Эффективность психологической помощи при низкой самооценке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Попова, О. О. Эффективность психологической помощи при низкой самооценке / О. О. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89610/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматривается понятие психологической помощи и ее составляющие. Отмечается важность работы с младшими подростками по развитию адекватной самооценки. Обосновывается выбор психологической помощи при низкой самооценке в виде коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие адекватной самооценки. В результате исследования отмечается улучшение результатов самооценки после проведенных коррекционно-развивающих занятий.

Ключевые слова: самооценка, психологическая помощь, младший подросток.

При переходе в пятый класс дети испытывают стресс из-за необходимости приспособиться к новым условиям обучения, а в случае смешивания классов — и к новым одноклассникам. Из-за этого может резко снизиться самооценка младших подростков, что ведет за собой риск снижения уровня успеваемости, плохое эмоциональное состояние, психологическую подавленность. Поэтому важно вовремя начать реализовывать психологическую помощь, направленную на повышение самооценки, на ее стабилизацию. В данной работе мы рассмотрим эффективность проведенной нами психологической помощи младшим подросткам, проведя первичную и вторичную диагностику уровня самооценки.

Для начала давайте рассмотрим такие понятия, как самооценка и психологическая помощь.

В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко самооценка рассматривается как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [5, с. 437]. В терминологическом словаре «Непрерывное образование взрослых» самооценка определяется как «мнение и суждение человека о себе самом, о своих качествах, достоинствах, недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностей, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности» [6, с. 303–304]. Таким образом, самооценка является мнением и суждением человека о себе самом, своих качествах, поведении, проявлениях, а также о своем месте и роли среди других людей.

В своей книге «Психологическая помощь: теория и практика» Бондаренко А. Ф. рассматривает понятие психологической помощи как «область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме» [1, с. 7].

С точки зрения И. И. Мамайчук, психологическую помощь следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий — «это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств», а узкий — «один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности подростка с проблемами в развитии» [4, с. 18].

Тем самым, можно определить психологическую помощь, как целенаправленную деятельность специалиста на исправление сложившейся ситуации, состояния, решение возникших проблем и развитие необходимых качеств.

Многие ученые внесли свой вклад в развитие теории и практики психологической помощи. Например, В. Г. Казанская в своей книге «Подросток. Трудности взросления», рассматривая различные теории и подходы к пониманию и классификации видов психологической помощи, обобщила материал и описала структуру психологической помощи следующим образом: в психологическую помощь входит психологическая коррекция, сопровождение, психологическая профилактика, поддержка [2].

Е. П. Кораблина также отмечает, что в понятие «психологическая помощь» могут быть включены психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

Также Е. П. Кораблина выделяет индивидуальную, групповую и самостоятельную психологическую помощь. К групповой психологической помощи психолог относит проведение групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур [3].

Таким образом, можно сказать, что психологической помощью при повышении самооценки младших подростков будет являться проведение ряда коррекционно-развивающих занятий.

Для исследования мы использовали тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалева, который предназначен для того, чтобы определить уровень самооценки личности. Методика представляет собой 32 суждения, и к ним необходимо выразить свое отношение теми вариантами ответов, которые предложены [7]. Были проведены первичная и вторичная диагностики.

В результате проведения первичной диагностики были получены следующие данные: 26 % обучающихся (6 человек) испытывают средний уровень самооценки. 74 % учащихся (17 человек) испытывают низкий уровень самооценки. Такой большой процент обучающихся с низкой самооценкой может быть связан с переходом на новую ступень образования, при котором происходит смешение учеников из разных классов одной параллели. При этом затрудняется процесс адаптации, что может привести к снижению самооценки.

В связи с тем, что у большей части класса выявилась низкая самооценка, было принято решение провести программу «Дом моего Я — какой он?» О. И. Грибоедовой.

После проведения ряда занятий из программы была проведена вторичная диагностика, в результате которой выявилось следующее: 27 % обучающихся имеют высокую самооценку. 73 % обучающихся имеют средний уровень самооценки.

Для того, чтобы узнать есть ли различия в уровне самооценки у младших подростков до и после проведения группы коррекционно-развивающих занятий мы использовали т-критерий Стьюдента с применением программы Excel. В результате мы получили р = 18,4 что указывает на наличие значимых, достоверных различий в уровне самооценки младших подростков до и после психологической помощи, так как p ≤0,01.

Данные результаты говорят о том, что занятия, проведенные по программе «Дом моего Я — какой он?» являются эффективными для развития адекватной самооценки у младших подростков.

Таким образом, психологическая помощь — это целенаправленная деятельность специалиста на исправление сложившейся ситуации, состояния, решение возникших проблем и развитие необходимых качеств. Ученые включали в структуру психологической помощи психопрофилактику, консультацию, психокоррекцию, психотерапию и т. д. Наше исследование подтвердило эффективность выбранной нами психологической помощи посредством проведения ряда занятий из программы «Дом моего Я — какой он?» О. И. Грибоедовой.

Литература:

  1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко– Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.
  2. Казанская В. Г. «Подросток. Трудности взросления. / В. Г. Казанская — 2-е изд. доп. — Спб., 2008. — 209 с.
  3. Кораблина Е. П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / По ред. Е. П. Кораблиной — СПб.: «СОЮЗ», 2001. — 319 с.
  4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  5. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2002. — 632 с.
  6. Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / [О. В. Павлова и др.]; под ред. О. В. Павловой. — С.: ИНОВ, 2015–436 с.
  7. Тест-опросник: Определение уровня самооценки по С. В. Ковалеву: сайт — 2020. — URL: https://donklephant/net/testy/test-oprosnik-opredelenie-urovnya-samootsenki-po-s-v-kovalyovu/html (дата обращения: 22.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, уровень самооценки, адекватная самооценка, подросток, самооценка, вторичная диагностика, Кораблино, повышение самооценки, сложившаяся ситуация, целенаправленная деятельность специалиста.


Похожие статьи

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности психологической помощи подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы. Представлены результаты экспериментального исследования. Отслежена результативность программы.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Похожие статьи

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности психологической помощи подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы. Представлены результаты экспериментального исследования. Отслежена результативность программы.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Задать вопрос