На современном этапе развития образовательной системы проверка и оценка знаний обучающихся является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Образование не стоит на месте, оно стремительно прогрессирует и развивается, появляются новые методы и формы преподавания, среди которых отдельное внимание уделяется и контролю знаний обучающихся, поскольку имеет своей целью проверку знаний, умений и навыков, полученных в ходе учебного процесса.
Существует множество форм контроля: устный опрос, контрольная работа, итоговый контроль, тестирование.
В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность.
Такая форма контроля как тестирование может применяться для текущей, промежуточной и итоговой проверки знаний. С помощью тестов можно проверить знания учащихся как выборочно, так и в целом.
От других форм контроля тестирование отличаются тем, что:
1) Предполагает стандартизованную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяет проверить знания обучающихся по широкому кругу вопросов.
3) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [1].
Таким образом, тестирование по своей объективности получения результата превосходит многие формы контроля.
Основными задачами тестирования являются:
— развитие интереса у студентов к изучаемой дисциплине,
— развитие активной самостоятельной подготовки к тестированию;
— воспитание ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
— выявление уровня знаний по тестируемым дисциплинам;
— помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
— помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения студентов, а также корректировке методики обучения.
Функции тестирования:
1) контрольно-коррегирующая функция выявляет степень овладения отдельными группами учащихся новым материалом;
2) контрольно-предупредительная и контрольно-стимулирующая функции обращают внимание обучаемых на то, какие требования предъявляются преподавателем, выявляют пробелы в усвоении материала, что позволяет своевременно их ликвидировать;
3) контрольно-обучающая функция важна для самих учащихся, т. к. при выполнении тестов они повторяют пройденный материал;
4) контрольно-диагностическая функция позволяет проверить уровень усвоения знаний;
5) контрольно-воспитательная функция тестирования позволяет учитывать особенности личности;
6) контрольно-обобщающая функция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по курсу обучения (итоговые тесты в конце темы, полугодия, учебного года) [2].
Также существует такое понятие, как критерии содержания тестового материала, к ним относятся:
1) Значимость — указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания становятся неполными.
2) Научная достоверность — в тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддается некоторой рациональной аргументации.
3) Вариативность содержания — по мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста.
4) Комплексность и сбалансированность содержания теста — тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, необходимо искать задания, комплексно отображающие все темы учебного курса. И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения [3].
Тестирование важно для закрепления, совершенствования полученных знаний, умений и навыков, выявления пробелов в знаниях.
Для того, чтобы усвоить изучаемую программу необходим достаточно высокий уровень развития, так как в более старшем возрасте учащиеся более осознанно подходят к учебе и подчиняют ее определенным задачам жизни и будущей профессии.
Тест представляет собой систему заданий, выполнение которых позволяет проверить уровень владения тем или иным предметом с помощью специально разработанной системы оценки.
По форме тесты делятся на открытую и закрытую.
При открытой форме испытуемый должен сам сформулировать или дополнить ответ. Тестовые задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний, умений и навыков и способствуют подготовке решения новых, более сложных вопросов. (Например: _________ — одна из форм проведения учебных занятий в вузе, целью которой является промежуточный контроль знаний студентов, проверка качества усвоения пройденного материала (ответ-коллоквиум).
Закрытая форма тестирования имеет несколько вариантов:
1) с выбором одного правильного ответа, например: Основная функция лекционного занятия:
А) прогностическая
Б) информационная
В) консультативная)
2) с множественным выбором, например: Каким цветом бывает смородина?
А) красная
Б) черная
В) синяя
3) на определение соответствия, например: Укажите соответствие между названием посуды и материалом её изготовления:
1. воронка |
А. пластмасса |
2. пинцет |
Б. железо |
3. колба |
В. фарфор |
4. кружка |
Г. стекло |
4) на определение последовательности, они предполагают, что учащийся должен установить определенный порядок действий, чтобы получить необходимый результат, например: В какой последовательности правили Московские государи?
1) Иван IV
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Иван Калита
5) Василий III
Ответ: 4, 2, 3, 5, 1.
5) альтернативные, которые включают только два варианта ответа, например: Вид лекции, в ходе которой моделируются реальные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций двумя специалистами?
А) лекция-дискуссия
Б) бинарная лекция [4].
Среди различных видов проведения тестирования на сегодняшний день нашло широкое распространение и популярность, тестирование в режиме онлайн. Такая форма контроля особенно актуальна в процессе дистанционного обучения.
Проверить знания обучаемых возможно с помощью компьютерного тестирования, как в режиме онлайн, так и с помощью специально разработанных программ и сервисов для проверки знаний обучающихся.
В качестве примера можно рассмотреть онлайн тестирование, организованное на платформах Google класс, Google формы, ClassMarker, Online Test Pad, Мастер-Тест, Let’s test, Конструктор тестов.
Такие программы помогают определить уровень знаний, умений и навыков обучаемых и достигнуть выполнения задач, стоящих перед образованием в целом.
Таким образом, тестирование — это метод такой проверки знаний, умений и навыков, где испытуемый выполняет ряд специальных тестовых заданий, которые должны отвечать нескольким критериям.
Во-первых, тестовое задание должно быть кратким и понятным.
Во-вторых, должно быть сформулировано логично и однозначно. В-третьих, правила оценки ответа и инструкции к выполнению должны быть одинаковыми для всех испытуемых. Польза таких заданий в том, они позволяют за короткие промежутки времени оценить преподавателями степень усвоенного или неусвоенного материала.
Тестирование дает возможность обучающемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Результаты тестовых заданий дают возможность преподавателю скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с результатами проведенных тестов и уделить большее внимание плохо усвоенному материалу.
Тестирование занимает время, но оно должно рассматриваться как составная часть обучающего процесса. Важно то, как мы используем результаты тестов. Если тестирование рассматривается как соревнование между учащимися, то они могут и не вызвать мотивацию, а если тестирование использовать как возможность выявить прогресс в обучении, то тогда они мотивируют их и заставляют думать о том, как повысить уровень своих знаний.
Наряду с преимуществами данной формы контроля существуют и ее недостатки:
- При выполнении тестов есть вероятность угадывания: такой недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.
- Составление тестов зачастую базируется на психической функции — узнавании, поэтому некоторые методисты считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания как-то иначе.
- Есть опасность автоматических ошибок. Это выражается в том, что обучаемый мог не понять инструкции и начинает отвечать совсем не так, как требуется.
- Отсутствие возможности раскрыть расширенные индивидуальные знания [5].
Задачи образовательных учреждений заключаются в развитии системы образования, ориентированной на личность учащегося.
Тестирование соответствует принципам гуманизации образования, так как оно не может быть направлено против интересов личности.
Проверка полученных знаний является важным компонентом современного образования. Контроль знаний в форме тестирования помогает выявить пробелы и скорректировать дальнейшее обучение.
С каждым годом качество тестов улучшается, возрастает вероятность использования тестовых материалов, предлагаются разнообразные технологии тестирования и формирования тестов для различных уровней обучения. Понимание закономерностей тестирования позволит преподавателям улучшить процесс обучения.
Таким образом, путем контроля и оценки знаний обучаемых решаются задачи, поставленные перед образовательной системой в целом. Тестирование, как одна из форм контроля оказывает большое влияние на уровень подготовки, формирования знаний и закрепления их.
С помощью различных видов тестирования: устных, письменных, в режиме онлайн, отражается результат работы преподавателей, после получения которых они имеют возможность скорректировать дальнейшее обучение и разработать новые методы оценки знаний и умений обучаемых.
Литература:
- Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения / К. В. Чурина, Е. К. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый_. — 2015. — № 9 (89). — С. 1214–1217.
- Шатилов С. Ф. Учебное пособие для студентов педагогических институтов — 2-е издание, доработанное. М., «Просвещение», 1986. С. 223.
- Электронный ресурс: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf
- Фоменко Т. М. Тесты как форма контроля. М., 2008. С. 115.
- Нохрина Н. Н. Система тестового контроля // Высшее образование в России. 2002 № 1. С. 106–107.