В статье рассматривается возможность использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, методика, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.
В современном дошкольном образовании одной из важнейших была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста, в спектре опыта видения ведущих ученых, которые разрабатывают ее теоретико-методологические аспекты. В дошкольном возрасте интенсивно происходит развитие не только многих органов и систем детского организма, но и развитие речи. Совершенствуется фонетическая сторона, увеличивается словарный запас, ребенок начинает осознавать речевую деятельность в общем, появляются сложные речевые конструкции. Дошкольник активно овладевает речью, ведь это дает ему возможность удовлетворить свои потребности в общении с детьми и взрослыми.
Важное значение для гармоничного развития имеет правильная речь человека, основные принципы которой формируются еще в дошкольном возрасте, в частности больше всего речь ребенка совершенствуется в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к поступлению в школу.
Много ученых, педагогов, психологов занимались проблемой развития речи детей дошкольного возраста, каждый из них дает свое определение этому понятию. Наиболее общим можно считать: «речь — это процесс овладения и употребления языка для общения, а также создания и передачи сообщения» [1].
Физиологической основой речи является условно-рефлекторная деятельность коры полушарий головного мозга, специфический раздражитель — слово. Как раздражитель слово выступает в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное [2].
Существование речи зависит от двух структур человеческого организма: центральной нервной системы и периферического аппарата речи. К периферическому аппарату относятся: легкие, гортань, системы воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос). Основу речи составляет координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, в которой находятся три центра речи — слуховой, двигательный и зрительный.
В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает высокого уровня развития по сравнению с ранним, младшим и средним дошкольным возрастом. Дети правильно произносят все звук, но могут встречаться неточности, в результате органического поражение аппарата, или со сменой молочных зубов на постоянные (в таком случае детям нужна помощь в правильном становлении звуков и отработки навыков правильного говорения в обыденной жизни).
Слишком быстро в этом возрасте формируется словарь, дети свободно используют в речи все части языка, сложные слова, слова с абстрактным значением, употребляют поговорки, пословицы, фразеологизмы. Но в словарном развитии еще остаются семантические ошибки, неправильное понимание некоторых абстрактных, временных, пространственных представлений, слов с переносным значением и т. д. Совершеннее становится грамматическое строение речи, дети продолжают усваивать суффиксы, проявляется стремление к точному употреблению грамматических форм, совершенствование словаря, звукового восприятия и грамматической стороны речи способствует развитию монологической речи, различных форм общения.
Развиваются разные виды диалогической речи такие, как речь-объяснение, речь-рассуждение, а также ситуативные самопроизвольные высказывания, контекстная речь, неречевые формы общения.
Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра, то ей отводится главное место в развитии речи ребенка.
Сюжетно-ролевая игра — образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет, фабула) и разыгрывание ролей. По своему содержанию она отражает человеческую деятельность, взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевых играх дети пытаются по-своему отразить окружающий мир, создавая необходимые условия. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задания [2].
Со стороны педагогики игру можно считать формой организации образовательного процесса, которую можно применять для формирования и развития речи. Обучение речи должно начинаться с мотивации, что способствует лучшему усвоению учебного материала и более активному включению детей в игру.
Сюжетно-ролевые игры, построенные на межличностном взаимодействии, осуществляются благодаря общению. Также сюжетно-ролевую игру можно отнести к образовательной потому, что она определяет выбор языковых средств, развития языковых навыков и умений, дает возможность рассмотреть общение детей в разных языковых ситуациях. По мнению Д. В. Менджерицкой: «...Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи…» [3].
Воспитатели в процессе игры, особенно на ранних этапах ее становления, много разговаривают с детьми, поэтому это стимулирует даже малоговорящих детей высказываться, побуждает их к речевому взаимодействию с помощью вопросов, не спешит приходить на помощь без вербального запроса от ребенка. Так постепенно речевая активность детей в игре развивается все больше и больше.
На всем этапе дошкольного детства меняется не только сюжетная сторона игровой деятельности дошкольников, но и временная, игры становятся из года в год все продолжительнее. Так, время, которое в среднем затрачивают младшие дошкольники на сюжетно-ролевую игру, составляет 10–15 минут. У детей среднего дошкольного возраста данный временной промежуток на сюжетно-ролевую игру составляет 40–50 минут. У детей же старшего дошкольного возраста игра в среднем может занимать несколько часов и даже растягиваться на несколько дней [4]. Это значит, что дети старшего дошкольного возраста обогащают игру новым содержанием, придают ей иную направленность благодаря углублению и расширению знаний, развитию мышления, воображения.
В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, которые стимулируют их к общению, отражая в игре предметную или трудовую деятельность взрослых (к примеру, поход по магазинам, готовка, ремонт, поездка в автобусе), отношения между людьми, сущность их деятельности в обществе («учитель» задает ученикам задания и ставит им оценки, «врач» слушает жалобы пациентов, назначает лечение, выписывает рецепт и т. п.).
Конкретные отношения между персонажами игры могут быть разными: сотрудничество, взаимопомощь, забота друг о друге, ведь ведя совместную игру, дети начинают учитывать желания и действия других, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать общие планы. Конечно, дети могут также проявлять враждебность, грубость и даже жестокость, что по большей мере зависит от социальных условий жизни и воспитания ребенка. Поэтому чаще всего сюжетно-ролевая игра нуждается в руководстве со стороны взрослого, роль которого не только в направлении хода игры, отслеживании корректности ролевого взаимодействия между детьми, но и углубление ее содержания.
Углубление содержания игры проявляется в развитии способности детей к продуцированию и воплощению замысла. Так, в младшем дошкольном возрасте игра возникает чаще всего спонтанно, не имея никакого предварительного плана. Тема игры может ситуативно связываться с игрушкой, оказавшейся в поле зрения детей, либо знакомой игры, которая всплыла в их сознании. Но такого плана игровой интерес, конечно же, не устойчив, легко сменяется другим видом деятельности.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают не просто играть в игры, но и осмысливать их. Чаще всего в процессе увлеченных действий дошкольники могут даже уйти от первоначальной цели настолько далеко, что им потом трудно согласовать самостоятельно свои действия в общей игре. Детям нужно в таком случае бережное руководство со стороны взрослого: не «диктующего» свои правила, а напоминающего об изначальных планах игры, направлении сюжета в нужное русло.
В старшем дошкольном возрасте дети умеют договариваться заранее об игре, ее замысел может обсуждаться коллективно. Замысел игры порой бывает достаточно сложным, что требует от детей умения подобрать к ней атрибуты, материалы, а иногда даже самостоятельно изготовить. Игры старших дошкольников постоянно усложняются самими детьми, дополняются новыми сюжетами и эпизодами. В такой игре дети имеют возможность в полной мере удовлетворить свою потребность с помощью слова, помочь проявить свои мысли и чувства, осознать переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия [1].
Общие и наиболее распространенными считаются такие сюжетно — ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Я — водитель», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин — Супермаркет», «Моряки- рыбаки», «Почта».
Таким образом, важное значение для гармоничного развития имеет правильная речь человека. Основные принципы которой формируются еще в дошкольном возрасте, в частности больше всего речь ребенка совершенствуется в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к поступлению в школу.
Литература:
- Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. — СПб.: Детство-пресс, 2007. — 48 с.
- Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 128 с.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — М.: Просвещение, 1982. — 68 с.
- Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. — М.: Академический проект, 2008. — 128 с.