В статье рассматривается сущность индивидуализации как ведущего принципа организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Автор раскрывает возможности различных форм организации досуга детей дошкольного возраста в реализации индивидуального подхода к их личностному развитию.
Ключевые слова : дошкольное образование, образовательный процесс, индивидуализация, досуг.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования основным ориентиром построения образовательной деятельности является принцип индивидуализации. Его реализация должна быть направлена на обеспечение активного участия ребенка в выборе содержания своего образования и становление его субъектности.
Б. Г. Ананьев под индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов:
- свойств индивида (совокупность природных свойств),
- свойства личности (совокупность общественных и др. отношений)
- свойства субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности) [1, с. 201].
Ученый утверждает, что индивидуальность проявляется в деятельности и неразрывно связана с ее основными компонентами (мотив, цель, организация, средства и способы реализации деятельности), и чтобы стать индивидуальностью, индивиду необходимо стать развитой личностью и свободным субъектом, способным к самостоятельному целеполаганию [1].
По мнению Б. М. Теплова, человек сам является началом собственной индивидуальности и на основе задатков могут формироваться разные психические качества [8].
Н. В. Микляева считает, что «индивидуальность — это целостное психическое образование человека, появившееся как результат рефлексирования, самоосмысления своих личностных качеств, из-за чего появляется совершенно уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей» [7, с. 140].
Не существует двух детей, которые учатся и развиваются абсолютно одинаково — каждый дошкольник по-своему усваивает и показывает свои знания, умения, навыки, личностные особенности и т. д. В этой связи для воспитателей индивидуальность дошкольника — это точка отступа для организации педагогического процесса и для исправления отклонений в реализации образовательного маршрута.
Обзор литературных источников позволяет утверждать, что своеобразие когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов каждого воспитанника служит основанием для индивидуализации образовательного процесса. Мы согласны с точкой зрения М. М. Безруких, Н. Я. Большуновой, Л. В. Вершининой, А. С. Каримовой, А. Л. Сиротюк, Т. И. Чирковой, Л. Хилл и других исследователей. Ученые считают, что индивидуальный подход к дошкольникам должен опираться, прежде всего, на темперамент, ведущий канал восприятия и функциональную асимметрию мозга. Именно эти психофизиологические особенности ребенка они называют в качестве ведущих индивидуальных свойств, определяющих поведение и специфику амплификации развития [2, с. 10].
И. Ю. Ладохина обращает внимание на важную роль сенсорной модальности в поведении и структуре личности, определяя ее следующим образом: «Сенсорная модальность учащегося — это личностное свойство учащегося, позволяющее ему как субъекту обучения использовать определенную сенсорную систему для восприятия и обработки чувственной информации» [6, с. 9].
Индивидуальный подход, обеспечивающий возможность успеха для каждого воспитанника, должен осуществляться поэтапно:
1) изучение индивидуальных особенностей детей;
2) постановка задач педагогической работы;
3) подбор методов и средств воспитательного воздействия;
4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса дошкольников предполагает организацию различных видов деятельности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе с учетом уровня его актуального и перспективного развития.
Досуг рассматривается одним из значимых ресурсов оптимизации активности дошкольников, способных стимулировать социализацию, индивидуализацию, инкультурацию и самореализацию личности. М. Б. Зацепина пишет: «…досуг — сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, основное средство социализации и индивидуализации личности человека, дающее возможность по своему желанию использовать свое свободное время для самообогащения, развития существующих способностей и склонностей» [4, с. 156].
В настоящее время именно эти формы организации досуга получили широкое распространение в практике дошкольного образования. В условиях дошкольного образовательного учреждения № 105 г. Дзержинска досуг также организуется с помощью разных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, художественно-творческой и др. Сотрудники дошкольного учреждения уверены в том, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие индивидуальных особенностей детей.
По мнению М. Б. Зацепиной, основу любого досуга детей дошкольного возраста должна составлять игра. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования индивидуальности. На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения [4, с. 132]. Именно игра в сочетании с другими видами деятельности превращает досуговые мероприятия в яркие события для детей. Подготовка к ним и их проведение позволяют детям раскрыть индивидуальные особенности.
Отдых — это не лежание на диване или сидение дошкольников на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта в ходе занятий воспитанников различными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., иначе говоря, под отдыхом понимается их активность в различных видах деятельности, способствующих их индивидуальным проявлениям.
Одной из распространенных форм организации досуга детей в дошкольном учреждении являются развлечения, возбуждающие радостные чувства, повышающие жизненный тонус, дающие возможность проявить свою индивидуальность и поверить в свои способности.
Л. И. Пензулаева, Т. И. Осокина, Н. В. Потехина, И. А. Анохина отмечают, что организация физкультурного досуга имеет большой потенциал для развития двигательной деятельности, развития инициативы и активности дошкольников. Физкультурные развлечения помогают реализовать задачи по развитию у детей дошкольного возраста волевых качеств, смелости, ловкости, выносливости, умений проявлять свои способности.
Литературные и музыкальные развлечения, интегрируя разные виды искусства (литература, музыка, танец), также часто применяются в образовательном процессе дошкольного учреждения. Особую роль литературный и музыкальный досуги играют в создании условий для формирования эмоционально-чувственной сферы дошкольников, индивидуального стиля поведения в зависимости от их интересов и способностей.
Досуговая деятельность с опорой на литературное, поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство вызывает у дошкольников мощнейший эмоциональный отклик, восприятие поэтического слова, мелодии, художественных, пластических образов развивает восприятие, речь, коммуникативные способности, а также формирует эстетические потребности вкус и оценку.
Большое значение в развитии индивидуальности дошкольников имеют развлечения, построенные на театрально-игровой деятельности. Л. С. Выготский считает, что театр — это средство развития внутреннего мира ребенка, его чувств, умения выразить себя. Досуговая театрально-игровая деятельность в дошкольном учреждении притягивает дошкольников своей живописностью, динамикой и многообразием. В процессе досуговой театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются принятые в обществе модели поведения, развивается самостоятельность, инициатива и умение самореализовать себя [3].
Согласно исследованиям Т. С. Комаровой, Т. А. Котляковой, художественный досуг дошкольников позволяет объединить различные продуктивные виды деятельности, например, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд, и считается результативным средством реализации индивидуального подхода. Создание условий для изобразительной деятельности, изготовления поделок с применением разнообразных техник (бисероплетение, квилинг и др.) и последующим представлением их на выставках способствует полноценному выражению индивидуальных особенностей детей [4].
Особое место в организации досуга дошкольников занимают праздники, соединяющие в себе различные виды искусства и активности детей, развивающие их самостоятельность в проявлениях индивидуального стиля поведения, желание к самореализации и самоконтролю, эстетическое отношение к окружающей действительности. В практике дошкольного образования традиционной стала тематика, связанная с календарными праздниками. Но структура праздников может быть различной.
Уже на этапе составления программы или сценария педагог должен учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать на что нужно обратить внимание в его развитии. Следует отметить, что большие возможности для демонстрации индивидуальных способностей детей предоставляет сам процесс проведения праздника.
Благоприятная атмосфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми создается также благодаря такой форме досуга как самодеятельное объединение по интересам. В это форме развитие индивидуальных особенностей детей осуществляется условиях общности и на основе свободы выбора деятельности, в соответствии с их предпочтениями.
Таким образом, через виды деятельности, организуемые в процессе различных форм досуга формируется и осознается опыт дошкольника, дифференцируются и усовершенствуются его личностные качества и способности. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает все больше обращать внимание на индивидуальные особенности, оценивать свое поведение и его результаты. Досуг позволяет использовать личное время по своему желанию для саморазвития, совершенствования способностей и умений. Разносторонняя направленность досуга обеспечивает каждому дошкольнику возможность проявлять себя в той деятельности, в которой он может реализоваться в зависимости от своих интересов и способностей. При этом важную роль играет диагностика особенностей развития ребенка, которая помогает педагогу целенаправленно выстроить работу.
Литература:
- Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психол. труды: В 2 т. — М.: Просвещение, 2000. Т. 1.
- Вершинина Л. В., Каримова А. С. Реализация принципа индивидуализации в процессе освоения дошкольниками математических представлений. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-individualizatsii-v-protsesse-osvoeniya-doshkolnikami-matematicheskih-predstavleniy/viewer (дата обращения: 13.03.2022).
- Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования. — М.: Просвещение, 2014.
- Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Просвещение, 2014.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Ладохина И. Ю. Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе: автореф. дис… канд. пед. наук. —Рязань, 2012.
- Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. Учрежд. высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х томах. — М.: Просвещение, 2014.