В данной статье речь идет о важности и необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то, какими они будут, таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравственных качеств, любви к своей родине, семье играет детский сад. Важное место в нравственном воспитании играет чтение чувашских народных сказок в детском саду.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, чувашские сказки, любовь к своей Родине.
В современном мире ребёнок очень мало времени проводит со взрослыми, но огромное количество времени уделяет просмотру телевизора, компьютера и телефона. В связи с этим мы все чаще стали наблюдать примеры детской агрессии, жестокости по отношению друг другу. У детей отсутствует представление о нравственных качествах: о справедливости, доброте, милосердии.
Одна из форм воспитания и обучения подрастающего поколения является сказка. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника» — писал Сухомлинский В. А.
Именно в чувашских сказках главными нравственными ценностями является любовь к своей родине, трудолюбие, правдивость, честность. Чувашские сказки, детей младшего дошкольного возраста, учат простым мудростям: жить дружелюбно, быть терпеливым, преодолевать жизненные трудности не одному, а вместе сообща.
Сказка является одним из эффективных способов развития речи у детей и играет огромную роль в формировании личности ребенка.
Цель проекта: развитие интереса детей к чувашским народным сказкам, создание условий для активного использования этих сказок в деятельности детей.
Задачи проекта:
- дать детям представление о чувашских народных сказках;
- обогащать словарный запас детей, повысить выразительность речи;
- развивать мышление, воображение;
- развивать умение отличать, как хорошее, так и плохое и в жизни и в сказках;
- повысить у родителей педагогическую компетентность в воспитании детей младшего возраста, используя устное народное творчество.
Участники проекта:
- Дети второй группы раннего возраста — непосредственные участники проекта.
- Воспитатель реализует проект. Дает информацию родителям об изменениях и результатах, которые смогли достичь их дети. Готовит для группы пособия, материалы, которые необходимы для реализации проекта.
- Родители воспитанников — активно взаимодействуют и сотрудничают с педагогами при проведении и организации мероприятий, которые запланированы в рамках реализации проекта.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
1. Выбор темы, формулировка целей и задач, реализация проекта. 2. Подбор и систематизация методической литературы. 3. Подбор наглядных и дидактических пособий. 4. Подбор литературы 5. Составление рекомендаций для родителей |
С детьми: 1. Просмотор иллюстраций, картинок и карточек к сказкам. 2. Беседа «Какие сказки я знаю» 3. Знакомство со сказками «Сармантей», «Лиса — плясунья» «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Пукане», «Мост Азамата» 4. Проведение занятий по лепке и рисованию по выбранной теме. 5. Загадывание загадок по сказкам. 6. Инсценировка сказок. 7. Прослушивание звукозаписей сказок на чувашском языке. С родителями: 1. Проведение анкетирования с родителями «Какую роль играет сказка при воспитании ребенка» 2. Консультация «Что и как читать дома детям» |
1. Оформление книжного уголка в группе. 2. Изготовление дидактических игр по ч сказкам. 3. Проведение повторной беседы с детьми. 4. Оформления театрализованного уголка 5. Подведение итогов. 6. Подготовка презентации. 7. Награждение семей, которые приняли активное участие в проекте. |
Ожидаемые результаты
- Ознакомление детей с чувашскими народными сказками.
- Повышенный интерес у детей к рассказыванию сказок.
- Через имитацию образа героев сказок дети учатся различать, где добрые, а где злые поступки; эмоции и научатся понимать чувства других.
- Повысится количество детей с развитой речью и увеличенным словарным запасом.
- Увеличение интереса у родителей к совместному чтению с детьми, к участию вместе в различных конкурсах, проектах.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Привлечение к реализации проекта всех семей.
- Представление опыта реализации проекта среди различных педагогических сообществ.
Также ведется работа по изучению чувашского языка с воспитанниками. Ведь даже наш знаменитый чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил: «Берегите родных людей и родной язык». Чуваши всегда почитали свой язык и свою семью. Хочется сделать вывод, что каждый человек должен гордиться, любить и оберегать свою родину, свою Отчизну, свой язык, свои сказки, свою культуру.
Литература:
- Андреева Н. Н. Воспитание чувашской народной сказкой //Народная школа. — 2019. — № 5–6.
- Г. Н. Волков «Асанне калавěсем», («Бабушкины рассказы») Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015, -40с.
- Сидорова Л. А., Максимова О. Г. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. — Чебоксары, 2019.
- Чувашские сказки и легенды. Перевод Семена Шуртакова. — Чебоксары, 2016.
- Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2016. — 80 с.