В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «загадочные круги Луллия». Опыт проведенных занятий представлен автором с учетом использованного нетрадиционного оборудования, что способствует повышению эффективности обучению плаванию и развитию когнитивных, физических способностей воспитанников и их социокультурной адаптации.
Современная статистика свидетельствует о том, что здоровье детей не улучшается, а ухудшается. С каждым годом в дошкольных учреждениях фиксируется все больше детей с ОВЗ.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного общества. В связи с этим необходимо создание комфортных условий в дошкольном образовательном учреждении, которые способствуют обеспечению индивидуального и дифференцированного подходов к обучению воспитанников, с учетом их возрастных, психических и физических возможностей.
Снижение двигательной активности приводит к нарушению мышечно-связочного аппарата, изменениям дыхательной системы, психики, нарушению обменных процессов, негативно влияет на жизнедеятельность ребенка. Поэтому важное значение для социализации и интеграции детей с ОВЗ имеет повышение уровня развития двигательных умений и навыков.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является нарушение моторики, не только накладывающее отрицательный отпечаток на физическое, но и психическое здоровье обучающихся. Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка.
Оптимальным видом физического воспитания являются занятия по плаванию, по мнению не только врачей, но и методистов [8 -10]. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Однако во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Коррекция двигательных нарушений (формирование двигательных навыков) средствами плавания является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и в известной мере — на становление его познавательной деятельности. Плавание — мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с ОВЗ задачи.
Ввиду того, что «особенные» дети с трудом овладевают такими когнитивными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, они хуже воспринимают инструкции педагога, испытывают страх при овладении новыми плавательными движениями. Зачастую уговорить либо убедить ребенка выполнить то или иное упражнение становится трудновыполнимой задачей.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных методик обучения плаванию детей, имеющих отклонения в здоровье. Имеются отдельные рекомендации по использованию дыхательных упражнений в воде [2–7]. В научной и методической литературе недостаточно освещены методики обучения плаванию с применением сюжетно-ролевых игр, современных здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционного и нестандартного оборудования, системы жестов, комплексы практических и игровых упражнений с использованием сказочных сюжетов.
Испытывая потребность в разработке вариантов занятий, которые можно реализовать в условиях водной среды и которые в то же время были бы интересны и понятны детям дошкольного возраста, мы разработали систему использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде и апробировали ее. В процессе апробации мы выяснили, что подобные занятия не только позволяют регулировать уровень нагрузки, но и способствуют освоению плавательных навыков, развитию воображения, пополнению словарного запаса, обогащению речи, формированию двигательных навыков.
При планировании и проведении занятий по плаванию мы учитывали пониженные функциональные возможности детей с ОВЗ, замедленность их адаптации к физическим нагрузкам. Каждое занятие имеет многоаспектную направленность, то есть включает выполнение общеразвивающих, корригирующих, прикладных упражнений, проведение подвижных игр, элементов плавания. Правильный подбор комплекса упражнений влияет на эффективность коррекционно-восстановительной работы с детьми. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, развитие координации движений, равновесия, на коррекцию ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.
Для лучшего освоения техники плавательных движений и понимания их последовательности, а также скорости усвоения навыка до выхода на воду в спортзале проводится «сухопутное плавание» с использованием демонстрационного материала (карточек, схем).Регулярное плавание с помощью подручных материалов (досок, аквапалок, аквагантелей) способствует развитию уверенности в процессе плавания.
Игра способствует воспитанию чувства товарищества, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Как и соревнование, игра повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных плавательных движений. Соревновательный и игровой методы в процессе обучения плаванию способствуют повышению эффективности занятий.
Для успешного обучения плаванию также целесообразно использовать условные сигналы и жесты, которые позволяют установить более тесный контакт с детьми. Условные сигналы и жесты не только могут заменить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредитьили исправить возникающие ошибки.
Целью использования жестовой методики при обучении плаванию является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны, — поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения.
Кроме этого, для поддержания интереса к плаванию, закрепления представлений у детей о различных видах спорта,стилях плавания мы используем прием «загадочные круги Луллия». Этот прием является универсальным и многофункциональным, а также связан с использованием дидактических материалов в работе.
Отдельно отметим значимость применения дыхательных упражнений в воде, играющих большую роль в тренировке артикуляционного аппарата детей с нарушениями речи. Ребенок совершает вдох и выдох, преодолевая сопротивление воды. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что заставляет напрягаться мышцы, расширяющие грудную клетку .
При плавании дыхание согласовано с движением конечностей. Тренировка такого дыхания связана с осмысленной моторикой ребёнка, которая внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют сказочные сюжеты, которые активизируют воображение ребенка.
Дошкольный возраст — возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.
Как правило, сказочный персонаж появляется в самом начале занятия. Таким образом сказка сопровождает основную часть занятия и содействует освоению нового плавательного опыта посредством имитационных, подражательных действий. Все это побуждает детей к выполнению сложных для них заданий, учит преодолевать трудности.
Большинство современных дошкольных учреждений оснащены бассейнами, но не все имеют хорошую материальную базу. Исходя из этого, сегодня большое внимание уделяется нетрадиционному оборудованию. Мы предлагаем расширить предметно-пространственную сферу подручными средствами.
Нетрадиционное оборудование развивает фантазию детей, поднимает настроение. Воспитанники с радостью принимаются за все новое и необычное. Применение нетрадиционного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры занятия, позволяет шире использовать различные упражнения. Отметим требования к этому виду оборудования: его безопасность, максимальная эффективность, удобство в применении, компактность, универсальность, технологичность и простота в изготовлении, эстетичность.
Безопасными и простыми в применении средствами нестандартного оборудования являются шарики из сухого бассейна, яйца от киндер-сюрпризов, камешки для ваз, мягкие паззлы.
Применение нетрадиционных упражнений, оборудования позволяет расширить диапазон обучающих заданий и подвижных игр, сделать занятие более интересным и необычным.
Систематические, разнообразные занятия в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств способствуют устойчивому повышению двигательной активности детей с ОВЗ, улучшению состояния здоровья воспитанников.
Литература:
- Большакова И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. М.: Аркти, 2005.
- Осокина Т. И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985. 80 с.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
- Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/Под редакцией А. А. Чеменевой. СПб.: «Детство-Пресс», 2011. 336 с.
- Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. Растим детей здоровыми. М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Рыбак М., Глушкова Г., Поташова Г. Раз, два, три, плыви. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Обруч, 2010.
- Сидорова И. В. Как научить ребенка плавать. Практическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2011.
- Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2012. 96 с.
- Петрова Н. Л., Баранов В. А. Плавание: начальное обучение с видеокурсом. М.: Человек, 2013. 148с.
- Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ/Под ред. Н. В. Микляевой. М.:АРКТИ, 201. 104 с.
- Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура, 1989. 96 с.
- Фирсов З. П. Плавание для всех. М.: Физкультура и спорт, 1983. 64 с.
- Плавание 100 лучших упражнений: Блайт Люсеро. Пер с англ. Т.Платоновой. М.:Эксмо,2010. 280 с.