В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы прокуратуры, нормативно правовой акт, формы взаимодействия.
В наше время меняется подход в области организации прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления, укрепляется межведомственное взаимодействие.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью муниципальных нормативных правовых актов, с акцентом на превентивную работу с проектами таких актов.
Вместе с муниципалитетами прокуроры участвуют в процессе нормотворчества, инициируют разработку и принятие правовых актов, проводят их антикоррупционную экспертизу.
К взаимодействию между органами местного самоуправления и органами прокуратуры следует отнести:
— участие в заседаниях органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов;
— проведение рабочих групп, совещаний и семинаров по правовым вопросам;
— подготовка информационных писем о внесении изменений в законодательство;
— осуществление прокурорами права нормотворческой инициативы;
— внесение отдельных предложений в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления;
— разработка проектов модельных правовых актов;
— принятие муниципальных нормативных правовых актов;
— направление информации в органы местного самоуправления о факте несоответствия проекта НПА требованиям законодательства.
В процессе практической деятельности возможно применение и других форм взаимодействия, которые не будут противоречить требованиям законодательства.
Важным недостатком можно считать наличие пробелов в области обеспечения законности принимаемых органами местного самоуправления правовых актов, недостаток интереса с их стороны в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры, что приводит к принятию противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов.
Положения, предусматривающие порядок направления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и принятых нормативных правовых актов часто установлены в муниципальных правовых актах. Но, исходя из того, что до сих пор на уровне законодательства не установлена обязанность местных органов власти по предоставлению в прокуратуру нормативных правовых актов и их проектов для проведения экспертизы, органы местного самоуправления могут и не предусмотреть необходимость направления оных прокурору. Кроме того, законодательно не закреплено обязательное устранение органами местного самоуправления замечаний, направленных прокуратурой.
Законодатель предусмотрел возможность оспаривания прокурором в судебном порядке только действующих нормативных правовых актов или ненормативных правовых актов. Данная возможность закреплена в Кодексе административного судопроизводства РФ и Арбитражном процессуальном кодексом РФ.
В случае же отказа органов местного самоуправления от исполнения требований об устранении замечаний прокурора и изменению проекта нормативного правового акта, оспаривание проектов нормативных правовых актов в судебном порядке не предусмотрено.
Представляется, что в данном случае необходимо устранить правовой пробел и предусмотреть право прокурора оспорить также проект нормативного правового акта в судебном порядке.
Немало ученых-юристов слоняются к мнению о возможности улучшения взаимодействия между органами местного самоуправления и прокуратурой посредством заключения соглашений о взаимодействии.
К примеру, доктор юридических наук, профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О. Е. Кутафина С. Х. Джиоев в своей статье «Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров» указывает, что в целях улучшения взаимодействия в сфере обеспечения законности нормативных правовых актов, обеспечения полноты правового регулирования и создания единого правового пространства также необходимо внедрить во всех муниципальных образованиях оправдавший себя в некоторых субъектах Федерации опыт заключения прокуратурой с главами муниципальных образований соглашений о взаимодействии. В них должны быть отражены в том числе положения, обеспечивающие представление прокурору всех проектов муниципальных нормативных актов до их принятия, а также в течение установленного в соглашении срока уже принятых актов для изучения на предмет соответствия действующему законодательству [5] .
Рассматривая данную точку зрения и принимая во внимание то, что единых требований, которые устанавливают порядок заключения таких соглашений нет, все же стоит сконцентрировать внимание именно на законодательном закреплении порядка взаимодействия между органами местного самоуправления и органами прокуратуры.
Очевидно, что существует необходимость совершенствование механизмов взаимодействия между органами местного самоуправления и органами прокуратуры.
Представляется необходимым законодательно закрепить обязанность направления органами местного самоуправления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ((ред. от 30.12.2020)) // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
- Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 20.02.2020) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
- Потапова Л. В. Некоторые вопросы прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. N 3. С. 359–361;
- Джиоев С. Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. N 8. С. 40–46.