачёв, ИОИ, 2009. — 56 с.