Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в управлении государством. В статье, рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. ИКТ является одной из важных частей администрации в настоящее время, будь то предоставление государственных услуг населению страны или поддержание правопорядка в государстве. Государственное управление и технологии ИКТ сегодня идут рука об руку для результативного развития страны. В статье отмечается, что с использованием ИКТ администрация становится более прозрачной в своей работе и предоставляет людям столь необходимые государственные услуги вовремя и точно. Практически во всех случаях, информационные системы и технологии, направлены на обеспечение принципа гласности в сфере государственного управления, а также более эффективную коммуникацию и оптимизацию работы в целом. Отмечаются также проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления.
Ключевые слова : информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), цифровизация, государственное управление, государственная служба, электронный документооборот, информационное общество.
Information and communication technologies (ICT) play an important role in government. This article is devoted to the importance of ICT in public administration and their use in management. ICT is one of the important parts of the administration at the present time, whether it is the provision of public services to the population of the country or the maintenance of law and order in the state. Public administration and ICT technologies today go hand in hand for the effective development of the country. The article notes that with the use of ICT, the administration becomes more transparent in its work and provides people with much-needed public services on time and accurately. In almost all cases, information systems and technologies are aimed at ensuring the principle of transparency in the field of public administration, as well as more effective communication and optimization of work in general. The article discusses the problems and prospects of using information and communication technologies in the field of public administration.
Keywords : information and communication technologies (ICT), digitalization, public administration, public service, electronic document management, information society.
В настоящее время, в эпоху мировой информатизации, трудно представить, любую сферу человеческой деятельности, без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время компьютерные технологии — это огромное количество информационных средств, которые постоянно развиваются и совершенствуются.
Все более значимую роль ИКТ приобретают и в сфере государственного управления. Стоит сказать, что данная тема актуальна, поскольку в современном государственном управлении появляются электронная демократия и электронное законотворчество, благодаря вызовам современного мира. Цифровизация всех сфер жизни значительно облегчает процесс взаимодействия между людьми, так как цифровизация органов государственной власти позволяет им бесперебойно функционировать даже в сложнейших ситуациях, позволяет оптимизировать ресурсы и документооборот. Информатизация процесса избрания парламентариев значительно повышает уровень прозрачности проходящих выборов и законотворческой деятельности, что положительно влияет на снижение уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах.
Технология ИКТ играет важную роль во всех сферах государственной власти, одной из которых является государственное управление. Одной из наиболее важных задач государственного управления является задача, направленная на то, чтобы обеспечить защиту, как самих граждан, так и государство в целом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют существенную роль в каждой области работы правительства, они предоставляют услуги гражданам в установленные сроки и играют значительную роль в упрощении работы государственного управления.
В настоящее время, с помощью ИКТ-технологий граждане получают все услуги, сидя прямо у себя дома, будь то покупки или оплата любых счетов. ИКТ обеспечивают легкий доступ ко всей необходимой информации, простой и доступный, даже доступ к образованию улучшился благодаря использованию ИКТ.
Технологии ИКТ стали необходимостью настоящего времени, так как в государственном управлении используются технологии ИКТ во всех областях, будь то для предоставления услуг гражданам или предоставления им необходимой информации.
Основными целями ИКТ в сфере государственного управления являются:
– снижение административных барьеров;
– повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
– упрощение процедуры и уменьшение сроков их предоставления;
– разработка и внедрение единых стандартов обслуживания населения.
Информационно-коммуникационные технологии в области управления включает в себя:
- Внутреннее администрирование. Это изменение во внутреннем управлении за счет использования электронных преобразований в традиционном функционировании администрации и сделали его более подотчетным, а также повысило прозрачность и сделало управление более ориентированным на граждан.
- Планирование и принятие решений. Осуществляется администрацией страны, где технология ИКТ играет существенную роль, в оказании услуг или приобретении информации. Так, компьютеризация всех правительственных департаментов способствует упрощению ведения всех записей и облегчает и повышает эффективность принятия решений. Благодаря использованию компьютеров департаменты сделали систему эффективной при разработке политики и ее реализации. Всем сотрудникам офисов местного уровня стало проще получать доступ к данным для повседневного администрирования.
Стоит сказать, что предоставление государственной и муниципальной услуги, по своей сути, является ничем иным, как именно обращением гражданина в орган государственной или муниципальной власти в рамках реализации своего конституционного права на обращение в орган государственной власти. Так, к примеру, многофункциональные центры (МФЦ), объединили на своей базе практически все государственные и муниципальные органы публичной власти, максимально сгладив административный императив данных органов при предоставлении государственных услуг.
- Предоставление услуг. Так, были созданы интернет-порталы субъектов Российской Федерации и Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) «www.gosuslugi.ru». Технологии ИКТ позволили администрации предоставлять гражданам следующие виды услуг:
– записаться на прием к врачу;
– получить загранпаспорт;
– записать ребенка в детский сад;
– проверить и оплатить штрафы или судебную задолженность и т. д.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет исключить простаивание в длинных очередях, значительно ускорить процесс предоставления государственных услуг, расширить спектр их предоставления, расширить возможности самообслуживания граждан, исключить коррупционную составляющую, повысить правовую осведомленность населения, значительно повысить уровень конкурентоспособности экономики, занять лидирующие позиции на мировой арене, а также повысить уровень эффективности государственного управления.
Наряду с этим возникают проблемы в развитии электронного правительства в стране. К ним относится:
– компьютерная безграмотность определенных слоёв населения. Решением данного вопроса может быть организация курсов по получению первичных навыков использования электронных сервисов, а также выделение социальных работников пожилым людям с целью информирования и помощи в получении государственных услуг дистанционно.
– недостаточное обеспечение кибербезопасности остается ключевой задачей. Так, большинство атак связано не с недостатками защиты платформы, к примеру портала «Госуслуг», а с невнимательностью самих пользователей.
Решением данного вопроса может быть введение обязательной двухфакторной авторизации на «Госуслугах»: помимо логина и пароля для входа потребуется СМС-подтверждение.
Таким образом, в настоящее время, использование ИКТ-технологий возросло во всех сферах государственного управления, а также роль государственного управления возрастает день ото дня, в связи с новыми вызовами, которые встают перед администрацией для решения. Одной из самых больших проблем в настоящее время является обеспечение кибербезопасности людей. Использование ИКТ имеет определенные преимущества, но при этом возникают и определенные проблемы. Администрация должна делать все возможное, чтобы обеспечить безопасность граждан. Огромным преимуществом является то, что с использованием ИКТ-технологий управление становится более прозрачным и подотчетным людям. В ближайшем будущем, роль ИКТ будет возрастать в эффективном предоставлении услуг гражданам администрацией, а также поможет улучшить саму администрацию.
Литература:
- Лолаева А. С. Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности ГД ФС РФ. // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 1. С. 32–40.
- Хайбуллина С. А. Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий / С. А. Хайбуллина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 374–377.