В условиях стремительного роста научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности нашей национальной экономики на международной арене необходимо укрепление научного потенциала и повышение эффективности научных исследований и разработок, широкое внедрение результатов исследований, разработок и технологий, ставит перед собой ряд задач, таких как создание эффективных механизмов интеграции науки, предпринимательства и инноваций. Основной целью данной модели является повышение уровня знаний высокопотенциальных кадров в результате фундаментальных исследований — разработка новых научных идей и реализация инновационных научно-технических проектов путем проведения прикладных исследований, создание цепочки производства конкурентоспособной инновационной продукции как результат научно-технических исследований. Для этого необходимы институциональные и финансовые условия для научных идей, технических достижений и инновационной деятельности. Успех инновационной деятельности определяется формами ее организации и методами финансового обеспечения.
Поскольку новые научные разработки и технологии являются одной из основных составляющих национальной мощи государства, развитые страны находят разнообразные возможности для финансирования инноваций. Инвестиционная деятельность может развиваться только на основе развитой системы финансирования.
Система финансирования инновационной деятельности состоит из совокупности форм и источников, различающихся по форме собственности, уровню централизации, уровню собственности и формам финансирования.
Источники финансирования по формам собственности подразделяются на следующие виды:
— государственные инвестиционные ресурсы;
— инвестиционные и финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц.
К источникам финансирования на государственном уровне относятся бюджеты и собственные средства внебюджетных фондов, государственный кредит, заемные средства банковской и страховой систем, заемные средства в виде внешнего и внутреннего государственного долга.
Источниками финансирования на уровне предприятия являются собственные средства, прибыль, амортизационные отчисления, страховые платежи, незадействованные нематериальные активы, основные и оборотные средства, выручка от продажи акций, заемные средства в виде коммерческих кредитов.
В промышленно развитых странах инновационный процесс получает инвестиции как из частных, так и из государственных источников, например в США и странах Европы примерно в равных долях. В Японии доля частных инвестиций превышает 80 %. По данным Госкомстата Республики Узбекистан, в нашей стране 40,6 % средств на инновационный процесс формируются в государственном секторе и 39,4 % за счет предпринимательства.
По данным Статистического института ЮНЕСКО в 2017 г. ( UNESCO Institute for Statistics: Research and Development Expenditure 2017 ) доля средств, потраченных на исследования и инновации в ВВП, составила в Швеции 3,3 %, в Финляндии и Кении 2,2 %, 4,2 %, в Италии 3,3 %, 1,2 % в Испании и 3,1 % в Австралии. Доля этого показателя в нашей стране остается неизменной с 2005 года на уровне 0,2–0.7 %.
Одной из важных основ развития нашей страны сегодня является стремление к инновациям во всех сферах и растущая конкуренция. Указы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 29 ноября 2017 года о создании Министерства Инновационного развития Республики Узбекистан, Указ об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан утвержденный 21 сентября 2018 года, принятие постановления “О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности, организации, управления и финансирования научных исследований в Академии Наук” свидетельствуют о том, что осуществляется ряд практических мер по повышению конкурентоспособности инновационной деятельности в стране. Основными целями стратегии являются вхождение Республики Узбекистан в число 50 лучших стран мира к 2030 году по Глобальному инновационному индексу, повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования для удовлетворения потребностей экономики, создание эффективных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для обеспечения гибкости, укрепления научного потенциала и повышения эффективности научных исследований, широкого внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, усиление участия государственных и частных средств в исследованиях, разработках и технологиях, внедрение современных и эффективных форм финансирования деятельности в этих областях, внедрение современных методов и инструментов управления повышение информированности населения, защита прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий для ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства, создание устойчивой социально-экономической инфраструктуры. А также, планируется увеличить государственные расходы на НИОКР и ожидается, что в ближайшие пять лет этот показатель увеличиться более чем 1 % ВВП.
В то время как меры, указы и решения, принятые для дальнейшего развития инновационной деятельности, являются одним из важнейших первых шагов, их реализация является одним из следующих важных шагов для достижения стратегически запланированных результатов. На наш взгляд, для достижения этого результата необходимо проектировать, строить, развивать фундаментальные научные и прикладные исследования, внедрять их в промышленное производство и наладить непрерывную цепочку коммерциализации. При этом, конечно, мы должны глубоко анализировать передовой опыт развитых стран и применять его на практике.
На наш взгляд, для совершенствования стратегии поддержки инноваций в регионах Узбекистана необходимо учитывать следующее:
— поддержка базовой специализации региональной экономики через механизмы трансфера знаний, технологий и инноваций;
— преимущественное содействие научно-исследовательскому, технологическому и инновационному сотрудничеству между компаниями, университетами, общественными исследовательскими организациями, технологическими центрами и ведомствами, расположенными в регионе;
— Поощрять участие местных предпринимателей в управлении их исследованиями, в полной мере использовать их потенциал посредством технического прогресса и инноваций, а также улучшать и оптимизировать их положение;
— Широкое распространение результатов научных исследований, технического прогресса и инноваций и популяризация инновационной культуры среди населения;
— Разработка нового набора специализированных технологических услуг для поддержки конкурентоспособности предприятий, особенно малых и средних предприятий;
— Содействовать передаче технологий между исследовательскими центрами, университетами и компаниями;
— Поощрять сотрудничество между региональными институтами, направленное на совершенствование существующих инструментов передачи знаний и технологий компаниям и создание новых их форм и т. д.
Литература:
- Ahmet Aytekin, Fatih Ecer, Selçuk Korucuk, Çağlar Karamaşa, Global innovation efficiency assessment of EU member and candidate countries via DEA-EATWIOS multi-criteria methodology, Technology in Society, Volume 68, 2022, 101896
- Azimov, B. F. Organizational structures of innovation support services: inter-organizational cooperation associations / B. F. Azimov, O. H. Gulomov // Инновационное развитие. — 2017. — No 6(11). — P. 35–37.
- Borut Likar, co-editors Peter Fatur, Urshka Mrgole; translation Arslingue K.Jontar, TEFL, TBE. — 1st. ed. — El. knjiga. — Ljubljana INNOVATION management [Elektronski vir] Korona plus — Institute for Innovation and Technology, 2013р.
- Chulok, Alexander. «Applying blended foresight methods for revealing incentives and future strategies of key national innovation system players» Engineering Management in Production and Services, vol.13, no.4, 2021, pp.160–173.
- Daniel Jugend, Paula De Camargo Fiorini, Fabiano Armellini, Aline Gabriela Ferrari, Public support for innovation: A systematic review of the literature and implications for open innovation, Technological Forecasting and Social Change, Volume 156, 2020, 119985
- Harold Paredes-Frigolett, Andreas Pyka, Alexandre Bevilacqua Leoneti, On the performance and strategy of innovation systems: A multicriteria group decision analysis approach, Technology in Society, Volume 67, 2021, 101632
- PETER F. DRUCKER. Innovation and entrepreneurship: Practice and Principles. NY.: HARPER, 1993. — p. 285
- Rozaliev, V.L., Orlova, Y.A., Pronichkin, S.V. (2021). Analysis of the Effectiveness of National Research Support Systems Based on Neural Network Models. In: Silhavy, R., Silhavy, P., Prokopova, Z. (eds) Data Science and Intelligent Systems. CoMeSySo 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 231. Springer, Cham.
- Solomon Omwoma Lugasi, Mercy Auma Odhiambo, Implementation of Technology and Innovation Support Centers (TISCs) in Kenya: Challenges and opportunities, Technology in Society, Volume 68, 2022, 101907
- TEMPUS IV. Towards the ModernisATion of Higher Education InstitutionS in Uzbekistan (MATcHES) //TEMPUS. — 2016. — Т. 4. — С. 2007–2013.
- Yo`ldoshev N. Q. va boshqalar. «Innovatsion menejment». Darslik. TDIU. 2011 y. — 312 b
- Азимов Б. Ф., Гулямов О. Х. Организационные формы поддержки инновационных процессов //Ученый XXI века. — 2017. — С. 100.
- Инновационный менеджмент. серия Harvard Business Review: Издательство Альпина Паблишер, 2017, -206 стр
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).