В настоящее время весь мир находится накануне новой технологической революции, которая, несомненно, повлечет за собой трансформацию всех сфер деятельности человека. Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая роль. Современные технологии предоставляют организациям многочисленные возможности, использование которых позволяет вывести бизнес на новый уровень. Автоматизация отдельных бизнес-процессов, использование технологий для создания лучшего продукта, а также наличие материальных активов более не является залогом конкурентного преимущества компании.
Новые требования рынка включают в себя более глубокое проникновение технологий во все бизнес-процессы и интеграцию цепочек создания стоимости. Цифровизация организации подразумевает собой объединение и использование материальных и цифровых активов, трансформацию и интеграцию всех направлений деятельности организаций, а также предложение цифровых товаров и услуг.
Ключевые слова: цифровая трансформация бизнеса, бизнес-модели цифровизации.
Цифровизация, как глобальный процесс, преобразовывает не только организации, но и пользовательский опыт. Широкое распространение персональных компьютеров и мобильных устройств, улучшение работы сети Интернет, а также повышение ее доступности оказывают прямое влияние на изменения потребностей клиента и способы их удовлетворения [1].
Современный потребитель также выдвигает новые требования такие, как высокое разнообразие продуктов, доступность, индивидуализация и скорость обслуживания, вынуждая компании под них адаптироваться. Инновационные технологии позволяют компаниям становиться более клиентоориентированными, выстраивая омниканальное пространство и налаживая коммуникацию с клиентами.
Внедряя в свое устройство цифровые технологии и трансформируя свои бизнес-процессы, компании стали склоняться в пользу платформенных 4 решений, в результате чего стали появляться новые модели ведения бизнеса. Цифровые платформы и формируемые ими экосистемы видоизменяют целые отрасли, формируют новые рынки и становятся новыми двигателями экономического роста и инноваций. Цифровизация выводит на рынок компании с более совершенным устройством. Компании-экосистемы имеют целый ряд преимуществ перед компаниями с «трубопроводными» бизнес-моделями.
Основными такими преимуществами являются наличие сетевого эффекта и снижение различного рода издержек (трансакционных, временных и т. д.) за счет налаживания прямых связей между производителями и потребителями, минуя посредников. Экосистемы при наличии сильных сетевых экстерналий способны за относительно короткий срок достигать значительной рыночной власти, распространяясь в мировых масштабах и замещая традиционных рыночных игроков. Тем не менее, высокая вероятность появления новых более совершенных технологий оказывает конкурентное давление даже на лидирующие цифровые компании, вынуждая их постоянно совершенствоваться вместе с новыми технологиями [2,3].
Относительно цифровой эволюции организациям необходимы постоянные изменения и адаптация, чтобы поддерживать свое существование на рынке, постоянно трансформируясь вместе с ним. Так сформулирована гипотеза Черной королевы — эволюционная гипотеза, которая с недавних пор стала применима к современному бизнесу. Таким образом, цифровая трансформация бизнес-моделей стоит на повестке дня многих компаний по всему миру. Однако многие мировые лидеры сферы бизнеса еще не адаптировались к проблемам и возможностям цифровизации и не готовы к концептуальному прорыву, который она в себе заключает.
С 1960-х годов цифровые технологии стали внедряться во все сферы деятельности человечества. Первый этап развития цифровых технологий спровоцировал автоматизацию бизнес-процессов организаций, второй этап повлек за собой проникновение и повсеместное использование сети Интернет и мобильной связи.
Развитие IT-технологий и цифровой инфраструктуры привели не только к повсеместному использованию Интернета, но и к появлению огромного числа новых компаний, а также продуктов и сервисов, что кардинально поменяло представление о бизнесе и ознаменовало переход к новой цифровой эпохе. В последние годы под влиянием цифровых технологий нового поколения, именуемых «сквозными» за счет своих масштабов и глубины проникновения, развернулась новая волна трансформации организаций. По заявлению Всемирного экономического форума внедрение новых технологий способно повысить эффективность компаний более чем на 40 % и что в ближайшем будущем именно эффективное использование IT — технологий будут залогом успешного функционирования как отдельных организаций, так и целых стран.
IT-технологии и цифровая трансформация бизнеса. IT-технологии — достаточно абстрактное понятие, включающее в себя «все способы сбора, обработки, хранения, поиска, передачи и представления информации в электронном виде». За счет своего разнообразия и потенциальной интегрируемости технологии проникают во все традиционные сектора экономики, видоизменяя их. Задавая направления трансформации, цифровые инновации способствуют возникновению новых рынков и ниш [4].
Исследования в области управления описывают феномен цифровой трансформации как использование новых цифровых технологий для содействия значительным улучшениям в ведении бизнеса. Этот феномен еще не до конца изучен, однако многие научные исследователи утверждают, что для грамотной трансформации организации, в первую очередь, важно понимать изменение портрета потребителя. Научные исследователи утверждают, что цифровые технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Информационные технологии, позволяя равноправное сравнение производителей, во многом сдвигает полномочия в сторону потребителя, требуя от организаций незамедлительных реакций в реальном времени вне зависимости от местоположения их клиентов.
Цифровая трансформация для бизнеса означает повышенную ориентированность на потребности клиента, в результате чего формирование товара или услуги в большей мере зависит от требований потребителя, а не от предложения производителя. Решающую роль в выборе клиента также играют скорость удовлетворения потребностей. Соответственно, для результативной трансформации компаниям необходимо внедрять те или иные цифровые инновации, учитывая все вышеперечисленные изменения в поведении потребителя. Новые бизнес-модели максимально клиентоориентированы, что во многом определяет их структуру, начиная от формирования ценностного предложения, создаваемого по прогнозируемому запросу клиента, и заканчивая потоком доходов, соотносящегося со временем использования продукта.
Исследования в области управления описывают феномен цифровой трансформации как использование новых цифровых технологий для содействия значительным улучшениям в ведении бизнеса. Этот феномен еще не до конца изучен, однако многие научные исследователи утверждают, что для грамотной трансформации организации, в первую очередь, важно понимать изменение портрета потребителя. Научные исследователи утверждают, что цифровые технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Информационные технологии, позволяя равноправное сравнение производителей, во многом сдвигает полномочия в сторону потребителя, требуя от организаций незамедлительных реакций в реальном времени вне зависимости от местоположения их клиентов. Цифровая трансформация для бизнеса означает повышенную ориентированность на потребности клиента, в результате чего формирование товара или услуги в большей мере зависит от требований потребителя, а не от предложения производителя. Решающую роль в выборе клиента также играют скорость удовлетворения потребностей [5].
Инновационные технологии во многом расширяют возможности компаний по оптимизации различных бизнес-процессов и повышают качество принятия управленческих решений. В компаниях нового поколения все чаще стали входить в использование облачные вычисления, структурирующие и оптимизирующие сбор и хранение информации. В дополнении к этим инновациям компании применяют технологии машинного обучения и искусственного интеллекта, позволяющие провести более глубокий анализ данных и сделать более качественные прогнозы.
Литература:
- Маркова В. Д. Вызовы цифровой трансформации и бизнес высоких технологий. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. Стр.84–102.
- Паркер Д., Маршалл ван А., Чаудари С. «Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас» —М: Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2017, стр. 27, 29, 43–45.
- Соколов-Митрич Д. В. Яндекс.Книга. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 368 с.
- Тиль П., Мастерс Б. От нуля к единице: как создать стартап, который изменит будущее = Zero To One Notes on Startups, or How to Build the future. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 192 с.
- Marshall W. Van A., Parker G. and Choudary S. P. Platform revolution. –New York: Norton & Company, 2017. P. 352.