Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Минейкина, Н. В. Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками / Н. В. Минейкина, К. П. Шибаева, А. С. Юсова, Д. С. Платонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89654/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье речь идет о важности и необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то, какими они будут, таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравственных качеств, любви к своей родине, семье играет детский сад. Важное место в нравственном воспитании играет чтение чувашских народных сказок в детском саду.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, чувашские сказки, любовь к своей Родине.

В современном мире ребёнок очень мало времени проводит со взрослыми, но огромное количество времени уделяет просмотру телевизора, компьютера и телефона. В связи с этим мы все чаще стали наблюдать примеры детской агрессии, жестокости по отношению друг другу. У детей отсутствует представление о нравственных качествах: о справедливости, доброте, милосердии.

Одна из форм воспитания и обучения подрастающего поколения является сказка. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника» — писал Сухомлинский В. А.

Именно в чувашских сказках главными нравственными ценностями является любовь к своей родине, трудолюбие, правдивость, честность. Чувашские сказки, детей младшего дошкольного возраста, учат простым мудростям: жить дружелюбно, быть терпеливым, преодолевать жизненные трудности не одному, а вместе сообща.

Сказка является одним из эффективных способов развития речи у детей и играет огромную роль в формировании личности ребенка.

Цель проекта: развитие интереса детей к чувашским народным сказкам, создание условий для активного использования этих сказок в деятельности детей.

Задачи проекта:

  1. дать детям представление о чувашских народных сказках;
  2. обогащать словарный запас детей, повысить выразительность речи;
  3. развивать мышление, воображение;
  4. развивать умение отличать, как хорошее, так и плохое и в жизни и в сказках;
  5. повысить у родителей педагогическую компетентность в воспитании детей младшего возраста, используя устное народное творчество.

Участники проекта:

  1. Дети второй группы раннего возраста — непосредственные участники проекта.
  2. Воспитатель реализует проект. Дает информацию родителям об изменениях и результатах, которые смогли достичь их дети. Готовит для группы пособия, материалы, которые необходимы для реализации проекта.
  3. Родители воспитанников — активно взаимодействуют и сотрудничают с педагогами при проведении и организации мероприятий, которые запланированы в рамках реализации проекта.

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выбор темы, формулировка целей и задач, реализация проекта.

2. Подбор и систематизация методической литературы.

3. Подбор наглядных и дидактических пособий.

4. Подбор литературы

5. Составление рекомендаций для родителей

С детьми:

1. Просмотор иллюстраций, картинок и карточек к сказкам.

2. Беседа «Какие сказки я знаю»

3. Знакомство со сказками «Сармантей», «Лиса — плясунья» «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Пукане», «Мост Азамата»

4. Проведение занятий по лепке и рисованию по выбранной теме.

5. Загадывание загадок по сказкам.

6. Инсценировка сказок.

7. Прослушивание звукозаписей сказок на чувашском языке.

С родителями:

1. Проведение анкетирования с родителями «Какую роль играет сказка при воспитании ребенка»

2. Консультация «Что и как читать дома детям»

1. Оформление книжного уголка в группе.

2. Изготовление дидактических игр по ч сказкам.

3. Проведение повторной беседы с детьми.

4. Оформления театрализованного уголка

5. Подведение итогов.

6. Подготовка презентации.

7. Награждение семей, которые приняли активное участие в проекте.

Ожидаемые результаты

  1. Ознакомление детей с чувашскими народными сказками.
  2. Повышенный интерес у детей к рассказыванию сказок.
  3. Через имитацию образа героев сказок дети учатся различать, где добрые, а где злые поступки; эмоции и научатся понимать чувства других.
  4. Повысится количество детей с развитой речью и увеличенным словарным запасом.
  5. Увеличение интереса у родителей к совместному чтению с детьми, к участию вместе в различных конкурсах, проектах.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Привлечение к реализации проекта всех семей.
  2. Представление опыта реализации проекта среди различных педагогических сообществ.

Также ведется работа по изучению чувашского языка с воспитанниками. Ведь даже наш знаменитый чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил: «Берегите родных людей и родной язык». Чуваши всегда почитали свой язык и свою семью. Хочется сделать вывод, что каждый человек должен гордиться, любить и оберегать свою родину, свою Отчизну, свой язык, свои сказки, свою культуру.

Литература:

  1. Андреева Н. Н. Воспитание чувашской народной сказкой //Народная школа. — 2019. — № 5–6.
  2. Г. Н. Волков «Асанне калавěсем», («Бабушкины рассказы») Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015, -40с.
  3. Сидорова Л. А., Максимова О. Г. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. — Чебоксары, 2019.
  4. Чувашские сказки и легенды. Перевод Семена Шуртакова. — Чебоксары, 2016.
  5. Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2016. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, реализация проекта, детский сад, нравственное воспитание, подрастающее поколение, родитель, чувашский язык.


Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание, чувашские сказки, любовь к своей Родине

Похожие статьи

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения лю...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Похожие статьи

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения лю...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Задать вопрос